ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4419/2021 от 09.08.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Дульцева Ю.А. Дело № 33а-4419/2021

(номер дела в суде первой инстанции 2а-4649/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Пристром И.Г., Колесниковой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Калинкович И.С.,

рассмотрела в г. Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании 09 августа 2021 года административное дело по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 мая 2021 года по административному исковому заявлению администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к Государственной жилищной инспекции по г.Сыктывкару и Корткеросскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) о признании незаконным предостережения №<Номер обезличен> от 05.02.2021.

Заслушав доклад материалов административного дела судьи Пристром И.Г., судебная коллегия по административным делам

установила:

Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее по тексту - администрация МО ГО «Сыктывкар») обратилась в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (далее по тексту-ГЖИ по г. Сыктывкару) о признании незаконным предостережения №<Номер обезличен> от 05.02.2021.

В обоснование исковых требований истец указал, что оспариваемым актом административный ответчик необоснованно возложил на муниципальный орган, как собственника комнаты <Адрес обезличен>, обязанность произвести ремонт общего имущества собственников комнат коммунальной квартиры, в состав которой входит комната №<Номер обезличен>, нанимателем которой является ФИО1

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении заявленного иска настаивала, указывая на то, что соглашение о производстве ремонта общего имущества между собственниками помещений коммунальной квартиры не заключалось, предложений об этом в адрес администрации МО ГО «Сыктывкара» от других собственников не поступало. Доля помещений муниципального жилого фонда в этой квартире не превышает ... от общей площади помещений, что обуславливает отсутствие инициативы органа местного самоуправления в решении таких вопросов.

Надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, административный ответчик участие своего представителя в судебном заседании не обеспечил.

Привлеченная судом к участию в деле ФИО1 в почтовое отделение за получением заказной корреспонденции, направленной судом в ее адрес, а также в судебное заседание не явилась.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 мая 2021 года административный иск администрации МО ГО «Сыктывкар» удовлетворен, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №<Номер обезличен> от 05.02.2021г. Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) признано не соответствующим требованиям законодательства.

В апелляционной жалобе, адресованной Верховному Суду Республики Коми, представитель Государственная жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) ФИО2, излагая обстоятельства по делу и трактуя нормы права, выражает несогласие с выводом судебной инстанции, указывая на то, что выводы судов противоречат представленным в материалы дела доказательствам; просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Стороны административного дела, надлежащим образом извещенные о судебном заседании в Верховном Суде Республики Коми, не явились, своих представителей на рассмотрение апелляционной жалобы не направили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.

Судебная коллегия считает возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, статьей 307 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.

Проверив законность решения суда в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ФИО1, проживающая в жилом помещении <Номер обезличен> многоквартирного дома <Адрес обезличен>, обратилась в ГЖИ по г. Сыктывкару с жалобой на плохое содержание общедомового имущества. Нарушения связаны с течью кровли и разрушением стен, отключением теплоснабжения по стояку; разрушением вентиляционных шахт; заполнением подвала фекалиями; установкой оконного блока с разрушением.

В ходе внеплановой проверки, проведенной по общедомовому имуществу в отношении ООО «...» - управляющей компании МКД <Адрес обезличен>, по доводам обращения ФИО1, нарушений обязательных требований, установленных жилищным законодательством, не выявлено. Предположительно, нарушения связаны с ненадлежащим состоянием общего имущества в коммунальной квартире, бремя содержания которого несет собственник, в связи с чем в адрес администрации МО ГО «Сыктывкар» вынесено оспариваемое предостережение №<Номер обезличен> от 05.02.2021 о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором предлагается обеспечить надлежащее состояние общего имущества в коммунальной квартире МКД, в которой находится комната №<Номер обезличен>, в том числе: исключить следы течи на потолке и стенах санитарно- гигиенической комнаты; исключить плесень на потолке и стенах подсобных помещений коммунальной квартиры, в которой находится комната №<Номер обезличен>; восстановить работу полотенцесушителя в санитарно- гигиеническом помещении; проверить состояние оконного блока в комнате №<Номер обезличен> и устранить разрушение. Администрации МО ГО « Сыктывкар» предложено направить в адрес Инспекции уведомление об исполнении предостережения в срок не позднее 05.04.2021.

Муниципальный орган, не согласившись с возложенной на него предостережением №<Номер обезличен> от 05.02.2021 обязанностью, обратился в суд с настоящим административным иском, указывая, что данная обязанность возложена на администрацию МО ГО « Сыктывкар», как собственника доли (4 из 16 комнат в коммунальной квартире), необоснованно, в нарушение требований действующего законодательства. Выводы Инспекции о наличии конкретных недостатков общего имущества не подтверждены экспертным заключением, суждения об этом носят поверхностный и предположительный характер.

Разрешая требования, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 1 статьи 209, статьи 210, пункта 1 статьи 246, статьи 249 Гражданского кодекса РФ, статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующих распоряжение и управление долевой собственностью, участие собственника помещения в многоквартирном доме, либо коммунальной квартире в несении расходов на содержание принадлежащего ему помещения, а также в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем заключения соглашения всех собственников.

Признав, что материалы проверки Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора не содержат надлежащих доказательств того, что собственники коммунальной квартиры - секции из 16 комнат, расположенной на ... этаже здания по адресу: <Адрес обезличен>, согласовали проведение ремонта общего имущества (санитарно-гигиенического помещения общего доступа, расположенного в секции, системы водоснабжения), работы по ремонту либо замене оконных блоков, а также объем такого ремонта, стоимость работ и материалов, сроки его выполнения и т.п.; либо определили степень участия в таких расходах каждого из них, включая администрацию МО ГО «Сыктывкар», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предостережение Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) №<Номер обезличен> от 05.02.2021 не соответствует требованиям нормативных актов и подлежит отмене, как нарушающее права административного истца.

Судебная коллегия не соглашается с приведенным выводом, полагая, что судом первой инстанции не учтены следующие требования закона.

В соответствии с положениями статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предостережения) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами и гражданами своей деятельности.(часть 1)

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. (часть 2)

К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. (часть 3)

Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения требований порядка осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе. Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки. (часть 4.2)

Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования). (пункт 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493)

Государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. (пункт 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493)

В силу части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Закон N 294-ФЗ) в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, помимо прочего, выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи.

Из положений частей 5 - 7 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ следует, что при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 (далее - Правила составления и направления предостережения).

Анализ вышеприведенного законодательства применительно к обстоятельствам рассматриваемой правовой ситуации позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что в настоящем случае при наличии информации об имеющихся признаках нарушений обязательных требований, полученной в ходе реализации мероприятий по контролю, органом государственного жилищного контроля в городе Сыктывкаре было правомерно составлено и направлено в адрес административного истца предостережение.

Порядок составления и направление предостережения соблюден, его содержание соответствует положениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правил составления и направления предостережения. Оспариваемое предостережение не носит обязывающего характера предписания, носит характер профилактической меры в части конкретного принятия предложенных мер. Предостережение не порождает правовых последствий для предостерегаемого лица, его исполнение носит добровольный характер.

Изложенные в предостережении требования предоставления администрацией сведений о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, либо предоставление возражений относительно исполнения предостережения в полной мере отвечают положениям вышеприведенных норм закона.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Таким образом, функции по осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда относятся к функциям органов местного самоуправления.

С учетом приведенных выше положений, выводы суда об отсутствии заключенного соглашения по проведению ремонта общего имущества всех собственников коммунальной квартиры (секции из 16 комнат, включающей жилое помещение №<Номер обезличен>), расположенной на ... этаже здания по адресу: <Адрес обезличен>, не исключают обязанности органа местного самоуправления, являющегося в настоящем случае собственником 4-х жилых помещений в коммунальной квартире по спорному адресу, по соблюдению обязательных требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и не освобождает его от исполнения установленных требований законодательства по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда.

Утверждение административного истца о пригодности жилого помещения из состава муниципального жилого фонда – комн<Номер обезличен><Адрес обезличен> для постоянного проживания, со ссылкой на заключения уполномоченного органа-межведомственной комиссии №<Номер обезличен> от <Дата обезличена>, №<Номер обезличен> от <Дата обезличена>, №<Номер обезличен> от <Дата обезличена>, не является основанием для удовлетворения административных требований. Отсутствие признания факта аварийности жилого помещения, не исключает обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма, установленной частью 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, по осуществлению капитального ремонта жилого помещения.

Ссылки административного истца на нарушение надзорным органом положений пункта 13 Положения о государственном жилищном надзоре в части отсутствия экспертного заключения по нарушениям отраженным в предписании, подлежит отклонению, поскольку привлечение к участию в проведении проверок экспертов и экспертных организаций является усмотрением руководителя органа государственного жилищного надзора.

При таком положении принятый по административному делу итоговый процессуальный акт нельзя признать законным.

В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение. Одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).

Постановленное судом первой инстанции решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований о признании предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований №74 от 05.02.2021 не соответствующим требованиям законодательства подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 мая 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, по которому административное исковое заявление администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) о признании незаконным предостережения №<Номер обезличен> от 05.02.2021 оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения.

Председательствующий-

Судьи-