ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4329/19 от 19.08.2019 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Жесткова А.Э. Дело № 33а-4329/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 августа 2019 года г.Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Струковой А.А.

судей Корнюшенкова Г.В, Шубина Д.В.

с участием прокурора Маркеловой Г.В.

при секретаре Лемех М.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Зубаня М.В. на решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 8 августа 2019 года, которым в административных исках Татаренко С.Е., Зубаня М.В. к Багратионовской ТИК, Онохину М.А. об оспаривании решения Багратионовской ТИК от 26 июля 2019 года № 89/499-4 о регистрации кандидата в депутаты окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 1 Онохина М.А. – отказано.

Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения представителя Зубаня М.В. – Чукина В.Н., поддержавшего жалобу, возражения Онохина М.А. и его представителя – Егорина О.Г., полагавших решение законным и обоснованным, заключение прокурора об отмене решения и вынесении нового решения об удовлетворении административных исков, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Решением Багратионовской территориальной избирательной комиссии от 17 июня 2019 года № 84/470-4 назначены дополнительные выборы депутата окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 1 на 8 сентября 2019 года.

Решением Багратионовской ТИК от 26 июля 2019 года № 89/499-4 кандидатом в депутаты окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 1 зарегистрирован ФИО1, выдвинутый Калининградским областным отделением политической партии «КПРФ».

ФИО2 и ФИО3, являясь зарегистрированным кандидатами по тому же избирательному округу, обратились в суд 5 августа 2019 года с указанными административными исками, ссылаясь на наличие основания к отмене оспариваемого решения избирательной комиссии, предусмотренного п.п. «б» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав…», при том, что выдвижение ФИО4 было осуществлено Комитетом регионального отделения КПРФ, к компетенции которого уставом партии не отнесено выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований на дополнительных выборах, и в представленном для регистрации кандидата решении структурного подразделения КПРФ не указаны реквизиты документа об образовании и о квалификации ФИО4 в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 76 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области».

Кроме того, ФИО3 дополнительно указал, что в заявлении ФИО4 о согласии баллотироваться указаны недостоверные сведения о погашении одной из четырех судимостей ФИО4, а именно: судимости по приговору от 6 ноября 1998 года по п.п. «б», «в» ч. 2 ст. 158, п. «д» ч. 2 ст. 161, ст. 30, п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 161 УК РФ, которая погашена не 29 июня 2007 года, как указано в заявлении о согласии баллотироваться, а 25 июня 2009 года согласно п. «г» ч. 2 ст. 86 УК РФ, что влияет на оценку личности кандидата.

Определением от 8 августа 2019 года дела по административным искам ФИО2 и ФИО3 соединены в одно производство.

Рассмотрев заявленные требования, суд вынес решение, изложенное выше.

В апелляционной жалобе ФИО3 просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований, настаивая на нарушении процедуры выдвижения кандидата, определенного уставом политической партии КПРФ.

Проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований вследствие неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.

Оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Бюро Комитета регионального отделения КПРФ принял решение о выдвижении кандидата ФИО1 в установленном уставом КПРФ порядке.

С такими суждениями коллегия не может согласиться.

В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

На основании п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с п.п. «б» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ для кандидатов, выдвинутых политической партией, основанием отказа в регистрации является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".

По общему правилу, предусмотренному пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях", решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Применительно к повторным и дополнительным выборам пунктом 3 этой же статьи закреплена специальная норма о том, что уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Из этой нормы следует, что право структурного подразделения политической партии на выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно обусловлено уровнем выборов.

29 декабря 2010 года в Государственную Думу Федерального Собрания РФ депутатами Государственной Думы ФС РФ ФИО5, ФИО6, ФИО7 и другими был внесен законопроект "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О политических партиях" (в части наделения коллегиальных постоянно действующих руководящих органов федерального и регионального уровней правом принимать решения о выдвижении кандидатов и списков кандидатов на выборные должности на региональных и местных выборах в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие структурные подразделения политической партии)".

Как следует из пояснительной записки, данный законопроект разработан в целях устранения сложностей при выдвижении кандидатов на выборные должности на региональных и местных выборах в тех случаях, когда на территории отсутствует соответствующая партийная структура и по этой причине невозможно проведение региональной партийной конференции или общего собрания местной партийной организации.

Законопроект был одобрен и Федеральным законом от 5 апреля 2011 года № 44-ФЗ статья 25 Федерального закона «О политических партиях» была дополнена пунктом 3.1, в соответствии с которым в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.

Таким образом, политическим партиям предоставлено право наделять коллегиальные постоянно действующие руководящие органы регионального уровня правом принимать решения о выдвижении кандидатов на муниципальных выборах (независимо от их вида) только в тех случаях, когда отсутствуют местные структурные подразделения политической партии.

Уставом политической партии КПРФ также определено, что местные отделения КПРФ выдвигают <данные изъяты> голосованием по согласованию с Бюро Комитета соответствующего регионального отделения партии кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления (п.п. 5.3, 5.8, 5.12), а Бюро комитета регионального отделения партии выдвигает кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления в случае, если на указанной территории отсутствует местное отделение КПРФ (п. 6.11).

Дополнительное указание в п. 6.11 устава КПРФ о том, что Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает кандидатов (списки кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований и на иные выборные должности на досрочных, повторных и дополнительных выборах, не означает, что такое право может быть реализовано без учета положений пунктов 3 и 3.1 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» и вышеприведенных положений устава КПРФ по собственному усмотрению Бюро Комитета регионального отделения партии при наличии соответствующего местного отделения партии.

На официальном сайте Министерства юстиции РФ размещен список избирательных объединений, имеющих право участвовать в муниципальных выборах в Калининградской области в единый день голосования 8 сентября 2019 года.

В этот перечень включено Багратионовское районное отделение Калининградского областного отделения КПРФ.

Факт наличия местного отделения КПРФ подтвержден также пояснениями ФИО4 и его представителя.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что при наличии Багратионовского районного отделения Калининградского областного отделения КПРФ ни Бюро Комитета, ни Комитет регионального отделения партии не вправе принимать решения о выдвижении кандидатов на муниципальных выборах.

Полномочия Бюро Комитета регионального отделения КПРФ ограничиваются согласованием решения местного отделения партии о выдвижении кандидата на муниципальных выборах.

В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленные Федеральным законом «О политических партиях» требования по выдвижению кандидата нарушены, что является основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО4 в силу п.п. «б» п. 24 ст. 38, п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административных исков.

Руководствуясь ст.ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 8 августа 2019 года отменить и вынести новое решение, которым административный иск ФИО2 и ФИО3 к Багратионовской ТИК, ФИО4 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Багратионовской ТИК от 26 июля 2019 года № 89/499-4 о регистрации кандидата в депутаты окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 1 ФИО4.

Председательствующий:

Судьи: