УИД 69RS0036-01-2021-004664-14
Материал № 9а-512/2021(№ 33а-4388/2021) судья – Зварич Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 ноября 2021 года город Тверь
Судья Тверского областного суда Сергуненко П.А., рассмотрев без проведения судебного заседания частное представление Тверского межрайонного природоохранного прокурора на определение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 1 октября 2021 года, которым постановлено:
«Отказать в принятии административного искового заявления Тверского межрайонного природоохранного прокурора Сердюкова В.А. к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, Комиссарову Андрею Геннадьевичу о прекращении права на осуществление охоты и возложении обязанности совершить определенные действия.
Разъяснить административному истцу, что отказ в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением».
Судья
установил:
1 октября 2021 года Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в Заволжский районный суд г. Твери с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, Комиссарову А.Г., с требованием о прекращении права Комиссарова А.Г. на осуществление охоты до погашения или снятия судимости; возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанности аннулировать охотничий билет единого федерального образца № <данные изъяты>, выданный 21 ноября 2011 года Комиссарову А.Е. в соответствии с Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета единого образца, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года № 13; возложении на Комиссарова А.Е. обязанности возвратить в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области охотничий билет единого федерального образца № <данные изъяты>, выданный 21 ноября 2011 года.
Судом постановлено определение, резолютивная часть которого приведена выше.
18 октября 2021 года прокурором подано представление, в котором ставится вопрос об отмене определения судьи и направлении административного иска в Заволжский районный суд г. Твери для рассмотрения, ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права. Указано, что действующим законодательством не ограничено право прокурора на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с подобным заявлением в защиту интересов субъекта Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
При этом, из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды» следует, что одним из субъектов обращения в суд по делам о нарушениях законодательства области охраны окружающей среды и природопользования является прокурор.
В силу положений частей 1, 2 и 3 статьи 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер, и выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
Частью 8 статьи 21 Закона № 209-ФЗ предусмотрены основания для аннулирования охотничьего билеты, к которым относятся в числе прочего судебное решение.
Таким образом, Тверской межрайонный природоохранный прокурор обладает правом обращения в суд с данным административным исковым заявлением, а суд вправе принять решение о прекращении права охоты и аннулировании охотничьего билета.
Кроме того, 3 сентября 2021 года Заволжским районный судом г. Твери рассмотрено аналогичное административное исковое заявление Тверского межрайонного природоохранного прокурора, требования которого удовлетворены в полном объеме (дело № 2а-2240/2021).
В соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) частное представление прокурора рассмотрено в апелляционном порядке судьей единолично, без проведения судебного заседания.
Изучив представленные материалы, доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения судьи первой инстанции, прихожу к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Отказывая в принятии административного искового заявление Тверского межрайонного природоохранного прокурора, судья суда первой инстанции исходил из того, что Законом № 209-ФЗ предусмотрена административная процедура аннулирования органом исполнительной власти ранее выданных охотничьих билетов, в связи с чем заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Данные выводы судьи суда первой инстанции полагаю обоснованными, так как они основаны на положениях действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 указанного Федерального закона выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 21 Закона № 209-ФЗ охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием обстоятельства, послужившего основанием аннулирования, с обязательной ссылкой на соответствующее положение части 8 названной статьи.
В силу части 8 статьи 21 Закона № 209-ФЗ охотничий билет аннулируется на основании: 1) несоответствия физического лица требованиям части 1 данной статьи; 2) подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета; 3) судебного решения.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу указанной нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, суд не вправе подменять органы исполнительной власти, а значит, не может принимать решение по вопросу аннулирования охотничьего билета, при отсутствии сведений о незаконности бездействия административных ответчиков, так как в соответствии с вышеприведенными нормами аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Довод представления прокурора о том, что одним из оснований аннулирования охотничьего билета является судебное решение, не может быть признан состоятельным, поскольку по такому основанию охотничий билет аннулируется в соответствии с частью 3 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому исполнение постановления о лишении права осуществлять охоту осуществляется путем аннулирования охотничьего билета.
Судьей суда первой инстанции верно указано, что требования прокурора о прекращении права Комиссарова А.Г. на осуществление охоты в охотничьих угодьях до снятия или погашения судимости и о возложении на Комиссарова А.Г. обязанности возвратить охотничий билет являются производными от требований об аннулировании и признании незаконным охотничьего билета, поскольку аннулирование охотничьего билета влечет прекращение права лица на осуществление охоты, а в соответствии с пунктами 25, 25.1 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года № 13, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган.
При указанных обстоятельствах у судьи первой инстанции имелись основания для отказа в принятии административного искового заявления прокурора по основанию, предусмотренному пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
Кроме того, согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 15 ноября 2021 года на запрос суда апелляционной инстанции охотничий билет, выданный Комисарову А.Г., аннулирован.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения частной жалобы и отмены определения судьи отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Тверского областного суда
определил:
определение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 1 октября 2021 года оставить без изменения, частное представление Тверского межрайонного природоохранного прокурора без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья П.А. Сергуненко