РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-4331
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.А. Чемякиной
судей Е.Л.Унтевской, Е.П. Иском
при секретаре Е.В. Павловой
рассмотрела в открытом судебном заседании от 09 июня 2017 года административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о признании незаконным отказа в регистрации и о возложении обязанности зарегистрировать самоходное транспортное средство, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 марта 2017года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения представителя Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ФИО2, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края с административным иском о признании незаконными действий должностного лица по отказу в регистрации принадлежащего ему фронтального погрузчика, о возложении обязанности регистрации транспортного средства. В обоснование заявления указал, что 5 декабря 2016 года он приобрел у ФИО3 фронтальный погрузчик CHANGLIN ZLM 50Е-5, который относится к категории самоходных машин. Факт покупки подтверждается договором купли-продажи. При сделке ФИО1 был передан паспорт самоходной машины. Фронтальный погрузчик прошел технический осмотр. ФИО1 обратился в инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин с заявлением о регистрации транспортного средства. ФИО1 было отказано в регистрации, поскольку прежний собственник транспортного средства не произвел его регистрацию и снятие с учета. Полагает, что действия должностного лица противоречат правилам регистрации транспортных средств, нарушают права ФИО1 как собственника транспортного средства, добросовестного приобретателя.
Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 марта 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным в виду несоответствия выводов суда, изложенных в обжалуемом решении фактическим обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения административного дела. Указывает, что никаких законных оснований отказ в регистрации транспортных средств не содержит. В данном случае отказ в совершении регистрационных действий был обусловлен бездействием третьего лица - продавца фронтального погрузчика CHNGLIN ZLM 50E-5, который не зарегистрировал его и не снял с чета. Ни одна норма права не содержит запрета на регистрацию транспортного средства собственником, приобретшим его на основании договора купли-продажи в случае, когда регистрация транспортного средства (постановка и снятие с технического учета) не была осуществлена продавцом. Считает, что несоответствие паспорта самоходной машины установленным требованиям в части заполнения отдельных разделов суд первой инстанции приравнял, по сути, к отсутствию такого документа, что не может быть признанно верным. Просит решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 20.03.2017г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 обратился в Управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края с заявлением о государственной регистрации, принадлежащего ему, фронтального погрузчика CHANGLIN ZLM 50Е. Для регистрации ФИО1 предоставил паспорт самоходной машины ТС №, выданный 28 марта 2011 года ФТС России ДВТУ Владивостокская таможня, договор купли-продажи от 5 декабря 2016 года, заключенный между продавцом ФИО3 и покупателем ФИО1
Из материалов дела следует, что первоначальным собственником фронтального погрузчика CHANGLIN ZLM50E являлось ЗАО «Техсервис-Владивосток», затем собственником была ИП ФИО4, затем - ФИО3 Согласно паспорту самоходной машины фронтальный погрузчик в органах государственного надзора не регистрировался с момента ввоза на территорию Российской Федерации.
Согласно договору купли-продажи от 5 декабря 2016 года, ФИО1 купил у ФИО3 фронтальный погрузчик CHANGLIN ZLM50E. 12 декабря 2016 года был проведен государственный технический осмотр данного транспортного средства.
29 декабря 2016 года ФИО1 обратился в Управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края с заявлением о регистрации транспортного средства, предоставив квитанцию об оплате государственной пошлины, договор купли-продажи и паспорт самоходной машины.
Заявление ФИО1 было рассмотрено 29 декабря 2016 года. ФИО1 было отказано в регистрационных действиях, поскольку прежний собственник транспортного средства ФИО3 не зарегистрировал и не снял транспортное средство с учета.
Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Пунктом 2 Постановления установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в том числе органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16 января 1995 года, в редакции 26 июня 2014 г. (далее - Правила).
Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (пункт 1.4 Правил).
Согласно пункту 1.5 Правил собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Пунктом 1.10 Правил предусмотрено, что регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.
Регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете, производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" с 01.09.1995 были введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, и пунктом 1 данного Постановления установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации, а в пункте 3 этого же Постановления предусмотрена разработка и утверждение определенными органами федеральной исполнительной власти Положения о паспорте самоходных машин и других видов техники.
Согласно пункту 1.5 утвержденного и введенного в действие указанного выше Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники (далее - Положение) наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации. В разделе 3 этого Положения определен порядок заполнения паспортов на самоходные машины и другие виды техники, в том числе при продаже указанной техники и приобретении ее новым собственником (пункты 3.22.1, 3.22.2).
В соответствии с п.п. 3.22, 3.22.1, 3.22.2 раздел паспорта, касающийся изменения собственников, заполняется при перепродаже, продаже (передаче) машин в собственность других юридических или физических лиц прежними их собственниками или владельцами от имени собственников, распоряжающимися на законных основаниях машинами. При продаже, (передаче) «Подпись прежнего собственника или владельца», «Место печати» заполняются прежним собственником. При совершении аналогичных действий владельцем от лица собственника, дополнительно заполняются строки «Наименование (Ф.И.О. владельца машины» и «Адрес». Отчуждение машины физическим лицом заверяется печатью организации, оформившей сделку или совершившей иное действие, связанное с изменением собственности на машину, либо Государственной инспекции гостехнадзора по месту регистрации машины за прежним собственником.
Если отсутствуют необходимые документы, государственная инспекция Гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины (пункт 2.5 названного выше Положения).
Пунктами 2.1, 2.8.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995, также предусмотрено, что регистрация техники производится за владельцами при представлении документа, подтверждающего право собственности, и соответствующего паспорта.
Разрешая заявленные требовании и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 для регистрации самоходной машина представил Паспорт самоходной машины, в котором отсутствовали сведения о регистрации самоходной машины и снятии с регистрационного учета прежним собственником. Отчуждение машины физическим лицом не заверено печатью организации, оформившей сделку, либо Государственной инспекции гостехнадзора по месту регистрации машины за прежним собственником, то есть паспорт самоходной машины заполнен с нарушением требований п.п. 3.22, 3.22.1, 3.22.2 Положения о паспорте самоходной машины. При этом суд пришел к правильному выводу о том, что данное обстоятельство является основанием к отказу в регистрации самоходной машины.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и подтвержден материалами дела. Отказывая ФИО1 в регистрационных действиях, должностное лицо руководствовалось требованиями действующего законодательства, поскольку для государственной регистрации фронтального погрузчика истец представил паспорт на указанную технику, который не был оформлен в соответствии с установленными требованиями. Отказ осуществлен в пределах полномочий органа государственной власти.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, они являлись основанием процессуальной позиции заявителя, которая исследована судом. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно. Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 марта 2017 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о признании незаконным отказа в регистрации и о возложении обязанности зарегистрировать самоходное транспортное средство – оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий И.А. Чемякина
Судьи Е.Л.Унтевская
Е.П. Иском