У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д 73RS0002-01-2021-005015-81 Судья Анципович Т.В. Дело №33а- 4376/2021 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Ульяновск 23 ноября 2021 года Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Васильевой Е.В., судей Пулькиной Н.А., Смирновой Ю.В., при секретаре Каминской Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновскана решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 10 июня 2021 года по делу №2а-1927/2021, по которому постановлено: административный иск прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска удовлетворить. Признать бездействие администрации города Ульяновска, выразившееся в непринятии мер по разделу земельного участка, неустановлении границ особо охраняемой природной территории местного значения Экопарк «Черное озеро», непринятии Положения об особо охраняемой природной территории местного значения, незаконным. Обязать администрацию города Ульяновска произвести раздел земельного участка с кадастровым номером ***, установить границы особо охраняемой природной территории местного значения Экопарк «Черное озеро», разработать Положение об особо охраняемой природной территории местного значения Экопарк «Черное озеро». Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации города Ульяновска Дементьевой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия установила: прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование иска указал, что решением Ульяновской городской Думы от 25.12.2002 №222 (в ред. решения Ульяновской Городской Думы от 18.01.2012 №7) утверждено Положение «О территориальной охране природы г.Ульяновска», согласно приложению №3 которого определен перечень особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) местного значения города Ульяновска. Указанный перечень содержит сведения об ООПТ местного значения города Ульяновска Экопарк «Черное озеро». Проведенной прокуратурой района проверкой по обращению Кучембаева А.Н. выявлены нарушения администрацией города Ульяновска требований законодательства о землепользовании и об охране окружающей среды. ООПТ располагается на земельном участке с кадастровым номером ***, который находится в собственности Ульяновской области. Экопарк «Черное озеро» включен в реестр муниципального имущества и располагается на территории особо охраняемой природной территории местного значения. Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утверждённых решением Ульяновской Городской Думы от 02.09.2015 № 90, площадь ООПТ составляет 979 000 кв.м. В соответствии с ч.8 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. Согласно ч.12 ст.2 названного Федерального закона обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Вместе с тем, до настоящего времени меры по разделу земельного участка с кадастровым номером *** не приняты, не установлены границы ООПТ Экопарк «Черное озеро» и не принято Положение о данной особо охраняемой природной территории. Подготовленная органом местного самоуправления схема раздела с Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области в настоящее время не согласована. По выявленным нарушениям прокуратурой района 24.11.2020 Главе города Ульяновска вносилось представление об устранении нарушений закона, в ответе на которое указано, что в реестре муниципального имущества числится Экопарк «Черное озеро», который располагается на земельном участке с кадастровым номером *** по ул.Октябрьской, находящемся в собственности Ульяновской области. В рамках муниципального контракта были проведены кадастровые работы по разделу земельного участка с целью постановки на кадастровый учет земельного участка под Экопарком «Черное озеро» местного значения. Установление границ ООПТ местного значения Экопарк «Черное озеро» и принятие Положения о данной особоохраняемой природной территории будет возможно после проведения процедуры раздела земельного участка на территории регионального и местного значения и передачи земельного участка ООПТ местного значения в муниципальную собственность. Бездействие администрации города Ульяновска, выразившееся в неисполнении вышеуказанных требований законодательства, ведет к нарушению санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды, нарушает права жителей муниципального образования «город Ульяновск». Административный истец просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выразившееся в непринятии мер по разделу земельного участка с кадастровым номером ***, неустановлении границ особо охраняемой природной территории Экопарк «Черное озеро» и непринятии Положения о данной особо охраняемой природной территории; обязать административного ответчика произвести раздел земельного участка с кадастровым номером ***, установить границы особо охраняемой природной территории Экопарк «Черное озеро», разработать Положение об особо охраняемой природной территории Экопарк «Черное озеро» и направить в Ульяновскую Городскую Думу для рассмотрения вопроса о его принятии. К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, Министерство агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Ульяновской области, Департамент государственного имущества Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области, Управление по охране окружающей среды администрации города Ульяновска, Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области. Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение. В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Указывает, что земельный участок, на котором располагается Экопарк «Черное озеро» находится в собственности Ульяновской области. Действующее в период создания экопарка законодательство не предусматривало категории особо охраняемой природной территории местного значения и полномочий мэра города Ульяновска по созданию особо охраняемой природной территории. Судом не применен закон, подлежащий применению, а именно Закон Ульяновской области от 07.06.2004 №030-ЗО «О порядке организации особо охраняемых природных территорий местного значения в Ульяновской области», согласно которому прекращение права собственности органов местного самоуправления на участки ранее объявленные особо охраняемыми природными территориями местного значения влечет за собой упразднение территории особо охраняемых природных территорий местного значения. Считает, что на данной территории фактически упразднена особо охраняемая природная территория местного значения. Полагает, что постановление администрации города Ульяновска от 10.04.2014 о включении экопарка «Черное озеро» в реестр муниципального имущества не подлежит применению, поскольку согласно выписке из ЕГРП право на земельный участок зарегистрировано за Ульяновской областью раньше, а именно: 01.11.2011. Факт нахождения имущества на балансе того или иного юридического лица не является бесспорным доказательством права собственности или законного владения. Ссылается на пропуск административным истцом срока подачи административного искового заявления, что является самостоятельным основанием для отмены решения суда. В возражениях на апелляционную жалобу Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. В возражениях на апелляционную жалобу Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области оставляет решение по апелляционной жалобе на усмотрение суда. В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим. В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению. По делу установлено, что постановлением мэра города Ульяновска от 22.04.1993 №536 «О создании экологического парка «Черное озеро» в пойме р.Свияга» создан экологический парк в пойме р.Свияга в Засвияжском районе на участке площадью 93 га в следующих границах: Московское шоссе, надпойменная терраса, железная дорога. Принято решение о прекращении использования всеми лицами и организациями указанной территории в целях, не связанных с назначением и задачами парка. Указано на необходимость городскому комитету по охране природы разработать проект положения об экологическом парке, а также документацию по отводу парку земельного участка. Постановлением мэра города Ульяновска от 22.03.1994 №315 «О развитии экологического парка «Черное озеро» в целях развития экологического парка «Черное озеро» утверждено Положение об экологическом парке «Черное озеро», Городскому комитету по охране природы следовало выступить заказчиком проведения землеустроительных, проектно-изыскательных и строительных работ по созданию экопарка. Решением Ульяновской городской Думы от 25.12.2002 №222 (в ред. решения Ульяновской Городской Думы от 18.01.2012 №7) утверждено Положение «О территориальной охране природы г.Ульяновска», в соответствии с Приложением 3 которого в Перечень особо охраняемых природных территорий местного значения города Ульяновска включен Экопарк «Черное озеро» площадью 123,4 га (в том числе памятник природы площадью 25,5 га). Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 21.11.1994 №1190-р «Об итогах инвентаризации памятников природы Ульяновской области» в Перечень объектов, признанных памятниками природы включен Экологический парк «Черное озеро» площадью 25,5 га, расположенный в левобережной пойме р.Свияги; включает озеро Черное с прибрежной полосой и сохранившейся в естественном состоянии сохранившийся участок речной долины. Постановлением главы администрации Ульяновской области от 29.12.2002 №194 сведения об экологическом парке «Черное озеро» внесены в Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Ульяновской области. Приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 05.02.2013 №07 приложением №35 было утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Памятник природы «Экологический парк «Черное озеро», в котором, в том числе, указано местоположение и описание границ ООПТ. ООПТ местного значения Экопарк «Черное озеро» площадью 979 000 кв.м включен в Реестр муниципального имущества постановлением администрации города Ульяновска от 10.04.2014 №1615. Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утверждённых решением Ульяновской Городской Думы от 02.09.2015 № 90, а также действующих с 09.10.2021 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утверждённых постановлением администрации города Ульяновска от 10.08.2021 №1166 (ред. от 16.092021), Перечень особоохраняемых природных территорий и объектов зеленого фонда на территории муниципального образования «город Ульяновск» включена особоохраняемая территория местного значения Экопарк «Черное озеро» (в том числе памятник природы) площадью 97,9 га. Нормативными правовыми актами о придании объекту соответствующего статуса являются: постановление главы города от 22.03.1994 №315 «О развитии экологического парка «Черное озеро», решение Ульяновской Городской Думы от 25.12.2002 №222, постановление администрации города Ульяновска от 10.04.2014 №1615 «О включении в реестр муниципального имущества». ООПТ регионального значения памятник природы Экологический парк «Черное озеро», общей площадью 25,50 га и ООПТ местного значения Экопарк «Черное озеро» находятся на земельном участке с кадастровым номером ***, принадлежащем Ульяновской области. Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался принятыми выше нормативными актами по особо охраняемой природной территории Экопарк «Черное озеро», нормами ст.56, п.12 ст.39.29, ч.1 ст.11.7, ч.1 ст.11.10, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст.ст. 3, 9 Закона Ульяновской области от 02.11.2020 №127-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения в Ульяновской области», решением Ульяновской Городской Думы от 25.12.2002 №222 «Об утверждении Положения «О территориальной охране природы г.Ульяновска» (пункт 3.6.1), Уставом муниципального образования «город Ульяновск» (статья 28), которыми установлены основания ограничения использования земельных участков, основания и порядок создания особо охраняемых природных территорий, в том числе местного значения; необходимость определения границ такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости; разработку и утверждение Положения об особо охраняемой природной территории местного значения и пр. Поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что до настоящего времени администрацией города Ульяновска не совершен выдел особо охраняемой территории местного значения Экопарк «Черное озеро», включенной в реестр муниципальной собственности, из земельного участка с кадастровым номером ***, что приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, невозможности организовать мероприятия по установлению режима особой охраны и защите окружающей среды для предотвращения неблагоприятного воздействия хозяйственных и производственных факторов в отношении данной особо охраняемой природной территории, суд правомерно удовлетворил требования прокурора, заявленные в исковом заявлении. Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что земельный участок, на котором располагается ООПТ местного значения Экопарк «Черное озеро», находится в собственности Ульяновской области, не освобождает административного ответчика от установленной законом обязанности по определению границ названной ООПТ (графического описания местоположения границ, координат характерных точек границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости). В соответствии со ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления согласно ст.39.2 ЗК РФ. Земельное законодательство не ограничивает круг лиц, которые вправе подготовить схему расположения земельного участка с целью его раздела. Как установлено судом, администрация города Ульяновска своими действиями, направленными на раздел земельного участка с кадастровым №73:24:030502:9, на котором расположено ООПТ местного значения Экопарк «Черное озеро», и утверждение схемы расположения земельного участка под ООПТ, а также обращениями по данному вопросу в Министерство строительства и архитектуры Ульяновск ой области – в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах муниципального образования «город Ульяновск», фактически реализует свое право пользования частью земельного участка, на котором расположена спорная особо охраняемая территория местного значения Экопарк «Черное озеро». При этом Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не оспаривает право муниципального образования «город Ульяновск» на оформление земельного участка под особо охраняемой природной территорией местного значения Экопарк «Черное озеро» в муниципальную собственность, а указывает на необходимость соблюдения органом местного самоуправления положений постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 №374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность. Довод в жалобе о пропуске прокурором срока на обращение в суд с настоящим административным иском не может быть признан состоятельным, поскольку спорное нарушение является длящимся. Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана оценка, с которой следует согласиться. Принятое по делу решение является правильным. Судом верно определены юридически значимые по делу обстоятельства, полно и объективно оценены представленные в дело доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права. Процессуальных нарушений, влекущих в силу ч.1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения, судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется. Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 10 июня 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска– без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.12.2021. |