ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0020-01-2021-000433-48
судья Рабдаева Н.Г.
дело № 33а-4321, пост. 6 декабря.2021 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Улан-Удэ 2 марта 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Булгытовой С.В.,
судей коллегии Матвеевой Н.А.,Ихисеевой М.В.,
при секретаре Гетмановой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8по Республике Бурятия к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам (сборам), пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 22 сентября 2021 года, которым постановлено:
взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Бурятия задолженность в общей сумме 38 795руб., 76 коп., в том числе:
-по страховым взносам на обязательное страхование в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017г.): налог в размере 29535,20 руб., пени в размере 1 924,48 руб.
-задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г.: налог в размере 6 884 руб., пени-в размере 447 руб.,69коп.
Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход федерального бюджета в размере 1 363руб.87 коп.
Заслушав доклад судьи Ихисеевой М.В., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Бурятия просила взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 29 535руб., 59 коп., пени ( по состоянию на 31.08.2021г.) в размере 2189,25 руб.; задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 6 884 руб., 40коп., пени в размере 435,22 руб.
Требования основаны на том, что административный ответчик ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Бурятия с 10.05.2017г. и является плательщиком указанных платежей согласно п.1 ст. 430 НК РФ. Между тем ею допущена задолженность по их уплате.
Налоговым органом на основании статьи 69, 70 НК РФ в связи с неисполнением обязанности по оплате страховых взносов в адрес административного ответчика направлены налоговые требования: №3472 от 29.01.2020г. об оплате недоимки и пени по страховым взносам на ОПС, ОМС в общей сумме 36449,39руб. в срок до 24.03.2020г.; №79249 от 02.10.2019г. об оплате недоимки и пени по страховым взносам на ОПС и ОМС в общей сумме 2 594,67руб. в срок до 19.10.2019г.
Суммы налога и пени налогоплательщиком в указанные сроки не оплачены.
28.07.2020 г. мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 имеющейся задолженности по страховым взносам.
28.08.20г. судебный приказ от 28.07.2020г.в связи с возражениями должника отменен.
Административный истец обратился в районный суд с указанным иском 20.02.2021 года.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца участия не принимал, административный истец извещен надлежащим образом о судебном заседании.
Суд счел возможным, при отсутствии возражений административного ответчика, рассмотрение дела в отсутствие не явившегося участника судебного разбирательства.
Административный ответчик ФИО1 доводы административного иска не признала, просила исковые требования оставить без удовлетворения.
Районным судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, административный иск оставить без рассмотрения, поскольку административное исковое заявление не подписано начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Бурятия ФИО2, а у представителя истца ФИО3 отсутствовали полномочия на подписание и предъявление в суд административного искового заявления. Данное обстоятельство послужило основанием для отмены судебной коллегией по административным делам Верховного суда Республики Бурятия определения суда об оставлении настоящего иска без рассмотрения. Допущенные нарушения налоговой инспекцией районным судом устранены не были, полагает, что иск должен быть оставлен без рассмотрения, а не рассмотрен иск по существу.
В письменных возражениях административный истец указывает на законность и обоснованность принятого судом решения, на ошибочность позиции административного ответчика.
Определением Верховного суда Республики Бурятия осуществлена замена административного истца Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Бурятия на его правопреемника Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия.
В заседание судебной коллегии административный ответчик не явился, несмотря на надлежащее извещение его судом о месте и времени судебного заседания, уважительной причины своей неявки не представил, не просил об отложении судебного заседания.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным при отсутствии возражений представителя административного истца, рассмотрение дела в отсутствие не явившегося административного ответчика ФИО1
Представитель административного истца по доверенности ФИО4 возражал против доводов апелляционной жалобы, указывал на законность и обоснованность принятого районным судом решения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя административного истца ФИО4, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Согласно п.1 ст.430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионного страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плетельщика за расчетный период превышает 300 000 рублей,- в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 34 448 рублей за расчетный период 2020 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как проведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионного страхование, установленного п.2 ст.425.
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного п.2 ст.425 НК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу ч.3 п.1 ст. 45 НК РФ неисполнение или надлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Вследствие несвоевременной оплаты налоговых обязательств в соответствии со ст. 75 НК РФ могут быть начислены пени.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно, сумма пеней, начисленных на недоимки, не может превышать размер этой недоимки.
Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на время расчета.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования административного истца о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщику в установленный срок направлено требование об уплате задолженности по страховым взносам с указанием срока оплаты, расчет задолженности произведен налоговым органом верно.
Судебная коллегия находит решение районного суда законным и обоснованным.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 состоит на налоговом учете в качестве адвоката с 10.05.2017г. по настоящее время.
Обязанность по уплате страховых взносов административный ответчик ФИО1 не исполнила в срок, допустила задолженность.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов(расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В связи с неисполнением обязанностей по уплате указанных платежей, инспекцией в соответствии с требованиями ст. 69 Налогового Кодекса РФ направлены требования об уплате страховых взносов №3472 от 29.01.2020г. с указанием срока добровольной оплаты до 24.03.2020г.уплатить недоимку и пени по страховым взносам на ОПС,ОМС в общей сумме 36449,39руб.; №79249 от 02.10.2019г. с предложением в срок до 19.10.2019г. уплатить недоимку и пени по страховым взносам на ОПС и ОМС в общей сумме 2 594,67 руб.
Указанные суммы, подлежат уплате в соответствии с п.1 ст. 430 НК РФ в фиксированном размере. При этом, с учетом того, что величина дохода плательщика за 2018 г. превысила 300 000 руб. плательщику исчислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование (в размере 1% от суммы дохода) в размере 181,59 руб.
Оплата административным ответчиком не произведена, требования не исполнены.
Судебный приказ мировым судьей вынесен 28.07.2020г.
Данный приказ отменен 28.08. 2020 года.
Административный истец обратился к мировому судье в срок.
Налоговая инспекция также своевременно обратилась в районный суд с настоящим административным иском.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абзаца 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган(таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ отменен определением мирового судьи 28.08.2020г.
Административное исковое заявление поступило в районный суд 20.02.2021г., то есть в пределах установленного срока.
Расчеты налоговым органом, произведены правильно.
Налоговые требования направлены ответчику, что подтверждается реестром заказных писем (л.д.10, 12), отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66001244194743, с указанием даты вручения 17.02.2020г.
Суд в своем решении обоснованно отметил, что основания считать, что налоговым органом в настоящем случае заявлена к взысканию задолженность уже ранее взысканная по решению Северобайкальского горсуда РБ от 08.06.2020г., не имеется, поскольку в настоящем случае взыскивается задолженность за 2019г., что подтверждается требованием об уплате, направленных в адрес ответчика.
Доказательства уплаты задолженности ответчиком ни суду первой, ни суду второй инстанций, не представлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда подлежит отмене, поскольку районный суд должен был оставить иск без рассмотрения, поскольку оно подано в суд лицом, не имеющим на то полномочия, коллегией признается несостоятельной и подлежит отклонению исходя из следующего.
Согласно п.3 ч.1 ст. 196 КАС РФ следует, что суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано.
В настоящем случае, административное исковое заявление подано надлежащим лицом начальником налоговой инспекции ФИО2 усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с пунктом 2.1.1 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденного приказом Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016г. №251, документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя, созданный в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» официального сайта суда, который расположен на интернет-портале ГАС «Правосудие» в информационно –телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно п.2.3.6 Порядка, который предписывает, что электронный документ должен быть подписан электронной подписью лица, которое указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее; не допускается представление электронных документов, подписанных электронной подписью лица, которое не указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее.
Электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 2.3.5 Порядка).
Административное исковое заявление было подано в Северобайкальский городской суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», через портал ГАС «Правосудие», и представляет собой электронный документ, поскольку оформлено в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе.
В соответствии с частью1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административное исковое заявление подписано уполномоченным на то начальником инспекции ФИО2 усиленной квалифицированной электронной подписью, что соответствует приведенным выше положениям Порядка.
Следовательно, административное исковое заявление было подписано лицом, имеющим на то полномочия.
Подписанное административное исковое заявление направлено в суд через портал ГАС «Правосудие» начальником правового отдела реорганизованной инспекции ФИО3 в соответствии с полномочиями согласно доверенности на представление интересов инспекции в судах.
Кроме того, начальник налоговой инспекции подтвердил свою волю на подачу данного административного иска при обжаловании определения Северобайкальского городского суда РБ от 5 апреля 2021г. об оставлении административного иска налогового органа без рассмотрения.
Определение районного суда об оставлении административного иска без рассмотрения определением Верховного суда Республики Бурятия от 9 июня 2021г. отменено.
Указанными действиями начальник инспекции подтвердил легитимность действий подателя административного иска и в последующем уже при рассмотрении иска по существу.
При таком положении, основания для отмены решения суда, коллегия не усматривает, безусловные основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Решение постановлено законно и обоснованно, представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 22 сентября 2021 года оставить без изменения
Кассационная жалоба может быть принесена в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой Кассационный суд Общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: