ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4350/2016 от 14.09.2016 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Янча С.А. Дело № 33 а–4350/2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2016 года г. Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Науменко Б.И.,

судей Шкуратовой А.В., Быстровой М.А.,

при секретаре Самбуровой П.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Меньших Л.М. на решение Нестеровского районного суда Калининградской области от 12 июля 2016 года, которым оставлено без удовлетворения административное исковое требование Меньших Л.М. к МУП «Нестеров-Транзит» о признании незаконным отказа МУП «Нестеров-Транзит» в выдаче технических условий на установку в квартире приборов учета тепла, возложении обязанности выдать указанные условия, о взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Шкуратовой А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Меньших Л.М. обратилась в суд с названным выше административным исковым заявлением, указав, что она является собственником квартиры в доме по <адрес> и потребителем услуги теплоснабжения, оказываемой МУП «Нестеров-Транзит», 30 марта 2016 года на её письменное обращение от 16 ноября 2016 года о выдаче технических условий на установку в квартире счетчиков учета (распределителей) тепла, получен ответ административного ответчика об отказе в их выдаче со ссылкой на отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии ввиду вертикальной разводки внутридомовых инженерных систем отопления.

Сославшись на незаконность такого отказа, на нарушение её прав длительным предоставлением услуги по отоплению ненадлежащего качества вследствие чего она часто болела, а также на ежемесячную переплату за данную услугу, что причинило ей нравственные и физические страдания, административный истец просил суд признать незаконным отказ МУП «Нестеров-Транзит» в выдаче технических условий на установку в квартире приборов учета тепла, возложить на ответчика обязанность выдать указанные условия и взыскать с него компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Меньших Л.М. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального закона, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела; в её обоснование приводит те же доводы, что и в административном иске, а также указывает, что несмоторя на то, что административный ответчик признал иск в части незаконости отказа в выдаче ей технических условий на установку счетчика учета тепла и представил в судебное заседание технические условия, суд безосновательно отказал в удовлетворение данных требований со ссылкой на отсутствие у ресурсоснабжающей организации такой обязанности.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Меньших Л.М. обратилась в МУП «Нестеров-Транзит» с заявлением о выдаче технических условий на установку в её квартире счетчика учета (распределителя) тепла, мотивировав несением ею расходов по оплате сверх потребляемого ресурса.

В удовлетворении ее заявления административным ответчиком отказано ввиду отсутствия технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии, поскольку многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Обратившись в суд с настоящим иском, Меньших Л.М. представила в обоснование позиции о незаконности такого отказа проектную документацию по установке теплосчетчика <данные изъяты>, выполненную ООО «К.».

Отказывая в удовлетворении требований Меньших Л.М., суд первой инстанции исходил из отсутствия у административного ответчика обязанности выдать потребителю технические условия на установку индивидуального прибора учета тепла.

Вместе с тем, в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 г.№ 149 утвержден Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, который определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Согласно п.п. 3,7 указанного Порядка, договор установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

Для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета

Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.

При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.

Из приведенных выше положений нормативно-правовых актов следует, что в случае обращения собственника помещения в многоквартирном доме обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета (в том числе, индивидуальных приборов учета) используемых энергетических ресурсов, возложена на энергоснабжающую организацию, которая осуществляет снабжение и передачу используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627 утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета; Форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета; Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Административным ответчиком в материалы дела представлены соответствующие по форме указанному выше Приказу Минрегионразвития РФ Акт обследования квартиры истицы на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета от 31 мая 2016 года об отсутствии технической возможности установки теплосчетчика, а после признания иска в части незаконности отказа - технические условия от 08.07.2016 г., утвержденные 11.07.2016 года директором МУП «Нестеров-Транзит», согласно которым Меньших Л.М. обязана место врезки, установки и модель теплосчетчика согласовать с МУП «Нестеров-Транзит»; до начала монтажа передать указанной организации один экземпляр исполнительной документации, а также предписано монтаж осуществлять под техническим надзором МУП «Нестеров-Транзит».

Разрешая спор, суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования по нормам КАС РФ и констатировав лишь отсутствие у МУП «Нестеров-Транзит» обязанности выдать технические условия на установку индивидуального счетчика учета тепловой энергии, притом, что ответчик таких доводов не приводил и требования в указанной части признавал, не проверил по существу доводы административного истца о незаконности такого отказа.

Между тем, спор сторон не является публично-правовым и возник вследствие несогласия Меньших Л.М. с заключением ответчика об отсутствии технической возможности установки индивидуального счетчика учета тепловой энергии.

Из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.

Соответственно, и суд для обеспечения права на судебную защиту граждан и организаций не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства.

Поскольку предусмотренный КАС РФ порядок рассмотрения административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не подлежит применению в тех случаях, когда имеет место обращение в суд за защитой нарушенных или оспоренных гражданских прав, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, а производство по административному делу – прекращению на основании п.1 ч. 1 ст. 128, п. 1 ч.1 ст. 194 КАС РФ в связи с тем, что административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нестеровского районного суда Калининградской области от 12 июля 2016 года отменить, прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Меньших Л.М. к МУП «Нестеров-Транзит» о признании незаконным отказа МУП «Нестеров-Транзит» в выдаче технических условий на установку в квартире приборов учета тепла, возложении обязанности выдать указанные условия, о взыскании компенсации морального вреда.

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Председательствующий:

Судьи: