Судья: Симшин Д.В. № 33а-4368
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2017 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бугаевой Е.М.,
судей Литвиновой М.В., Шмидт Т.Е.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства материал по частной жалобе ФИО1 на определение Саратовского районного суда Саратовской области от 02 мая 2017 года, которым возвращено административное исковое заявление ФИО1 к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области о признании незаконным решения о приостановлении и об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Исследовав доказательства в письменной форме, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что 23 сентября 2016 года подал в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области заявление о постановке на кадастровый учет принадлежащего ему сооружения - железнодорожного тупика, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, Расковское муниципальное образование, представив технический план сооружения.
Решением инженера филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области от 06 октября 2016 года осуществление кадастрового учета приостановлено с указанием на несоответствие представленных документов требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), поскольку в состав приложения технического плана не включены документы органа власти, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, либо документы о том, что получение разрешительной документации не требовалось. Решением указанного должностного лица от 30 декабря 2016 года на основании пункта 6 части 1 статьи 27 Закона о кадастре ФИО1 отказано в осуществлении кадастрового учета. Полагал, что правовых оснований для приостановления осуществления кадастрового учета, отказа в его осуществлении у административного ответчика не имелось. Ссылался, что технический план сооружения был подготовлен на основании декларации и письма администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 04 августа 2016 года, согласно которому получение разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию данного сооружения не требуется ввиду его вспомогательного характера.
Определением Саратовского районного суда Саратовской области от 02 мая 2017 года административное исковое заявление ФИО1 возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 КАС РФ.
В частной жалобе ФИО1 просит отменить данное определение суда, ссылаясь на то, что к спорным правоотношениям не подлежит применению Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.
Возвращая административное исковое заявление ФИО1, суд первой инстанции исходил из положения части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 452-ФЗ) и части 9 статьи 26 Закона № 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 361-ФЗ), предусматривающих обжалование решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в административном порядке.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Порядок кадастрового учета объектов недвижимого имущества был установлен главой 3 Закона о кадастре. Статья 26 Закона о кадастре предусматривает основания для приостановления осуществления кадастрового учета, статья 27 - основания для отказа в проведении кадастрового учета.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» (далее - Закон № 452-ФЗ) Закон о кадастре дополнен статьей 26.1, вступившей в силу с 01 декабря 2016 года.
Указанная норма предусматривает обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе. При этом обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Кроме того, с 01 января 2017 года вступили в силу положения Закона № 218-ФЗ (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 Закона № 218-ФЗ указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону № 218-ФЗ.
Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
С 01 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» также изменилось наименование Закона о кадастре на Федеральный закон «О кадастровой деятельности».
Частью 10 статьи 26 Закона о кадастре (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 250-ФЗ, то есть в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) было предусмотрено, что решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
В части 2 статьи 26.1 Закона о кадастре определено, что для обжалования решения о приостановлении лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении.
Таким образом, обязательный досудебный (административный) порядок обжалования решения о приостановлении осуществления кадастрового учета был введен после принятия оспариваемого решения о приостановлении кадастрового учета от 06 октября 2016 года, а также по истечении установленного частью 2 статьи 26.1 Закона о кадастре срока, в связи с чем введенные в действие с 01 декабря 2016 года вышеизложенные положения Закона о кадастре не подлежат применению к правоотношениям в части оспаривания решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области от 06 октября 2016 года.
Иное толкование лишило бы заявителя права на обжалование такого решения.
При этом возможность обжалования непосредственно в суд решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета закреплено как в части 13 Закона о кадастре (в редакции от 23 июля 2013 года № 250-ФЗ), так и в статье 29 Закона № 218-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что обжалование принятого филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области 06 октября 2016 года о приостановлении осуществления кадастрового учета по заявлению ФИО1 на момент возникновения спорных правоотношений не предполагал обязательный досудебный порядок урегулирования данного административного спора, выводы суда первой инстанции о возвращении административного искового заявления ФИО1, в связи с неправильным применением норм материального права, ошибочны.
При таком положении обжалуемое определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ с направлением материала по административному исковому заявлению ФИО1 в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
определение Саратовского районного суда Саратовской области от 02 мая 2017 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению ФИО1 к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области о признании незаконным решения о приостановлении и об отказе в осуществлении кадастрового учета направить в Саратовский районный суд Саратовской области для рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Председательствующий:
Судьи: