РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Герасимова Е.В. Дело № 33а – 432/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 января 2016 г. г. Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего: Костикова С.И.,
судей: Зеленского А.М., Науменко Б.И.,
при секретаре Колгановой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 07 декабря 2015 года, которым административное исковое заявление ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» – оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Науменко Б.И., объяснения представителя ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» по доверенности ФИО1, поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» обратилось в суд с заявлением, в котором указало, что ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области» на основании Приказа от 26 мая 2015 года № была проведена плановая проверка объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК), эксплуатируемых филиалом ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» - Калининградское линейное производственное управление магистральных газопроводов, на предмет обеспечения их безопасности. По результатам составлен Акт проверки от 30 июня 2015 года, в соответствии с которым выявлены нарушения требований «Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», на следующих объектах: Газораспределительная станция «Калининград-1»; Газораспределительная станция «Калининград-2»; Газораспределительная станция «Светлогорск»; Газораспределительная станция «Зеленоградск»; Компрессорная станция «Краснознаменская». Директору Калининградского ЛПУМГ - филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» ФИО2 выдано предписание от 30 июня 2015 года об устранении выявленных нарушений в срок до 30 июля 2015 года.
Считает, что предписание от 30 июня 2015 года является незаконным и необоснованным, поскольку была нарушена процедура проведения контрольных мероприятий и оформления их результатов, распоряжение о проведении плановой выездной проверки от 26 мая 2015 года № в адрес Общества по юридическому адресу, указанному в учредительных документах, не направлялось и указанные мероприятия были проведены без участия представителя Общества.
Кроме того, Обществом выполнены все требования, которые указанные в Законе № 256-ФЗ: проведено категорирование всех объектов ТЭК, оформлены, согласованы и утверждены паспорта безопасности всех объектов, проведены обследования и оформлены акты на предмет выявления возможных угроз, обеспечена физическая защита объектов, разработаны проекты технических заданий на реконструкцию. Постановлением Правления ОАО «Газпром» от 27 мая 2015 года № утверждена Комплексная целевая программа на 2016-2022 годы по совершенствованию системы безопасности объектов ОАО «Газпром». В настоящее время нормативный акт, устанавливающий требования по обеспечению антитеррористической защищенности линейных объектов ТЭК Правительством РФ не принят. Однако, Обществом выполнены все мероприятия и требования по обеспечению безопасности в отношении эксплуатируемых линейных объектов газоснабжения, регламентированные положениями других нормативных актов: получены лицензии на эксплуатацию опасных объектов, все объекты зарегистрированы в реестре опасных производственных объектов, заключены договоры страхования, информация об охранных зонах и зонах минимальных расстояний внесены в кадастр, линейно-эксплуатационными службами осуществляется ежедневный мониторинг на предмет выявления нарушений охранных зон и зон минимальных расстояний, обеспечено выполнение норм пожарной безопасности и гражданской обороны на случай чрезвычайных ситуаций, обеспечены все необходимые материальные ресурсы и подготовлены специальные группы по предотвращению и ликвидации последствий аварий на объектах по утвержденной программе, обеспечена ведомственная охрана силами филиала ОАО «Газпром» «Северо-Западное межрегиональное управление охраны ОАО «Газпром» в г. Санкт-Петербург, объекты оснащены необходимым техническим оборудованием по обеспечению безопасности с выводом тревожного сигнала на пульт органов внутренних дел. Кроме того, Законом № 256-ФЗ закреплены особенные требования к источникам финансирования мероприятий по обеспечению безопасности объектов ТЭК, к которым отнесены собственные средства организаций, цены на товары (услуги) подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также средства иных субъектов ТЭК и субъектов топливно-энергетического комплекса, в число которых входят линейные объекты, определяемые как система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Просит признать незаконным предписание от 30 июня 2015 года об устранении выявленных нарушений, выданное Федеральным государственным казенным учреждением «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области».
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» просит решение суда отменить и принять новое, ссылается на то, что суд не дал объективной оценки допущенным при проведении проверки Управлением вневедомственной охраны грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок и не применил подлежащий применению материальный закон. Кроме того, указывают, что судом не была дана должная оценка нормативным-правовым актам, регламентирующим деятельность линейных объектов ТЭК, свидетельствующих о том, что предписание УВД не основано на нормах закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что на основании Приказа от 26 мая 2015 года № «О проведении плановой выездной проверки филиала общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург» - Калининградского линейного производственного управления магистральных газопроводов ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области» была проведена плановая выездная проверка объектов топливно-энергетического комплекса, эксплуатируемых филиалом ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» - Калининградское линейное производственное управление магистральных газопроводов, на предмет обеспечения их безопасности.
Из Акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № от 30 июня 2015 года следует, что плановая выездная проверка проведена в период с 02 по 30 июня 2015 года по месту фактического осуществления деятельности ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» по адресам: Калининградская область, Гурьевский район п.Большое Исаково, ГРС «Калининград-1», Гурьевский район п. Кутузово, ГРС «Калининград-2», Зеленоградский район, п. Коврово, ГРС «Зеленоградск», Светлогорский ГО, п.Зори ГРС «Светлогорск», Краснознаменский р-н, п. ФИО3 «Краснознаменская». В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, а именно:
На объекте ГРС «Калининград-1» в нарушение пунктов 73, 81, 82 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 458 (далее Правила) выездные ворота, калитка ГРС не оборудованы верхним дополнительным ограждением, суммарная высота основного ограждения ворот менее 2,5 м.;
На объекте ГРС «Калининград-2» в нарушение пунктов 73, 81, 82 Правил выездные ворота, калитка ГРС не оборудованы верхним дополнительным ограждением, суммарная высота основного ограждения ворот менее 2,5 м., в нарушение п. 83 Правил, по периметру основного ограждения ГРС отсутствует (за исключением участков ограждения установленного на асфальтном покрытии) дополнительное нижнее ограждение для защиты от подкопа заглубленное в грунт на глубину не менее 0,5 м.;
На объекте ГРС «Зеленоградск» в нарушение пунктов 73, 81, 82 Правил выездные ворота, калитка ГРС не оборудованы верхним дополнительным ограждением, суммарная высота основного ограждения ворот менее 2,5 м.;
Объект ГРС «Светлогорск» не оборудован системой охранного телевидения по отдельным кадрам в нарушение подпункта Д пункта 8 приложения № 1 Правил;
На объекте компрессорная станция «Краснознаменская» в нарушение п.п.Б п.3 приложения №1, п. 137 Правил на расстоянии не менее 100 м. от ворот с правой стороны или над дорогой не установлены дорожный запрещающий знак «Обгон запрещен», дорожный знак приоритета «Движение без остановки запрещено», не менее 50 м. – дорожный запрещающий знак «Ограничение максимальной скорости», запрещающий движение со скоростью более 5 километров в час.; в нарушение п.п. Б п.1 Приложения и пунктов 82, 85 Правил крыши и стены здания КПП КС не оборудованы дополнительным ограждением, выполненным на основе спиральной или плоской армированной колючей ленты диаметром не менее 0,5 м.; в нарушение п.п. Г п.2 приложения № 1, п.103 Правил оконные проемы КПП КС не оборудованы защитными металлическими оконными конструкциями для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.); в нарушение пунктов 73, 81, 82 Правил въездные (выездные) ворота КПП КС не оборудованы верхним дополнительным ограждением, суммарная высота основного ограждения ворот менее 2,5 м.; в нарушение пунктов 69 и 70 Правил под выездными (въездными) воротами КПП КС имеется зазор от нижнего левого края ворот до асфальтного покрытия 26 см.; в нарушение п. 83 Правил, по периметру основного ограждения КПП КС отсутствует (за исключением участков ограждения установленного на асфальтном покрытии) дополнительное нижнее ограждение для защиты от подкопа заглубленное в грунт на глубину не менее 0,5 м.; в нарушение п.п. Б п.3 Приложения, а также пунктов 88, 129, 130, 138, п.п. Д пункта 139, п.п. А и Д пунктов 145, 214 Правил на КПП КС не оборудована досмотровая площадка для автомобильного транспорта, не установлено противотаранное устройство специальной конструкции, отсутствуют обнаружители взрывчатых веществ.
По результатам проверки председателем комиссии УМВД России ФИО4 директору филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» КЛПУМГ ФИО2 выдано предписание от 30 июня 2015 года об устранении выявленных нарушений в срок до 30 июля 2015 года.
Не соглашаясь с доводами административного истца о том, что о проведении проверки был уведомлен только филиал общества в г. Калининграде, а доказательств направления распоряжения по юридическому адресу, не имеется, суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с ч.11 и ч. 12 ст.9 Федерального Закона № 294-Ф3 (далее ФЗ № 294-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено проведение плановых проверок в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном ст. 11, 12 настоящего ФЗ. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В соответствии с ч. 3. статьи 14 Федерального Закона № 294-ФЗ заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Из материалов дела следует, что в адрес Калининградского линейного производственного управления магистральных газопроводов - филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» государственным органом (УМВД России по Калининградской области), уполномоченным осуществлять государственный контроль деятельности вышеуказанной организации было направлено уведомление о проведении плановой выездной проверки, зарегистрированное в КЛПУМГ за вх. № от 27 мая 2015 г., с приложением копии приказа УМВД России по Калининградской области «О проведении плановой выездной проверки филиала общества с ограниченной ответственностью ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» - Калининградского линейного производственного Управления магистральных газопроводов» на 6 листах.
Таким образом, проверка проведена уполномоченным на то органом государственного контроля (надзора), при наличии уведомления не позднее, чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа и уведомления о начале проведения проверки через филиал юридического лица – Калининградского линейного управления.
Заверенная копия приказа о проведении проверки перед началом ее проведения была вручена должностному лицу проверяемой организации - первому заместителю директора Калининградского линейного управления - Т.С.Г., о чём имеется его подпись на копии приказа.
Согласно ч. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В силу пункта 3 статьи 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
В этой связи суд пришел к обоснованному выводу о том, что уведомление филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» о проверке является надлежащим, то обстоятельство, что копя приказа не была направлена в головной офис ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» не свидетельствует о том, что юридическое лицо не было извещено о предстоящей проверке.
Так, из п. 1.2, 1.10, 2.1, 2.2, 2.16 Должностной инструкции директора филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» от 13 ноября 2014 года № 531 следует, что он относится к категории руководителей, действует от имени и в интересах общества на основании доверенности, выданной ему генеральным директором общества, осуществляет руководство в соответствии с законодательством РФ, несет полную ответственность за последствия принимаемых решений и результаты деятельности филиала. Кроме того, обязан выполнять требования ЕУСОТ и ПБ в ОАО «Газпром» в области обеспечения промышленной безопасности, докладывать руководству общества обо всех фактах и нарушениях, а также обеспечивать соблюдение в филиале требований, установленных в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ, в части, касающееся организации работы по выполнению мероприятий по предупреждению актов незаконного вмешательства, угрожающих безопасности функционирования объектов, минимизации возможных последствий при возникновении угрозы совершения или совершения террористического акта на объектах филиала.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 15 Федерального Закона № 294-ФЗ, при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.
Как следует из Акта, при проведении плановой выездной проверки Калининградского линейного управления присутствовали главный инженер – первый заместитель директора филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» ФИО5, который является должностным лицом ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», а также начальник службы режима Калининградского ЛПУМГ.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что процедура проведения проверки не нарушена, уведомление КЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» является надлежащим и соответствующим требованиям Закона № 294-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 294-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения: наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; цель и основание проведения каждой плановой проверки; дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
Ежегодным планом проведения проверок УМВД России по Калининградской области предусмотрена плановая выездная проверка филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт Петербург» Калининградского ЛПУМГ с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений КЛПУМГ обязательных требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, а также реализации Плана проведения УМВД России по Калининградской области плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год, утвержденного начальником УМВД России по Калининградской области и ежегодного Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Прокуратуры Калининградской области.
Из материалов дела следует, что проверка проведена на основании Приказа УМВД России по Калининградской области от 26 мая 2015 года № «О проведении плановой выездной проверки филиала общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург» - Калининградского линейного производственного управления магистральных газопроводов комиссией, состоящей из сотрудников ФГКУ УВО УМВД России по Калининградской области, акт составлен членами комиссии, предписание вынесено председателем комиссии УМВД России по Калининградской области ФИО4
Учитывая, что обеспечение выполнения требований по обеспечению безопасности объектов филиала как следует из должностной инструкции от 13 ноября 2014 года № возложено на директора филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» КЛПУМГ П.А.В. следовательно ему правомерно было вынесено оспариваемое предписание.
В соответствии с требованиями ст. 17 Закона № 256-ФЗ субъекты ТЭК, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами системы газоснабжения и организации, эксплуатирующие такие объекты, кроме мер, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязаны обеспечить на стадии эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций на таких объектах. Требования обеспечения безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса с учетом их особенностей определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с учётом их специфики, к линейным объектам газоснабжения должны быть установлены дополнительные специальные меры по безопасному функционированию.
В соответствии с подпунктом 2 ч.2 ст. 12 ФЗ № 256-ФЗ субъекты ТЭК (физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК) обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов ТЭК.
В соответствии с положениями статьи 17 Федерального Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из приведенной нормы следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, при этом требования должны быть реально исполнимы.
В действующем законодательстве не содержится каких-либо ограничений и условий для установления сроков устранения нарушений требований безопасности объектов ТЭК, вследствие чего уполномоченные должностные лица полиции должны определять сроки устранения выявленных нарушений только исходя из требований вышеуказанного Закона и принципа объективной возможности исполнения требований предписания в определенное время.
Достоверных и допустимых доказательств невозможности исполнения требований предписания в установленные законом сроки суду не представлено.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что 30 июля 2015 г. в адрес ФГКУ УВО УМВД России по Калининградской области поступило сообщение руководителя филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» КЛПУМГ П.А.В. о выполнении оспариваемого предписания и проведении мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов в соответствии с предписанием об устранении нарушений, выявленных в период плановой проверки: перед КПП КС «Краснознаменская» филиалом были установлены дорожные запрещающие знаки «Обгон запрещен», дорожный знак «Движение без остановки запрещено» и запрещающий движение со скоростью более 5 километров в час; крыша и стены здания КПП КС оборудованы дополнительными ограждениями, выполненными на основе спиральной колючей ленты диаметром не менее 0,5 метра; оконные проемы КПП КС оборудованы защитной металлической решеткой; въездные (выездные) ворота КПП КС оборудованы верхним дополнительным ограждением, суммарная высота основного ограждения ворот более 2,5 м., зазор между воротами и уложенным «лежащим полицейским» составляет 10-15 см; установлено дополнительное верхнее ограждение из колючей проволоки на воротах и калитках ГРС «Калининград-1», ГРС «Калининград-2», ГРС «Зеленоградск», суммарной высотой ограждения ворот более 2,5 м.; установлено видеонаблюдение по отдельным кадрам на ГРС «Светлогорск» с выводом на оператора ГРС с архивом хранения более 30 суток; по дополнительному нижнему ограждению по периметру КС на КС «Краснознаменская», ГРС «Калининград-2» разработан проект технического задания на реконструкцию этих объектов, которая включена в комплексную целевую программу ОАО «Газпром» на 2016- 2022 г.г.
То обстоятельство, что на сайте Генеральной прокуратуры РФ форма проверки филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» - КЛПУМГ указана как документарная на законность проведенной проверки не влияет, поскольку выездная проверка предусмотрена утвержденным ежегодным планом проведения плановых проверок на 2015 год, согласованным Прокуратурой Калининградской области и размещенным на официальный сайтах органов прокуратуры.
Финансовые затраты на исполнение предписания также не могут служить основанием для признания его не соответствующим закону.
Таким образом, порядок проведения проверки был соблюден, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, существенных нарушений установленного порядка судом не выявлено, права и свободы административного истца не нарушены.
Оснований к отмене решения судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 06 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: