Судья Внукова О.Н. Дело № 33а-4383
25RS0029-01-2018-005597-93
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2019 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Королевой Е.В., Кубатовой О.А.
при секретаре Чапиной Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 4 декабря 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения ФИО1, представителя Управления Росреестра по Приморскому краю – ФИО2, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 27 февраля 2018 года она обратилась в межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок по адресу: <адрес>. 13 июня 2018 года в государственной регистрации было отказано в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации и неустранением причин, препятствующих ее осуществлению. Однако уведомление о приостановлении государственной регистрации административный истец не получала, следовательно, причины приостановления государственной регистрации не были известны. Земельный участок площадью 440,9 кв.м прилегает к территории земельного участка, оформленного в собственность в 2009 году, на котором стоит фасад жилого дома. Предельный размер земельного участка в границах г.Уссурийска для индивидуального жилищного строительства составляет 1500 кв.м, поэтому ФИО1 вправе увеличить площадь используемого земельного участка на 440,9 кв.м и поставить участок на кадастровый учет. Просит признать незаконным приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по п.3 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и отказ в государственной регистрации прав и (или) государственном кадастровом учете на объект недвижимости земельный участок площадь 440,9 кв.м по адресу: <адрес> (ст.27 Закона) и отменить их; продлить срок государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета на объект недвижимости земельный участок площадь 440,9 кв.м по адресу: <адрес> для осуществления государственной регистрации прав; взыскать понесенные расходы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (госпошлина), почтовые и другие расходы в сумме 1198 руб.
ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание не явился, направил возражения, в которых указал, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с иском. В качестве документа-основания возникновения права собственности заявителем на государственную регистрацию была предоставлена выписка из решения исполнительного комитета Ворошиловского городского Совета депутатов трудящихся от 5 марта 1953 года № «О предоставлении земельных участков под индивидуальное строительство» от 27 января 2009 года №. Государственным регистратором было установлено, что в ЕГРН уже имеется запись о регистрации права собственности ФИО1 на основании выписки из решения исполнительного комитета Ворошиловского городского Совета депутатов трудящихся от 5 марта 1953 года № «О предоставлении земельных участков под индивидуальное строительство» от 27 января 2009 года №, что противоречит положениям п.3 ч.1 ст.26 Закона № 218-ФЗ. В ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке общей площадью 440,9 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>. Заявление о государственном кадастровом учете земельного участка представлено не было. Для проведения государственной регистрации права собственности заявителю необходимо было осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет. Учитывая изложенное, 13 марта 2018 года было приостановлено осуществление государственной регистрации права. 13 июня 2018 года принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.
В силу п.3 ч.1 ст.26 Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, 27 февраля 2018 года ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по Приморскому краю через МФЦ с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 440,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
К указанному заявлению была приложена справка администрации УГО, выписка из решения исполнительного комитета Ворошиловского городского Совета депутатов трудящихся от 5 марта 1953 года № «О предоставлении земельных участков под индивидуальное строительство», схема, чек об оплате госпошлины.
В рамках проведения правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что 3 марта 2009 года Управлением зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 791 кв.м, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, запись № в ЕГРН.
Основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № послужила выписка из решения исполнительного комитета Ворошиловского городского Совета депутатов трудящихся от 5 марта 1953 года № «О предоставлении земельных участков под индивидуальное строительство» от 27 января 2009 года №.
Поскольку имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, 13 марта 2018 года государственная регистрация приостановлена до 13 июня 2018 года.
13 июня 2018 года в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих проведению, в государственной регистрации права собственности на земельный участок было отказано.
Поскольку в качестве документа, подтверждающего право собственности на земельный участок была представлена выписка из решения исполнительного комитета Ворошиловского городского Совета депутатов трудящихся, на основании которой Управлением Росреестра по Приморскому краю ранее уже было зарегистрировано право собственности ФИО1 на иной земельный участок, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приостановление и отказ в государственной регистрации права являются законными и обоснованными.
Как усматривается из возражений административного ответчика, в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке площадью 440,9 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>. Заявление о государственном кадастровом учете земельного участка не представлено.
В соответствии с п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.п.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В силу ст.39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Учитывая, что действующим законодательством предусмотрена определенная процедура по образованию (формированию) земельного участка, и сведений о ее соблюдении ФИО1 в материалах дела не имеется, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным истцом не соблюден порядок предоставления спорного земельного участка в собственность.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок площадью 440,9 кв.м прилегает к участку площадью 791 кв.м, образует с ним единый земельный участок, является необоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО1 не знала о том, что осуществление государственной регистрации было приостановлено, соответствующее уведомление не получала, не является основанием к отмене решения суда.
В соответствии с п.18 ст.29 Федерального закона № 218-ФЗ при наличии в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав указания о выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав через многофункциональный центр орган регистрации прав обязан передать соответствующие документы в многофункциональный центр для выдачи заявителю (его представителю).
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, плановая дата выдачи документов по результатам оказания государственной услуги – 9 марта 2018 года. Однако, несмотря на то, что дата выдачи документов была ей известна, ФИО1 своевременно в МФЦ не обратилась, результатом рассмотрения заявления о государственной регистрации в течение 4 месяцев не интересовалась.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 4 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи