Судья Николаева Л.А. Дело № 33а-42/16(33а-5113/15)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 11 января 2016г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Холмогорова И.К.,
при секретаре Кононове С.К.,
с участием прокурора Ларионова Э.Н., представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Якутского городского суда от 06 ноября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г.Якутска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», выразившееся в непредставлении метеорологической информации органу обслуживания воздушного движения ВРЦ Полярный, которым
постановлено:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать бездействие ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» незаконным.
Обязать ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» предоставлять метеоинформацию согласно порядку, установленному п.50 ФАП «Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов», утвержденных Приказом Минтранса России от 03.03.2014 N 60, и ст. 68 Воздушного кодекса РФ.
Обязать ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» сообщить об исполнении решения по административному делу в прокуратуру г.Якутска после вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Якутска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц на бездействие ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». В обоснование требований указал о том, что в результате проведенной проверки соблюдения воздушного законодательства установлено, что в нарушение Федеральных авиационных правил «Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов» ответчиком не предоставлена метеорологическая информация Мирнинскому центру ОВД (ВРЦ Полярный) за май-август 2015г. при наличии соответствующего договора на оказание услуг. Тем самым нарушены права неопределенного круга лиц на безопасность полетов, поскольку предоставление данной информации органам, осуществляющим организацию воздушного движения, является обязательным для исполнения. Ссылаясь на данные обстоятельства, просил суд удовлетворить исковые требования.
Судом принято вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что в данном случае прокурор представляет интересы ФГУП «Госкорпорация при ОрВД», а не неопределенного круга лиц, что является нарушением норм закона. При этом истец вмешивается в сферу экономической деятельности ответчика, что может породить экономический спор. Кроме того, ВРЦ Полярный неправомерно уклоняется от согласования Инструкции, разработанной АМСГ Полярный, предусматривающей объем и порядок предоставления метеорологической информации, что судом не принято во внимание. Как полагает ответчик, он не наделен государственными и иными публичными полномочиями, в связи с чем не является субъектом отношений, регулируемых в порядке КАС РФ. Также обращает внимание на то, что прокурором по результатам проверки деятельности ответчика акт не составлялся, что является нарушением норм федерального законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В п.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ" установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (абзац 2 п.2 ст.21 указанного Федерального закона).
Судом установлено, что по результатам проведенной прокурорской проверки соблюдения воздушного законодательства в области безопасности полетов в ФГБУ «Якутское УГМС» выявлены нарушения в предоставлении авиационной метеорологической информации органам обслуживания воздушного движения (ОВД), расположенным на территории республики. Согласно отчетам о выполнении обязательств за май-август 2015г. метеоинформация ответчиком не предоставлялась Мирнинскому центру ОВД (ВРЦ Полярный). При этом причиной непредоставления соответствующей информации ответчик указал отсутствие полетов и заявок от авиакомпаний.
Суд признал, что непредоставление указанной информации влияет на обеспечение безопасности полетов, может повлечь негативные последствия, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, является незаконным бездействием со стороны ответчика и удовлетворил административный иск прокурора.
Согласно ст.2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.69 Воздушного кодекса РФ предоставление метеорологической информации относится к аэронавигационному обслуживанию. Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Федеральные авиационные правила «Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов», утвержденные приказом Минтранса России от 03 марта 2014г. № 60, (далее – Правила) устанавливают требования к метеорологической информации, предоставляемой для обеспечения полетов воздушных судов, аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, правила и условия ее предоставления.
Правила обязательны для исполнения физическими, юридическими лицами, осуществляющими наблюдения за метеорологическими параметрами, их обработку, предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов, физическими, юридическими лицами, предоставляющими метеорологическую информацию для обеспечения полетов воздушных судов.
Раздел 2 Правил устанавливает требования к метеорологической информации, предоставляемой для обеспечения полетов воздушных судов.
Согласно п.50 Правил зональные прогнозы GAMET выпускаются каждые шесть часов, при этом период их действия составляет шесть часов, и предоставляются потребителям метеорологической информации не позднее чем за час до начала действия GAMET. Зональные прогнозы в формате GAMET выпускаются метеорологическими органами, ответственными за метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов ниже эшелона полета 100 (150 или выше в горных районах).
Раздел 4 Правил регулирует отношения по предоставлению метеорологической информации органам ОВД.
Объем и порядок предоставления метеорологической информации согласовывается метеорологическим органом с соответствующим органом ОВД (п. 78).
Согласно п.82 Правил заступающей на дежурство смене органа ОВД предоставляется аэродромным метеорологическим органом или органом метеорологического слежения метеорологическая консультация, которая содержит: общую характеристику метеорологической обстановки в контролируемых и смежных районах; фактические и ожидаемые метеорологические условия на маршрутах, в районах полетов, на аэродромах вылета, посадки и запасных аэродромах; время запуска и предполагаемые траектории смещения радиозондов, которые могут находиться в контролируемых районах; последние данные о состоянии погоды на местном аэродроме, значение атмосферного давления и тенденция его изменения; готовность метеорологического оборудования, средств связи и дежурной смены метеорологического органа к работе.
Метеорологическая информация для местных диспетчерских пунктов, осуществляющих районное диспетчерское и полетно-информационное обслуживания, включает зональные прогнозы (п.85).
Метеорологическая информация для районных диспетчерских центров, районных центров, осуществляющих районное диспетчерское обслуживание, и центра полетной информации включает зональные прогнозы GAMET (п.86).
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
Данная служба осуществляет метеорологическое обслуживание гражданской и экспериментальной авиации.
ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» учреждено Российской Федерацией, полномочия и функции учредителя от имени РФ осуществляет Росгидромет.Управление является юридическим лицом, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведенных до него Росгидрометом субсидий, выделенных из федерального бюджета, а также средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности.
Согласно п. 3.1 Устава, предметом и основной целью деятельности ФГБУ «Якутское УГМС» является выполнение работ, оказание услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Росгидромета, обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в т.н. экстренной информацией на территории РС(Я) и прилегающих к ней акваториях моря Л-вых и ФИО2 моря.
Для реализации основной цели деятельности осуществляет в установленном порядке за счет субсидий из федерального бюджета предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния. ФГБУ «Якутское УГМС» вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными: подготовку и предоставление физическим и юридическим лицам, в том числе организациям гражданской и экспериментальной авиации, специализированной гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей среды.
Согласно п.3 ст.17 Федерального закона №113-Ф3 "О гидрометеорологической службе" специализированная информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров.
Как следует из материалов дела, 28 января 2015г. между ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») и ФГБУ «Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета») заключен договор № ... на предоставление авиационной метеорологической информации органам ОВД в 2015г. для аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства РФ со сроком действия по 31 декабря 2015г.
Согласно п.1.1 договора ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» обязуется собственными силами и/или с привлечением соисполнителей выполнить услуги по предоставлению авиационной метеорологической информации органам ОВД.
Перечень органов ОВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» - получателей авиационной метеоинформации указан в приложении №1 к данному договору, в том числе ВРЦ Полярный, КДП МВЛ с функциями МДП Полярный (л.д.61).
Перечень предоставляемой авиационной метеоинформации, предоставляемой районным диспетчерским центрам (РДЦ), районным центрам (РЦ), вспомогательным районным центрам (ВРЦ) ЕС ОрВД установлены приложением №3.3 к указанному договору. Согласно п.14 обязаны предоставлять прогнозы погоды (включая коррективы к ним) по районам (площадям) полетов ниже эшелона FL100 (ниже 3000м.) или FL150 (ниже 4550м.) в горной местности.
Перечень авиационной метеорологической информации, предоставляемый местным диспетчерским пунктам (МДП), вспомогательным местным диспетчерским пунктам (ВМДП), вспомогательным диспетчерским пунктам подхода (ВДПП) с функциями МДП Московской воздушной зоны, диспетчерским пунктам полетно-информационного обслуживания (ПИО) в районах полетной информации (РПИ), командно-диспетчерским пунктам местных воздушных линий (КДП МВЛ), установлены приложением №3.4 договора. Согласно п.14 обязаны предоставлять прогнозы погоды (включая коррективы к ним) по районам (площадям) полетов маршрутов ОВД, вне маршрутов ОВД и районам авиаработ.
Согласно приложению №4 договора представителем заказчика ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является филиал «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири», а представителем исполнителя ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» является ФГБУ «Якутское УГМС».
Установлено, что 09 февраля 2015г. между ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» и ФГБУ «Якутское УГМС» заключен договор № ... на предоставление авиационной метеорологческой информации органам ОВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в 2015г. для аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства РФ.
Согласно п.1.1 данного договора ФГБУ «Якутское УГМС» поручается оказание услуг по предоставлению авиационной метеорологической информации органам ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири».
Под услугой понимается предоставление авиационной метеорологической информации услуг в соответствии с приложениями 3.3 и 3.4 к централизованному договору № ... от 28 января 2015г.
Дополнительным соглашением № ... к договору № ... от 28 января 2015г. внесены изменения в п.14 приложений 3.3 и 3.4 о предоставлении зональных прогнозов погоды в формате GАМЕТ.
Данные обязательства административным ответчиком не исполняются, что также подтверждается письмом начальника Саха (Якутского) территориального отдела государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 06 августа 2015г. и представленными суду отчетами о выполнении обязательств и замечаниями к данным отчетам.
Основания, послужившие причиной непредоставления соответствующей информации, как отсутствие полетов и заявок от авиакомпаний, Правилами не предусмотрены. Информация о метеоусловиях, поступающая в аэродромные диспетчерские пункты, является необходимым условием для обеспечения полетов воздушных судов, в том числе их безопасности. Данная информация должна предоставляться регулярно через каждые 6 часов, а не по заявкам от авиакомпаний, как ошибочно полагает ответчик.
В соответствии со ст.14 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства обеспечивается посредством безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
В силу п.2.1 Устава ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", предприятие создано в целях повышения безопасности и регулярности полетов воздушных судов, формирования единой хозяйственной системы управления воздушным движением и регулирования использования воздушного пространства РФ. Является хозяйствующим субъектом, и осуществляемая ею деятельность является публично значимой, затрагивающей права и интересы неопределенного круга лиц.
Метеорологическое обеспечение полетов осуществляется в целях обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов путем предоставления требуемой метеорологической информации пользователям воздушного пространства, органам, осуществляющим организацию воздушного движения (п. 8.20 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128).
По настоящему делу оспаривается бездействие административного ответчика, выразившееся в непредоставлении метеоинформации органу ОВД - ВРЦ Полярный, в нарушение п.50 Федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность полетов, также могут повлечь нарушение воздушного законодательства РФ, создать аварийную ситуацию и иные тяжкие последствия.
При этом договорные и имущественные отношения хозяйствующих субъектов не затрагиваются, поскольку обязанность предоставления соответствующей информации установлена воздушным законодательством Российской Федерации и обязательна для исполнения гражданами и юридическими лицами. Договор № ... от 28 января 2015г., заключенный между ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», не оспаривается, недействительным не признан.
Таким образом, со стороны административного ответчика имеет место незаконное бездействие по непредоставлению необходимой метеоинформации, повлекшее нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность полетов.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования прокурора, возложив на административного ответчика обязанность предоставить метеорологическую информацию в соответствии с нормативными требованиями.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Выводы суда обоснованны и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.
В соответствии с ч.5 ст.310 КАС РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Ссылка в жалобе о том, что представитель ответчика допущен на судебное заседание без предъявления документа о своем образовании, не свидетельствует о незаконности решения суда. Данный факт не влечет отмену правильного по существу решения суда, поскольку в представленной суду доверенности указано о том, что Л. является .................... отдела Учреждения, что предполагает обязательное высшее юридическое образование.
Участием представителя ответчика в судебном заседании не могут быть нарушены права ответчика. Представитель ответчика действовал в рамках своих полномочий по доверенности и осуществлял защиту интересов работодателя.
Согласно приложению №4 договора № ... от 28 января 2015г. ФГБУ «Якутское УГМС» является представителем исполнителя ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» по предоставлению авиационной метеорологической информации органам ОВД, в связи с чем настоящее дело правильно рассмотрено в порядке, предусмотренном положениями КАС РФ.
Вопреки утверждениям административного ответчика вмешательства в договорные отношения и хозяйственную деятельность со стороны прокурора не усматривается. В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Следует иметь в виду, что обязанность предоставления метеорологической информации установлена воздушным законодательством Российской Федерации, регулируется федеральными авиационными правилами, следовательно, должна исполняться независимо от того, заключен соответствующий договор или нет и какие условия при этом предусмотрены сторонами.
Остальные доводы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 06 ноября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г.Якутска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», выразившееся в непредставлении метеорологической информации органу обслуживания воздушного движения ВРЦ Полярный, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Иванова М.Н.
Холмогоров И.К.