ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4383/18 от 23.04.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Миронова С.В. Дело № 33а-4383/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 апреля 2019 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Клюева С.Б., Осиповой С.К.,

при секретаре – Моревой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Анкудинова В.А. на решение Советского районного суда г.Самара от 05 февраля 2019 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения административного ответчика Анкудинова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ИФНС России по Советскому району г. Самары – Ермолаевой О.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ИФНС России по Советскому району г. Самары обратилась в суд с иском к Анкудинову В.А. о взыскании за 2016 год недоимки по транспортному налогу в сумме 4528 руб. и пени в сумме 19,92 руб., за 2015 год пени по транспортному налогу в сумме 19,92 руб., ссылаясь на то, что указанная задолженность в добровольном порядке не погашена, ранее выданный судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению налогоплательщика.

Судом постановлено решение от 05 февраля 2019 года об удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Советскому району г. Самары, с Анкудинова В.А. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2016 год в сумме 4 528 руб., пени в размере 39,84 руб., государственная пошлина взыскана в доход государства в размере 400 руб.

С указанным решением не согласился Анкудинов В.А., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.

В заседании судебной коллегии Анкудинов В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.

Представитель ИФНС России по Советскому району г. Самары – Ермолаева О.В. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст.287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Согласно ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации относительно спорного периода срок уплаты транспортного налога налогоплательщиками - физическими лицами установлен не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу пп. 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно п. 2 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела, Анкудинову В.А. в спорный период (2015, 2016 год) на праве собственности принадлежало транспортное средство - автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак в связи с чем налоговым органом ему направлено налоговое уведомление № 32512671 от 21.09.2017 на уплату транспортного налога за 2014 год в размере 4 528 рублей, за 2015 год в размере 4528 рублей, за 2016 год в размере 4 528 рублей, со сроком уплаты до 01.12.2017 (л.д. 13), и требование по состоянию на 18.12.2017г. № 28785 со сроком уплаты до 05.02.2018 года суммы недоимки по транспортному налогу в размере 9 056 руб. и пени в размере 39,84 руб. (л.д. 10).

Установлено, что 15.06.2018 мировым судьей выдан судебный приказ о взыскании в доход бюджета недоимки по транспортному налогу и пени за 2015, 2016 год, который отменен определением мирового судьи от 22.08.2018г. по заявлению должника (л.д. 18).

06.12.2018 административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогам поступило в Советский районный суд г. Самары.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что срок обращения с иском в суд налоговым органом не пропущен.

Удовлетворяя административный иск налогового органа в заявленном размере суд первой инстанции исходил из того, что несмотря на истечение указанных в налоговых требованиях сроков исполнения обязанности, задолженность по налогу и пени административным ответчиком в полном объеме не погашена, доказательств обратного не представлено, расчет налога и пени не оспорен.

Вместе с тем, с таким выводом согласиться нельзя, поскольку из материалов дела видно, что согласно налогового уведомления № 32512671 срок уплаты транспортного налога за 2016 год в размере 4 528 руб. установлен до 01.12.2017 года, согласно квитанции, представленной в материалы дела административным ответчиком транспортный налог за 2016 год в сумме 4 528 руб. оплачен 22.11.2017г. (л.д.79), т.е. в установленный в уведомлении срок, в связи с чем правовые и фактические основания для взыскания указанной суммы налога и пени по транспортному налогу отсутствуют.

Доводы административного ответчика, что сумма транспортного налога уплаченная административным ответчиком 22.11.2017 зачтена налоговым органом в счет задолженности за предыдущие периоды отклоняются судебной коллегией, поскольку в квитанции об оплате указан индекс документа соответствующий транспортному налогу за 2016 год.

При указанных обстоятельствах, решение суда в части взыскания транспортного налога и пени за 2016 год нельзя признать правильным, в связи с чем, в данной части решение суда подлежит отмене, ввиду отсутствия оснований для удовлетворения административного иска в данной части.

В отношении взыскания пени по транспортному налогу за 2015 год судебная коллегия отмечает, что срок уплаты транспортного налога за 2015 год установлен до 01.12.2016 г. Материалами дела подтверждается, что транспортный налог за 2015 год в сумме 4 528 руб. административным ответчиком оплачен 03.12.2016г. с указанием в квитанции соответствующего индекса документа. Таким образом, срок уплаты налога нарушен на 2 дна, за которые подлежат взысканию пени в сумме 2,05 руб. Соответственно в данной части решение суда подлежит изменению.

Согласно абзацу 10 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции

Таким образом, в соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ и абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с Анкудинова В.А. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб. в бюджета г.о. Самара.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Самары от 05 февраля 2019 года отменить в части взыскания транспортного налога и пени за 2016 год, в части взыскания пени по транспортному налогу за 2015 год решение изменить, изложив резолютивную часть решения следующим образом:

«Административное исковое заявление ИФНС России по Советскому району г.Самары к Анкудинову В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.

Взыскать с Анкудинова В.А. (ИНН в пользу ИФНС России по Советскому району г. Самары пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в сумме 2,05 руб.

Взыскать с Анкудинова В.А. в доход бюджета г.о. Самара государственную пошлину в размере 400 рублей.»

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

Копия верна. Судья -