ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-429/2018 от 22.02.2018 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Никитина М.В.

Дело № 33а-429/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Вереса И.А.

и судей

Ерютина К.И., Гончаровой Н.В.,

при секретаре

Выстровой Л.Ю.

22 февраля 2018 года в г. Петропавловске-Камчатском рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации Паратунского сельского поселения Царькова Д.А. на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 13 ноября 2017 года, которым постановлено:

административное исковое заявление заместителя Елизовского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Паратунского сельского поселения принять меры к ликвидации несанкционированного размещения свалки, расположенной в 2 км от п. Термальный Паратунского сельского поселения, вблизи бывшего совхоза «Термальный», географические координаты № 52?55"556"С.Ш. 158?12"5836"В.Д., в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Заслушав доклад судьи Ерютина К.И., объяснения представителя администрации Паратунского сельского поселения Царькова Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей административного истца Бляхера А.Л. и Мельниченко И.А., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

заместитель Елизовского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с учетом уточнения требований, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края (далее также администрация ПСП). В обоснование заявленных требований указал, что на территории Паратунского сельского поселения в карьере в районе пос. Термальный, вблизи бывшего совхоза «Термальный» (географические координаты 52?55"556" Северной широты 158?12"5836" Восточной долготы) обнаружена несанкционированная свалка отходов 4-5 класса опасности: лом и отходы черных металлов, строительный мусор, твердые коммунальные отходы. Обязанность по организации регулярной очистки от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями на территории муниципального образования лежит на администрации ПСП.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Мизинин Н.В. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель администрации ПСП Царьков Д.А. требования не признал, пояснив, что администрация ПСП не является надлежащим ответчиком. Мусор частично со свалки убран, кроме отходов повышенной опасности. Двух месяцев для ликвидации несанкционированной свалки недостаточно.

Представитель заинтересованного лица администрации Елизовского муниципального района (далее - администрация ЕМР) Виноградова Н.А. требования полагала обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснила, что администрация ПСП наделена полномочиями в области обращения с отходами, обязана осуществлять муниципальный земельный контроль за счет межбюджетных трансфертов. Постановлением Правительства Камчатского края от 25 декабря 2015 года №494-п утверждена государственная программа Камчатского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Камчатском крае на 2016-2020 годы». Подпрограммой 4 Программы за счет средств краевого бюджета предусмотрены мероприятия «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае». Согласно соглашению о реализации закона Камчатского края в краевом бюджете на текущий 2017 финансовый год в части предоставления средств из краевого бюджета в части указанных мероприятий Паратунскому сельскому поселению на реализацию мероприятия «Разработка и реализация мер, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду» из краевого бюджета выделено 75900 руб.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебном заседании участия не принимал.

Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации ПСП Царьков Д.А., ссылаясь на неправильное применение норм материального права, ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного решения - об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В письменных возражениях представитель администрации ЕМР Виноградова Н.А. полагает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В письменных возражениях представитель административного истца Мельниченко И.А. полагает решение суда первой инстанции правильным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Схожие положения содержатся в п.п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), согласно которым к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений. К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ).

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (п.п. 1, 3 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вблизи бывшего совхоза «Термальный», в карьере, в 2 км от пос. Термальный, географические координаты 52?55"556" Северной широты 158?12"5836" Восточной долготы, обнаружена несанкционированная свалка отходов 4-5 класса опасности: лом и отходы черных металлов, строительный мусор, твердые коммунальные отходы, площадь свалки не менее 250 кв. м.

Указанный земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположен на территории Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что между администрацией ЕМР и администрацией ПСП 6 июня 2017 года заключено соглашение, по условиям которого последней переданы полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета ЕМР. Кроме того, в 2017 году Паратунскому сельскому поселению на реализацию мероприятия «Разработка и реализация мер, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду» из краевого бюджета выделено 75878 рублей. Поскольку несанкционированная свалка отходов находится на территории Паратунского сельского поселения, обязанность по ее ликвидации лежит на администрации ПСП.

Судебная коллегия не может согласиться с этими выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

К вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 указанного Федерального закона).

Законом Камчатского края от 1 июля 2014 года №472 «О закреплении отдельных вопросов местного значения городских поселений за сельскими поселениями в Камчатском крае» за сельскими поселениями в соответствии с настоящей статьей, уставом муниципального района и уставами сельских поселений закреплены вопросы местного значения городских поселений, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 12 ст. 3).

Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Передача полномочий между муниципальными образованиями различного уровня возможна на основании закона субъекта Российской Федерации и принятых в соответствии с ними устава муниципального района и уставов сельских поселений. В таком случае, полномочия по решению таких вопросов переходят к компетенции сельских поселений за счет их собственных средств.

Таким образом на основании п. 12 ст. 3 Закона Камчатского края от 1 июля 2014 года №472 «О закреплении отдельных вопросов местного значения городских поселений за сельскими поселениями в Камчатском крае» администрация ПСП принимает участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов за счет собственных средств.

Между тем передача указанных полномочий администрации ПСП по обращению с твердыми коммунальными отходами не свидетельствует о возникновении у администрации ПСП обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов 4-5 классов опасности.

В случае перераспределения вопросов местного значения путем заключения соглашения между муниципальными образованиями различного уровня их правовая природа не меняется, поскольку они передаются на определенный срок и при условии определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. Изменяются лишь органы, которые после перераспределения полномочий должны их выполнять.

Исходя из этого, заключение между администрацией ЕМР и администрацией ПСП соглашения от 6 июня 2017 года, срок действия которого установлен с 13 мая 2017 года по 31 декабря 2017 года, не может являться основанием для возложения на администрацию ПСП обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов, поскольку предметом соглашения являются передача полномочий, предусмотренных пунктом 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который также не содержит вопросов, связанных с обезвреживанием и захоронением отходов 4-5 класса опасности (л.д. 140-143).

Кроме того, предметом соглашения №13 от 7 августа 2017 года, в рамках которого администрации ПСП выделены денежные средства в размере 75878 руб., является «Разработка и реализация мер, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду» - мероприятия по возмещению причиненного вреда окружающей среде при размещении бесхозяйственных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов (л.д. 144-150).

Ссылка представителя административного истца на то, что согласно пункту 2.3 Правил благоустройства и содержания территории Паратунского сельского поселения, утвержденных решением собрания депутатов ПСП от 5 декабря 2017 года № 133, удаление отходов производства и потребления, рекультивация территорий свалок производится за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Паратунского сельского поселения, также не свидетельствует о наличии у администрации ПСП обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов 4-5 классов опасности, поскольку указанные полномочия в силу п. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ могут быть переданы администрации поселения на основании закона субъекта РФ или соответствующих соглашений за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района.

Учитывая, что действующим законодательством, регулирующим отношения в сфере оборота отходов производства и потребления, ликвидация несанкционированных свалок отходов 4-5 класса опасности к компетенции сельских поселений за счет их собственных средств без передачи им соответствующих полномочий на основании закона субъекта РФ и при условии необходимого финансирования, не отнесена, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на администрацию ПСП обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов.

При таких обстоятельствах решение Елизовского районного суда Камчатского края от 13 ноября 2017 года не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения – об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Елизовского районного суда Камчатского края от 13 ноября 2017 года отменить.

В удовлетворении административных исковых требований заместителя Елизовского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Паратунского сельского поселения о возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированного размещения свалки, расположенной в 2 км от п. Термальный Паратунского сельского поселения, вблизи бывшего совхоза «Термальный», географические координаты № 52?55"556"С.Ш. 158?12"5836"В.Д., в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда - отказать.

Председательствующий

Судьи