ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-432/16 от 14.01.2016 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Чистяков О.Н. стр. 63, г/п 00 руб. Докладчик Пыжова И.А. Дело № 33а-432/16 14 января 2016 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Верещагина Г.С.,

судей Вершинина А.В., Пыжовой И.А.,

при секретаре судебных заседаний Клепиковой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 14 января 2016 года дело по апелляционной жалобе территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования «Северодвинск» на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 05 октября 2015 года, которым с учетом дополнительного решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 20 ноября 2015 года, постановлено:

«административное исковое заявление государственного бюджетного специализированного учреждения Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Северодвинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» об оспаривании пункта 2 постановления Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 09 июня 2015 года «Об утверждении комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетней Шепеленко М.Н.» удовлетворить.

Признать пункт 2 постановления Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Северодвинск» от 09 июня 2015 года «Об утверждении комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетней Шепеленко М.Н.» незаконным как необоснованно возлагающий на административного истца государственное бюджетное специализированное учреждение Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Северодвинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» обязанности направить утвержденный комплексный план индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетней Шепеленко М.Н. в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений для его реализации в пределах компетенции.

Взыскать с администрации муниципального образования «Северодвинск» в пользу государственного бюджетного специализированного учреждения Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Северодвинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» 2000 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины».

Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

государственное бюджетное специализированное учреждение Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Северодвинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» (далее - ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене п. 2 постановления территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее - территориальная комиссия по делам несовершеннолетних) от 09.06.2015.

В обоснование требований указано, что ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко» в соответствии с Порядком взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Архангельской области, утвержденным Постановлением Правительства Архангельской области от 07.12.2010 № 373-ПП (далее - Порядок взаимодействия) разработан план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетней Шепеленко М.Н. и ее семьей, находящейся в социально-опасном положении. При этом направление указанного плана в иные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности входит в компетенцию территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Однако оспариваемым постановлением обязанность совершить указанные действия необоснованно возложена на ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко».

В судебном заседании директор ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко» Шувалов С.Б. заявленные требования поддержал. Пояснил, что необоснованное возложение на учреждение обязанности по направлению плана индивидуальной профилактической работы нарушает права государственного учреждения, поскольку требует финансовых затрат на оплату пересылки почтовой корреспонденции, которые сметой расходов учреждения не предусмотрены.

Представители территориальной комиссии по делам несовершеннолетних Шестакова Т.П. и Федорова А.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Пояснили, что обязанности по подготовке комплексных межведомственных планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями возлагается на государственные организации социального обслуживания, к которым в том числе относится ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко». Действующее законодательство не определяет, лицо, ответственное за направление в органы и учреждения системы профилактики утвержденного плана индивидуальной профилактической работы. Возложение территориальной комиссией по делам несовершеннолетних данной обязанности на ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко» является правомерным.

Представители администрации МО «Северодвинск», МБОУ «СОШ № 9», ОМВД России по г. Северодвинску, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд первой инстанции не явились.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась территориальная комиссия по делам несовершеннолетних. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять новое решение, ссылаясь на допущенное судом нарушение норм материального права.

В обоснование доводов жалобы указывает на ошибочность выводов суда о том, что направление комплексного плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей в органы и учреждения системы профилактики относится к компетенции территориальной комиссии, которая в силу действующего законодательства только утверждает такой план и контролирует его исполнение. В рамках работы по формированию межведомственных комплексных планов индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетней Шепеленко М.Н., находящейся в социально опасном положении, территориальной комиссией принято постановление от 07.04.2015, которым органы и учреждения системы профилактики, в том числе истец, проинформированы о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с данной семьей. Кроме того, в оспариваемом постановлении не указан способ направления планов работы, поэтому истец вправе направлять планы факсимильной связью, электронной почтой и другими средствами связи, не требующих финансовых затрат.

В соответствии с ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлены Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее по тексту – Закон).

В соответствии с п.1 ст.2 указанного закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Согласно пунктами 1, 2 ст. 4 Закона в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно статьи 1 Закона Архангельской области от 02.03.2005 № 4-2-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко» является учреждением, созданным для осуществления отдельных функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Архангельской области.

Данным учреждением, в соответствии с возложенными на него обязанностями и предоставленными полномочиями, подготовлен и направлен на рассмотрение территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Северодвинск» (далее по тексту - территориальная комиссия по делам несовершеннолетних) комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетней Шепеленко М.Н. Указанный план был утвержден постановлением территориальной комиссии от 09.06.2015 года № 18-3/5.

Пунктом 2 указанного постановления на ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко» возложена обязанность направить, утвержденный комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетней Шепеленко М.Н. в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений для его реализации в пределах их компетенции.

Административный истец полагает незаконным пункт 2 постановления, указывая на отсутствие правовых оснований для возложения на учреждение указанной в п.2 постановления обязанности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, правильно руководствовался положениями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статьи 6 Закона Архангельской области от 02.03.2005 № 4-2-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», определяющей компетенции территориальных комиссий, статьи 6 Закона Архангельской области от 19.10.2006 № 251-внеоч.-ОЗ, пунктами 13, 14 Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Архангельской области, утвержденным Постановлением Правительства Архангельской области от 07.12.2010 №373-ПП (далее по тексту - Порядок), а также Положением о территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Постановлением Правительства Архангельской области от 21.08.2014 № 341-пп (далее по тексту Положение), и исходил из того, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В частности, согласно законодательству субъекта к компетенции территориальных комиссий по делам несовершеннолетних Архангельской области относится утверждение комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, решение об утверждении такого плана принимается в форме постановления (п.14 Порядка, п.п.4 п.11, п.п.10 п. 40 Положения).

Кроме того, на территориальные комиссии по делам несовершеннолетних возложена обязанность по осуществлению координации деятельности органов и учреждений системы профилактики и контролю за исполнением мероприятий, предусмотренных комплексным межведомственным планом индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, состоящим на учете (п.54 Положения).

Проанализировав нормы законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что именно территориальная комиссия по делам несовершеннолетних обязана направить вышеуказанный план в соответствующие органы и учреждения, в рамках реализации возложенных на территориальную комиссию полномочий по осуществлению координации деятельности органов и учреждений системы профилактики, а также осуществлению контроля за исполнением соответствующих мероприятий.

При этом возложение указанной обязанности на ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко», основу деятельности которого составляет осуществление отдельных функций в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности функций по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, противоречит как положениям действующего законодательства, так и Уставу учреждения.

На основании изложенного судебная коллегия считает правильным вывод суда о незаконности оспариваемого постановления в части, предусматривающей обязанность ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко» направить утвержденный территориальной комиссией по делам несовершеннолетних комплексный план индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетней Шепеленко М.Н. в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Доводы апелляционной жалобы об обратном, со ссылкой на то, что действующим в рассматриваемой сфере законодательством не определен конкретный орган, уполномоченный направлять соответствующий план в органы и учреждения системы профилактики, судебная коллегия отклоняет как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Также необоснованным является довод жалобы об отсутствии у территориальной комиссии денежных средств необходимых для направления комплексного плана в другие органы системы профилактики. Исполнение комиссией возложенной на неё обязанности по осуществлению координации деятельности органов и учреждений системы профилактики, а также осуществлению контроля за исполнением соответствующих мероприятий не может быть поставлено в зависимость от решения финансовых вопросов. Кроме того, территориальная комиссия в апелляционной жалобе указывает на наличие альтернативных способов направления плана, не требующих финансовых затрат.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии с требованиями процессуального закона, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то оснований для отмены постановленного судом решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 05 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования «Северодвинск» - без удовлетворения.

Председательствующий Г.С.Верещагин

Судьи А.В.Вершинин

И.А. Пыжова