Председательствующий: Басова Е.А. Дело № 33а-4349/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 08 мая 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р.,
при секретаре Козлове В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Палеховой ФИО12 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Джанкойского горрайонного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Карита ФИО13 о признании незаконным решения, заинтересованные лица: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Республики Крым, ГУП РК «Крымэнерго», Совет министров Республики Крым, Государственный Совет Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кагана ФИО14 на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 28 февраля 2018 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кагана ФИО15, представителя Совета министров Республики Крым Володькина ФИО16 поддержавших доводы жалобы, пояснения представителя Палеховой ФИО17 – Ачкинадзе ФИО18 просившего отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Палехова ФИО19 обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просила: - признать незаконным и отменить решение ответчика об отказе в государственной регистрации права собственности выраженный в сообщении от 05 апреля 2017 года № 90/005/100/2017-2568; - возложить обязанность на административного ответчика зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества (квартиру), расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>. В обоснование заявленных требований указано на то, что с 21 ноября 2006 года она является собственником жилого помещения по вышеуказанному адресу. Ссылается на то, что она обратилась с заявлением к административному ответчику о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, приложив все документы, необходимые для регистрации права, как ранее возникшего. Однако сообщением государственного регистратора от 05 апреля 2017 года № 90/005/100/2017-2568 ей было отказано в государственной в регистрации права собственности, в связи с истечением 05 марта 2017 года срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению права собственности, в том числе указано, что не исключено, что данный объект недвижимого имущества является собственностью Республики Крым. Считает, что предоставленный ответ не является основанием для отказа в государственной регистрации вещных прав.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 28 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение об отказе в государственной регистрации права собственности и на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Палеховой ФИО20 в остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каган ФИО21 не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 28 февраля 2018 года и принять по делу новое решение которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что при проведении правовой экспертизы, государственным регистратором выявлено, что постановление Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым включен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Поскольку жилой дом, расположенный по указанному адресу входит в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, то не исключено, что и квартира, расположенная по данному адресу является собственностью Республики Крым. Ссылается на то, что действующим законодательством Республики Крым закреплены положения, согласно которым Республика Крым как вновь образованный субъект гражданских правоотношений приобретает права собственности на всё государственное имущество Украины и безхозное имущество, находящееся на территории Республики Крым. Считает оспариваемый отказ законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
Согласно ст. 310 КАС РФ основаниями для безусловной отмены решения суда первой инстанции являются 1) рассмотрение административного дела судом в незаконном составе; 2) рассмотрение административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; 3) необеспечение права лиц, участвующих в деле и не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, давать объяснения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика; 4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле; 5) если решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо если решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего административное дело; 6) отсутствие в деле протокола судебного заседания; 7) нарушение правил о <данные изъяты> совещания судей при принятии решения.
Из материалов дела следует, что 21 февраля 2017 года Палехова Т.Н. обратилась через ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру с кадастровым номером № общей площадью 33,1 кв.м., расположенную по адресу<адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Сообщением государственного регистратора Карита ФИО22. от 05 апреля 2017 года № 90/005/100/2017-2568 Палеховой ФИО23 отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, в связи с тем, что административным истцом не устранены причины препятствующие проведению государственной регистрации, в том числе на то обстоятельство, что не исключено, что указанный объект недвижимости является собственностью Республики Крым.
Административным истцом оспаривается указанное решение об отказе в регистрации права собственности.
Суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое решение, пришел к выводу о том, что положения ст. 27, 26 Закона № 218-ФЗ не предусматривают такого основания для отказа в государственной регистрации права, как наличие сомнений в том, что объект недвижимости может принадлежать иному лицу. Кроме того, указывает на то, что государственный регистратор не имел достаточных правовых оснований для отказа в государственной регистрации права, отказ в регистрации права не основан на нормах действующего законодательства, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218 «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления.
Административным истцом к заявлению о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости были приложены: кадастровый паспорт помещения и свидетельство о праве собственности на жилье от 21 ноября 2006 года.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственным регистратором был направлен межведомственный запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о принадлежности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 26 Закона № 218 - ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
06 марта 2017 года государственным регистратором вынесено уведомление № 90/005/100/2017-2568 о приостановлении государственной регистрации, по основаниям п. 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с непредоставлением документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам в МИЗО.
На основании ответа, полученного по запросу государственного регистратора, Министерство имущественных и земельных отношений Республики сообщает, что в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением № 2085-6/14 включено имущество (Движимое и недвижимое) ПАО «ДТЭК КРЫМЭНЕРГО» расположенное на территории Республики Крым, в составе не оборотных (в том числе нематериальных) и оборотных активов, находящихся на его балансовом и забалансовым учёте, в том числе акции частного акционерного общества <данные изъяты> в количестве 3996772 простых именных акций, что составляет 46,0264% уставного капитала общества; недвижимое имущество включающее жилой дом площадью 909,7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, пгт. <адрес><адрес>.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Частью 1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким образом, в случае принятия в развитие статьи 12.1 Закона №6-ФКЗ органами государственной власти Республики Крым нормативных правовых актов, регулирующих имущественные правоотношения, эти акты будут подлежать преимущественному применению, в том числе в отношении Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержденного федеральным законом.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 204 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Настоящем Приложении, учитывается как собственность Республики Крым.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 2-1 Закона Республики Крым № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращая у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением № 2085-6/14.
Возникновение прав собственности Республики Крым также не обусловлено необходимостью совершения каких-либо процедур, направленных на приобретение таких прав. Права собственности возникают из прямого указания закона и принятых его исполнение нормативно-правовых актов Республики Крым как субъекта Российской Федерации.
Таким образом, государственным регистратором установлено, что данный объект недвижимости, а именно жилой дом, расположенный по вышеуказанному указанному адресу входит в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.
Кроме того, судом установлено, что в соответствии с Актом от 31 января 2015 года ГУП РК «Крымэнерго» принято на балансовый учет, указанный жилой дом.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона РФ от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение государственного регистратора является законным и обоснованным, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 28 февраля 2018 года отменить и принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Палеховой ФИО24 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Джанкойского горрайонного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Карита ФИО25 о признании незаконным решения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
<данные изъяты>