Судья Черкашин В.В. дело № 33а-4420/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2017 года г.Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего судьи Симоновича В.Г.,
судей Погорельцевой Т.В. и Степановой М.Г.,
при секретаре А.
рассмотрела административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по ХМАО – Югре к Окружной общественной организации «Федерация фигурного катания на коньках Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» о ликвидации общественной организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
по апелляционной жалобе представителя Окружной общественной организации «Федерация фигурного катания на коньках Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 февраля 2017 года, которым суд постановил:
«Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по ХМАО – Югре к Окружной общественной организации «Федерация фигурного катания на коньках Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» о ликвидации общественной организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.
Ликвидировать Окружную общественную организацию «Федерация фигурного катания на коньках Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»; исключить Окружную общественную организацию «Федерация фигурного катания на коньках Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Погорельцевой Т.В., судебная коллегия
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по ХМАО – Югре обратилось в суд с административным иском к Окружной общественной организации «Федерация фигурного катания на коньках Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее по тексту – Организация) о ликвидации общественной организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование требований указало, что решение о государственной регистрации Организации было принято при создании (дата), сведения о государственной регистрации внесены в ЕГРЮЛ (дата) за ОГРН (номер). Юридическим адресом Организации является город Ханты-Мансийск, (адрес). Директором Организации является Л. В ходе контроля за деятельностью Организации установлены нарушения абз. 2 ч. 1 ст. 29 Закона об общественных объединениях, п. 3.1 Указания Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций индивидуальных предпринимателей и субъектами малого предпринимательства», а также Приказа Минфина РПоссии от 06 октября 2008 года № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», «Положения по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений», что выразилось в несоблюдении Организацией норм, предусмотренных его Уставом: о приеме новых членов в Организацию, о проведении очередных и внеочередных общих собраний, о прекращении членства в Организации, об утверждении годового отчета и годового бухгалтерского баланса, надлежащем извещении членов Президиума Организации о заседаниях, о проведении проверок финансово – хозяйственной деятельности Организации; нарушении учета средств, выданных в подотчет; отсутствии утвержденного рабочего плана счетов, формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, документов для внутренней бухгалтерской отчетности. По итогам проведенной проверки (дата) в адрес Организации вынесено предупреждение о нарушении законодательства, установлен срок для устранения нарушений до (дата). (дата) Организация представила соответствующие документы об устранении нарушений не в полном объеме, в связи с чем (дата) в адрес Организации было направлено информационное письмо с указанием неустраненных нарушений с установленным сроком исполнения до (дата). Указанное информационное письмо было возвращено в Управление в связи с истечением срока его хранения. В связи с неустранением нарушений в установленные сроки (дата) в адрес Организации было вынесено представление о нарушении законодательства и установлен срок для их устранения до (дата). В указанный срок нарушения устранены не были. Распоряжением от (дата) деятельность Организации была приостановлена на три месяца, о чем в Организацию (дата) было направлено соответствующее уведомление, которое вернулось с отметкой «истек срок хранения». Нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности Организации, не устранены до настоящего времени.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной и дополнительной апелляционной жалобе представитель Организации просит решение суда отменить, полагая его незаконным. В обоснование доводов жалобы указывает, что все нарушения, выявленные административным истцом, Организацией были устранены. Направленные в адрес Организации контрольным органом информационное письмо, представление о нарушении законодательства и уведомление о приостановлении деятельности Организацией получены не были, так как по адресу регистрации Организации зарегистрировано еще не менее пяти Организаций. (дата) Организация представила в контрольный орган документы, свидетельствующие об устранении нарушений, указанных в информационном письме от (дата), а именно: копии заявлений о физических лиц о принятии их в члены в члены Общества, копия протокола (номер) внеочередного собрания членов Общества, пунктом 1 которого принято решение об изменении даты проведения (2013 год на 2014 год) внеочередного общего собрания (по протоколу (номер) от (дата)) в связи с технической ошибкой, копия протокола (номер) от (дата) заседания Президиума об исключении граждан из состава членов Общества, копии уведомлений о проведении внеочередных и очередных Общих собраний членов; копия протокола (номер) внеочередного собрания членов Организации от (дата) с вопросами об утверждении годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности за 2013 и 2014 год; копии извещений членов Президиума о проведении заседаний Президиума; копии отчетов ревизора Организации за 2013 – 2014 годы, утвержденных Внеочередным общим собранием членов Организации от (дата); копии приказов «Об утверждении учетной политики Организации на 2013, 2014, 2015, 2016 годы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 7 ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Исследовав материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Подпунктами 3 и 6 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ликвидация юридического лица по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ).
Названный Федеральный закон в числе прочего устанавливает ответственность общественного объединения за нарушение законодательства Российской Федерации, одной из мер которой является его ликвидация по решению суда (часть первая статьи 26).
Материалами дела установлено, что (дата) было принято решение о регистрации Окружной общественной организации «Федерация фигурного катания на коньках Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
(дата) запись о некоммерческой организации внесена в ЕГРЮЛ (л.д. 38) за ОГРН (номер).
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ юридическим адресом организации является город Ханты-Мансийск, (адрес) (л.д. 41), президентом Организации является Л.
Материалами дела установлено, что при осуществлении государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций Управлением Минюста России по ХМАО – Югре были установлены нарушения Организацией норм законодательства Российской Федерации, а именно: абз. 2 ч. 1 ст. 29 ФЗ от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которому общественное объединение обязано соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами что выразилось в несоблюдении Организацией норм, предусмотренных его Уставом: о приеме новых членов в Организацию, о проведении очередных и внеочередных общих собраний, о прекращении членства в Организации, об утверждении годового отчета и годового бухгалтерского баланса, надлежащем извещении членов Президиума Организации о заседаниях; пункта 3.1 Указания Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридического лица и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», согласно которому выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели: - лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечению срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним; - выдача вновь наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу, что выразилось в нарушении учета средств, выданных в подотчет; Приказа Минфина России от 06 октября 2008 года № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», Положения по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений», согласно которым учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации. При этом, утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; способы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Указанные документы в Обществе не утверждались.
Материалами дела установлено, что (дата) Министерством юстиции по ХМАО – Югре в адрес Организации было направлено предупреждение о нарушении законодательства с установленным сроком устранения нарушений до (дата).
Указанное предупреждение вернулось отправителю с почтовой отметкой об истечении срока хранения (л.д. 51).
С целью устранения выявленных нарушений Организация представила административному ответчику пакет документов.
По результатам рассмотрения представленных документов Министерством Юстиции ХМАО – Югры в адрес административного ответчика было направлено информационное письмо (л.д. 52) с указанием на неустраненные нарушения, а именно:
- по пункту 1.1 Предупреждения Организацией представлена информация о том, что на заседании Президиума (дата) было принято решение о восстановлении утраченных и поврежденных заявлений о вступлении граждан в Организацию. Для устранения указанных нарушений Организации необходимо представить соответствующие восстановленные документы.
- по п. 1.2 Предупреждения Президиумом принято решение об устранении технических ошибок в Журнале учета членов Федерации, которое получено действующему ответственному секретарю С. в срок до (дата). Вместе с тем, документы, подтверждающие устранение указанных нарушений, в административный орган не представлены, следовательно, они считаются неустраненными.
- по п. 1.4 Предупреждения Президиумом от (дата) принято решение о представлении Общему собранию годовых бухгалтерских отчетов и бухгалтерского баланса за 2013 и 2014 год. В целях устранения указанного нарушения Организации необходимо представить протокол Общего собрания об утверждении годовых бухгалтерских отчетов и бухгалтерского баланса за 2013 и 2014 год с приложением указанных утвержденных отчетов.
- по п. 1.3 и 1.5 Предупреждения на заседании Президиума от (дата) принято решение об усилении работы по надлежащему извещению членов Организации о заседаниях Общего собрания членов и членов Президиума о предстоящих заседаниях Президиума. В целях устранения этих нарушений Организации необходимо представить соответствующие документы, подтверждающие надлежащее извещение членов Президиума о предстоящем заседании Президиума и членов Организации о предстоящем заседании Общего собрания.
- по п. 1.9 Предупреждения на заседании Президиума от (дата) принято решение о включении в повестку дня внеочередного общего собрания вопроса об утверждении отчета ревизора о результатах проверки деятельности Организации. Для устранения указанных в пункте нарушений Организации необходимо представить утвержденный Общим собранием отчет ревизора о результатах проверки.
- по п. 3 Предупреждения нарушения не устранены, так как приказ, устанавливающий порядок выдачи и списания подотчетных сумм не издан и в контрольный орган не представлен.
- по п. 6 Предупреждения нарушения не устранены, документы, подтверждающие целевое использование средств в размере 37000 рублей не представлены.
- по п. 7 Предупреждения Организацией представлена информация о том, что на заседании Президиума (дата) принято решение о восстановлении утраченных и поврежденных документов, в том числе отчетов благотворителю, однако указанные документы не представлены.
Для устранения указанных нарушений контрольным органом принято решение о продлении срока устранения нарушений до (дата).
Информационное письмо направлено по юридическому адресу Организации, возвращено в адрес отправителя по истечению срока хранения (л.д. 54).
(дата) в адрес Организации вынесено представление, в соответствии с которым Организации предоставлен срок для устранения нарушения законодательства Российской Федерации - до (дата), разъяснены последствия неисполнения представления в виде приостановления деятельности Организации на срок до шести месяцев.
Представление направлено по юридическому адресу Организации, возвращено в адрес отправителя по истечению срока хранения (л.д. 60).
В связи с неисполнением требований представления от (дата) распоряжением начальника Управления Минюста Российской Федерации по ХМАО – Югре от (дата) деятельность Организации была приостановлена на три месяца.
Информация о принятом распоряжении Управления Минюста РФ по ХМАО – Югре о приостановлении деятельности Организации с указанием допущенных нарушений была направлена по юридическому адресу Организации, отправление возвращено в адрес отправителя по истечению срока хранения (л.д. 65).
Предупреждение о нарушениях и распоряжение о приостановлении деятельности Организацией в судебном порядке обжалованы не были.
В силу абзаца четвертого части первой статьи 44 Федерального закона от (дата) N 82-ФЗ неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием ликвидации общественного объединения.
Материалами дела установлено, что в срок, установленный территориальным федеральным органом государственной регистрации, нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности общественного объединения, Организацией не были устранены.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для ликвидации общественного объединения являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы о неполучении Организацией информационного письма, предупреждения о нарушениях и распоряжения о приостановлении деятельности в связи с нахождением по юридическому адресу Организации еще пяти организаций судебная коллегия считает несостоятельными, так как юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Материалами дела подтверждается, что направляя пакет документов в контрольный орган как доказательство устранения нарушений, указанных в Предупреждении, административный ответчик достоверно знал о неустранении им нарушений пунктов 3 и 6 Предупреждения, однако в контрольный орган самостоятельно не обратился, от получения корреспонденции уклонился.
Кроме того, вопреки утверждению представителя Организации, доказательства своевременного устранения нарушений в полном объеме Организацией не представлено.
Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 22 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Симонович В.Г.
Судьи Погорельцева Т.В.
Степанова М.Г.