ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4347/19 от 23.05.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-4347/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 23 мая 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

судей областного суда Кудряшова В.К., Новожениной О.Р.,

при секретаре Слиповичевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Новотроицкий цементный завод» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, заместителю начальника Юго-Восточного территориального органа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Морозову Д.В. о признании предписания незаконным,

по апелляционной жалобе Акционерного общества «Новотроицкий цементный завод» на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 марта 2019 г., которым в удовлетворении требований административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., представителя административного истца Белонавскую Ю.В., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Циплакову И.Н., судебная коллегия

установила:

Акционерное общество «Новотроицкий цементный завод» (далее - АО «НЦЗ») обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что 28 августа 2018 г. проведена проверка в отношении истца. По результатам проверки выдано предписание , которым предписано, в том числе: п. 1 организовать производственный контроль за состоянием подземных вод в соответствии с требованиями п.п. 5.3, 5.5, 5.6 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения». Срок исполнения: 1 августа 2019 г.; п. 2 программу производственного контроля за хозяйственной деятельностью, влияющей на качество подземных вод согласовать с Юго-Восточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области. Срок исполнения: 1 августа 2019 г.

АО «НЦЗ» полагает, что применение норм СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» в отношении Новотроицкого карьера глин не корректно, в связи с тем, что требования данных правил распространяются на подземные воды питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей. При этом, водоносные горизонты не вскрыты, пригодные к использованию для питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения им лечебных целей воды отсутствуют, слой глины над водоносным слоем является надежным барьером проникновения в подземные воды загрязняющих веществ. При этом материалы проверки не содержат доказательств наличия пригодных к использованию подземных вод, а также факт оказания и (или) возможности оказания негативного воздействия хозяйственной деятельности Новотроицкого карьера глины на состояние подземных вод.

Также административный истец считает, что ссылка надзорного органа на п. 5.3 СП 2.1.5.1059-01 неправомерна, поскольку деятельность АО «НЦЗ» не подпадает ни под один из видов деятельности, указанной в норме.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования и просил признать незаконным предписание от 28 августа 2018 г., выданное заместителем начальника Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Морозовым Д.В., главным специалистом – экспертом Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Поляковым В.В., в части пунктов 1 и 2 предписания.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 марта 2019 г., в удовлетворении требований административного иска отказано.

В апелляционной жалобе АО «НЦЗ» просит решение районного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования административного иска.

На апелляционную жалобу представителем административного ответчика представлены письменные возражения.

Заслушав представителя административного истца Белонавскую Ю.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Циплакову И.Н., просившую решение суда оставить без изменений, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области проведена плановая проверка в отношении АО «НЦЗ».

В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», СП 2.3.6.1079-01, СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».

По результатам проверки составлен акт -П от 20 июля 2018 г. и выдано предписание от 28 августа 2018 г. , в соответствии с которым АО «НЦЗ», в том числе, обязан: п. 1 - организовать производственный контроль за состоянием подземных вод в соответствии с требованиями п.п. 5.3, 5.5, 5.6 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», срок исполнения установлен до 1 августа 2019 г.; п. 2 – программу (план) производственного контроля за хозяйственной деятельностью, влияющей на качество подземных вод согласовать с Юго-Восточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области.

АО «НЦЗ» полагает, что надзорный орган необоснованно указал в предписании на несоблюдение обществом СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», поскольку эти санитарные правила применяются в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, граждан, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод.

Не соглашаясь с доводами административного истца в указанной части, суд первой инстанции исходил из следующего.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 мата 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статья 39 Федерального закона N 52-ФЗ).

В силу части 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Из части 1 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации следует, что физические и юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1110-02, в соответствии с которыми ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

На основании Федерального закона N 52-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании" в целях установления гигиенических требований по предотвращению неблагоприятного воздействия различных видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут привести к ограничению использования подземных вод для питьевых, хозяйственно - бытовых и лечебных целей, а также определению порядка контроля качества подземных вод были разработаны санитарные правила «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения санитарные правила. СП 2.1.5.1059-01».

Пункт 1.3 СП 2.1.5.1059-01 устанавливает, что настоящие санитарные правила обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5.2 правил производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды обеспечивают юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод.

Производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод предусматривается при: эксплуатации подземных вод в качестве источников водоснабжения; эксплуатации сооружений для разработки полезных ископаемых; эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; эксплуатации объектов складирования твердых бытовых отходов (ТБО), промотходов, ядохимикатов и других отходов.

Пунктом 5.5 СП 2.1.5.1059-01 определено, что с целью оперативного реагирования на опасность появления загрязнения в подземных водах в программу производственного контроля в обязательном порядке включаются санитарно - показательные микроорганизмы.

Периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже 1 раза в месяц (пункт 5.6)

В соответствии с пунктом 3.1. Санитарных правил 2.1.5.1059-01 санитарная охрана подземных вод осуществляется, в том числе, при добыче полезных ископаемых открытыми разрезами, карьерами и шахтным способом.

Исследовав и оценив представленные сторонами документы, руководствуясь вышеприведенными нормами, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что в силу прямого указания закона на АО «НЦЗ» возложена обязанность по соблюдение санитарной охраны подземных вод.

Доводы истца о том, что на существующем Новотроицком карьере глин водоносные горизонты не вскрыты, пригодные или потенциально пригодные к использованию для питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей воды отсутствуют, правомерно не приняты судом как основания для удовлетворения требований, поскольку обязанность общества осуществлять мониторинг подземных вод при осуществлении своей деятельности возложена законом.

Защите от загрязнений, подлежат не только эксплуатируемые источники подземных вод, но и потенциальные подземные источники для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Новотроицкое месторождение глины находится в 3 поясе зоны санитарной охраны, следовательно, указание надзорного органа в предписании на организацию производственного контроля за состоянием подземных вод с требованиями СП 2.1.5.1059-01 правомерно.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с п. 2 оспариваемого предписания, по тем основаниям, что организация производственного контроля за состоянием подземных вод при эксплуатации карьера глин не отвечает критерию исполнимости, поскольку связано с проведением большого объема работ, отсутствием технических средств для осуществления бурения на необходимую глубину и последующего проведения лабораторного производственного контроля за состоянием подземных вод, а также с большими финансовыми издержками, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и суд обоснованно указал, что достоверных доказательств невозможности исполнения предписания в указанной части истцом не представлено, а ссылка на финансовые затраты не являются основанием для освобождения от исполнения законных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции признавшим предписание Управления Роспотребнадзора по Оренбургской от 28 августа 2018 г. законодательству Российской Федерации.

С доводами апелляционной жалобы о том, что карьер не является сооружением, а потому на административного истца не распространяются требования СП 2.1.5.1059-01 судебная коллегия согласиться не может, поскольку, как правомерно отмечено представителем административного ответчика, горная выработка – это сооружение в недрах земли или на ее поверхности, созданное в результате ведения горных работ и представляющее собой полость в массиве с целью выполнения ее функционального назначения и сохранение в течение определенного срока времени (словарь-справочник терминов нормативно-технической документации)

Карьером является совокупность горных выработок, образованных при добыче полезного ископаемого открытым способом (Большой энциклопедический словарь)

Согласно «ГОСТ Р 57719-2017 Горное дело. Выработки горные. Термины и определения» горная выработка – это искусственное сооружение в недрах земли и на ее поверхности, созданное в результате ведения горных работ с целью выполнения ее функционального назначения и сохранение в течение определенного срока времени.

Ссылка административного истца на Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 348-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» неприменим к рассматриваемому делу, поскольку этот закон не регулирует деятельность по добыче полезных ископаемых.

Доводы апелляционной жалобы о том, что расстояние от Новотроицкого месторождения подземных воз до Новотроицкого карьера глин составляет более 8 км и не находится в 3 поясе ЗСО, а также ссылка на СанПин 2.4.1.1110-02, не могут стать основанием для отмены решения суда, поскольку в предписании от 28 августа 2018 г. на административного истца возложена обязанность согласовать программу производственного контроля за состоянием подземных вод и организовать производственный контроль за состоянием подземных вод при эксплуатации карьера глин в соответствии с требованиями СП 2.1.5.1059-01, а не СанПин 2.4.1.1110-02, который устанавливает нормы для поверхностных источников.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка свойствам глины, как естественного фильтрата, природного водоупорного слоя, не может быть принята во внимание, поскольку СП 2.1.5.1059-01 не содержит исключений в отношении добычи глины.

Судом полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, выводы суда в решении мотивированы, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 марта 2019 г. оставить без изменений, а апелляционную жалобу АО «Новотроицкий цементный завод» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: