ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4422/18 от 06.07.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Бабикова И.Н. Дело №33а-4422/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.

судей Парменычевой М.В., Бритвич Ю.С.

при секретаре Марковой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Парменычевой М.В.

06 июля 2018 года

административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 15 марта 2018 года, которым постановлено:

«Восстановить мэрии города Ярославля срок для обжалования требований судебного пристава-исполнителя.

Признать незаконными требования судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО2 от 06.12.2017 г. ».

По делу установлено:

Решением Кировского районного суда г.Ярославля от 24.02.2010 г. по гражданскому делу с учетом кассационного определения Ярославского областного суда от 10.06.2010 г. исковые требования удовлетворены частично, в том силе принято решение: 1. Обязать мэрию города Ярославля произвести замену деревянных полов, лаг в жилых помещениях, а также в местах общего пользования дома ... 2. Обязать мэрию города Ярославля осуществить текущий ремонт крыши, кровли, обрешетки дома .... 3. Обязать мэрию города Ярославля произвести замену оконных блоков в доме ..., во всех жилых помещениях, а также в местах общего пользования многоквартирного дома. 4. Обязать мэрию города Ярославля произвести замену системы отопления, горячего и холодного водоснабжения в многоквартирном доме .... 5. Обязать мэрию города Ярославля произвести замену системы канализации в доме №... 6. Обязать мэрию города Ярославля произвести работы по ремонту фасада дома ..., в том числе, и его цокольной части, устранить непрокрасы здания. 7. Обязать мэрию города Ярославля произвести замену внутренней системы электроснабжения дома .... 8. Обязать мэрию города Ярославля отремонтировать вентиляционные шахты (каналы) дома .... 9. Обязать мэрию города Ярославля произвести капитальный ремонт по устранению местных деформаций, усилению, восстановлению поврежденных участков фундамента дома .... 10. Обязать мэрию города Ярославля произвести работы по устройству и восстановлению вентиляционных продухов дома .... 11. Обязать мэрию города Ярославля выполнить работы по устройству водоотлива у входа в дом .... 12. Обязать мэрию города Ярославля установить сливы на оконных проемах в доме .... 13. Обязать мэрию города Ярославля осуществить ремонт кирпичной кладки стены, перегородки, пола в теплоузле дома .... 14. Обязать мэрию города Ярославля осуществить горизонтальную и вертикальную гидроизоляцию основных стен спорного дома, гидроизоляцию фундамента с последующим их утеплением и устранением трещин. 15. Обязать мэрию города Ярославля произвести работы по устранению трещин чердачного перекрытия, выполнить работы по устранению трещин в межплиточных швах дома .... 16. Обязать мэрию города Ярославля заменить балку перекрытия над техподпольем .... 17. Обязать мэрию города Ярославля произвести замену дверных блоков (межкомнатных и в местах общего пользования) в жилых помещениях дома кроме входных дверей .... 18. Обязать мэрию города Ярославля произвести работы по антисептированию и антиперированию деревянной стропильной системы дома.

После вступления решения суда в законную силу 10.06.2010 г. взыскателю ФИО1 выдан исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство в отношении должника мэрии города Ярославля, имеющее в настоящее время номер .

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Ярославской области ФИО2 06.12.2017 г. оформлен ряд требований, адресованных мэрии города Ярославля.

В требовании заявлено требование в 5-дневный срок устранить нарушения в проектно-сметной документации по капитальному ремонту жилого дома ... в подразделе «внутренний водопровод и канализация»: указать и предусмотреть работы по установке отопительных приборов автоматических терморегуляторов; сметным расчетом предусмотреть расчеты (применить расценки, материалы и оборудование и т.п.) по выполнению работ по установке отопительных приборов автоматических терморегуляторов.

В требовании заявлено требование в 5-дневный срок устранить нарушения в проектно-сметной документации по капитальному ремонту жилого дома ... в подразделе «отопление и вентиляция»: указать и предусмотреть работы по звукоизоляции обратного трубопровода системы отопления, которая проходит через помещение квартиры №1, сметным расчетом предусмотреть расчеты (применить расценки, материалы, оборудование и т.п.) горячим и/или холодным водопроводом следует предусматривать водомерный учет путем установки счетчиков холодной и горячей воды.

В требовании заявлено требование в 5-дневный срок устранить нарушения в проектно-сметной документации по капитальному ремонту жилого дома ... в подразделе «архитектурное решение»: характеризовать и обосновать принятое решение по утеплению основных стен дома материалом ПСБ-С-25; предусмотреть расчеты (применить расценки, материалы и оборудование и т.п.) по выполнению работ по утеплению основных стен дома в соответствии с принятым решением в проектной документации.

В требовании заявлено требование в 5-дневный срок устранить нарушения в проектно-сметной документации по капитальному ремонту жилого дома ... в подразделе «архитектурное решение»: предусмотреть и отразить в проектно-сметной документации все имеющиеся трещины в основных стенах дома; указать причины возникновения всех трещин в основных стенах дома; указать метод и технологию устранения всех трещин в основных стенах дома и обосновать данный принятый метод и технологию устранения всех трещин в основных стенах дома; сметным расчетом предусмотреть расчеты (применить расценки, материалы, оборудование и т.п.) по выполнению работ по устранению всех трещин в основных стенах дома в соответствии с принятым решением в проектной документации.

В требовании заявлено требование в 5-дневный срок устранить нарушения в проектно-сметной документации по капитальному ремонту жилого дома ... в подразделе «внутренний водопровод и канализация»: указать и предусмотреть работы по установке счетчиков воды на вводах трубопроводов холодного и горячего водопровода в каждую квартиру жилых зданий и на ответвлениях трубопроводов в любые нежилые помещения; сметным расчетом предусмотреть расчеты (применить расценки, материалы, оборудование и т.п.) работ по установке счетчиков на горячую и холодную воду.

В требовании заявлено требование в 5-дневный срок устранить нарушения в проектно-сметной документации по капитальному ремонту жилого дома ... в подразделе «конструктивные решения»: указать и предусмотреть работы по усилению фундамента под основными стенами дома, находящимися (стоящими за фундаментом) внутри помещений дома, а не только усиление фундамента, на котором стоят основные стены дома по периметру; сметным расчетом предусмотреть расчеты (применить расценки, материалы, оборудование и т.п.) по выполнению работ по усилению фундамента под основными стенами дома, находящимися (стоящими за фундаментом) внутри помещений дома.

В требовании заявлено требование в 5-дневный срок устранить нарушения в проектно-сметной документации по капитальному ремонту жилого дома ... в подразделе «внутренний водопровод и канализация»: указать и предусмотреть после замены канализационных стояков, проходящих через перекрытия в туалетных помещениях, то, что места прохода стояков через перекрытия необходимо заделать цементным раствором на всю толщину перекрытия и перед заделкой стояка раствором трубы обернуть рулонным гидроизоляционным материалом без зазора; сметным расчетом предусмотреть расчеты (применить расценки, материалы, оборудование и т.п.) по выполнению работ по герметизации трубы стояка в туалетных помещениях, проходящих через перекрытия.

В требовании заявлено требование в 5-дневный срок устранить нарушения в проектно-сметной документации по капитальному ремонту жилого дома ... в подразделе «отопление и вентиляция»: характеризовать и обосновать принятое решение по установке биметаллических радиаторов из количества секций меньше, чем имеющиеся на сегодняшний день; приводимые показатели и итоговые данные расчетов и обоснований оформить в табличной форме; предусмотреть сведения о климатических и метеорологических условиях района строительства, расчетных параметрах наружного воздуха, сведения об источниках теплоснабжения, параметрах теплоносителей труб теплотрассы от точки присоединения к сетям общего пользования до объекта капитального строительства; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 в текстовой и графической части отразить перечень мер по защите трубопроводов от агрессивного воздействия грунтов и грунтовых вод; обоснование принятых систем и решений по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха помещений; сведения о тепловых нагрузках на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение на производственные и другие нужды; обоснование оптимальности разрешения отопительного оборудования, характеристик, материалов для изготовления воздухоотводов; описание технических решений, облегчающих надежность работы систем в экстремальных условиях; описание систем автоматизации и диспетчеризации процесса регулирования отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха; предусмотреть содержание в графической части указанного раздела или подраздела принципиальные схемы систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, план сетей теплоснабжения.

В требовании заявлено требование в 5-дневный срок устранить нарушения в проектно-сметной документации по капитальному ремонту жилого дома ... в подразделе «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87: характеризовать и обосновать принятое решение по утеплению основных стен дома материалом ПСБ-С-25; описать систему обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства; описать и обосновать проектные решения по наружному противопожарному водоснабжению по определению проездов и подъездов для пожарной техники; описать и обосновать принятые конструктивные и объемно-планировочные решения степени огнестойкости и класса конструкционной пожарной опасности строительных конструкций; описать и обосновать проектные решения по обеспечению безопасности при возникновении пожара; отразить перечень мероприятий по обеспечению безопасности подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара; указать сведения о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывоопасной и пожарной опасности; отразить перечень зданий, сооружений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией; описать и обосновать противопожарную защиту (автоматические установки пожаротушения, пожарная сигнализация, оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре внутреннего противопожарного водопровода, противодымная защита); описать и обосновать необходимость размещения оборудования противопожарной защиты, управления таким оборудованием, взаимодействия такого оборудования с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого во время пожара направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития, а также алгоритма работы технических систем (средств) противопожарной защиты (при наличии); описать организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства; указать расчет пожарных рисков угрозы жизни и здоровью людей и уничтожения имущества (при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами и выполнении в добровольном порядке требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарных рисков не требуется); отразить схему эвакуации людей и материальных средств из зданий (сооружений) и с прилегающей к зданиям (сооружениям) территории в случае возникновения пожара; указать структурные схемы технических систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода).

Определением Кировского районного суда г.Ярославля от 5 апреля 2018 года, с учетом апелляционного определения судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда от 19.06.2018 г., изменен порядок и способ исполнения решения Кировского районного суда г.Ярославля от 24 февраля 2010 года с учетом дополнительного решения от 23 марта 2010 года по гражданскому делу в части возложения на мэрию г. Ярославля обязанности по замене деревянных полов, лаг в жилых помещениях и местах общего пользования, произвести замену системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации в квартире ..., взыскав с мэрии г. Ярославля в пользу ...... руб.

Не согласившись с каждым требованием, мэрия города Ярославля обратилась в суд с административными исковыми заявлениями к УФССП России по Ярославской области, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю ФИО2, ФИО1, о признании вышеуказанных требований незаконными, восстановлении срока для обращения в суд с указанными требованиями.

В обосновании иска указано, что требования к должнику в исполнительном производстве в силу ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» должны быть облечены в форму постановления. Кроме того, требования судебного пристава-исполнителя не соответствует требованиям исполнительного документа.

Судом определением от 22 февраля 2018 года административные дела по административным искам мэрии города Ярославля к УФССП России по Ярославской области, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю ФИО2, ФИО1, о признании незаконными требований от 06.12.2017 г. объединены в одно производство.

Судом принято указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к незаконности и необоснованности, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав в поддержание доводов жалобы ФИО1, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворению не подлежит.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что срок обращения в суд истцом пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению, при этом, требования судебного пристава-исполнителя не оформленные в виде постановления, прав должника не нарушают и закону не противоречит, однако предъявлены должнику незаконно.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции, уточнив основания принятого решения.

На основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ «Об исполнительном производстве») исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Исходя из положений ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель, не обладающий специальными знаниями в какой-либо сфере, для своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа вправе привлечь к участию в совершении исполнительных действий специалиста.

Из материалов дела следует, что на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области находится исполнительное производство , возбужденное в отношении должника мэрии г. Ярославля, предмет исполнения обязать произвести работы согласно исполнительного листа по ремонту дома ....

20.01.2016 г. между городом Ярославлем в лице МКУ ... города Ярославля и ООО ... заключен договор на производство работ по корректировке проектно-сметной документации по капитальному ремонту жилого дома ... в части раздела «Гидроизоляция».

24.04.2017 г. документация от ООО ... передана (повторно) в МКУ ....

19.06.2017 г. в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области поступило ходатайство от ФИО1, посчитавшего, что данная проектно-сметная документация не отвечает требованиям закона, взыскатель просил обязать должника устранить нарушения в проектно-сметной документации путем выставления и вручения ему соответствующего требования.

В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель ФИО2 вынесла требования от 06.12.2017 г. об устранении нарушений в проектно-сметной документации в отношении должника мэрии г. Ярославля, которые и обжалует истец.

Проанализировав приведенные административным истцом причины позднего обращения в суд с данным иском - возврат судом первоначально поданных административных исковых заявлений вследствие описки в инициалах взыскателя, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что срок обжалования требований судебного пристава-исполнителя, предусмотренный ч.3 ст. 219 КАС РФ, должником пропущен незначительно, по уважительной причине и подлежит восстановлению.

Судом установлено, что решения судебного пристава-исполнителя в форме требований по исполнительному производству, а не в виде постановлений, прав должника не нарушают и закону не противоречат, с чем судебная коллегия согласна.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 61 ФЗ «Об исполнительном производстве» в качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем судебным приставом-исполнителем выносится постановление.

Привлечение специалиста в рамках исполнительного производства сопряжено с необходимостью уточнения объема и порядка исполнения требований исполнительного документа.

Как следует из ч. 2 ст. 61 ФЗ «Об исполнительном производстве», специалист дает в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывает техническую помощь.

По смыслу приведенной правовой нормы судебный пристав-исполнитель, не обладающий специальными знаниями в какой-либо сфере, привлекает к участию в совершении исполнительных действий специалиста.

Эти требования закона судебным приставом-исполнителем не выполнены.

Из пояснений судебного пристава-исполнителя ФИО2 следует, что она не обладает специальными техническими познаниями в области изготовления проектно-сметной документации, строительства, а требования вынесла на основании ходатайства взыскателя ФИО1 Однако с учетом особенностей исполнительного производства, судебному приставу-исполнителю в данном случае необходимо привлечение специалиста, обладающего соответствующими знаниями и имеющего соответствующие полномочия.

Доказательств привлечения такого специалиста материалы дела и материалы исполнительного производства, предоставленные суду, не содержат, мотивированное заключение специалиста с оценкой предоставленной должником проектно-сметной документации также отсутствует.

Поскольку специалист для проверки проектно-сметной документации судебным приставом-исполнителем не привлекался, его выводы о необходимости устранения нарушений в ней по одному лишь обращению взыскателя сделаны в нарушение требований ст. 61 ФЗ «Об исполнительном производстве», а выводы судебного пристава, изложенные в требованиях без соответствующей оценки полноты и правильности запланированных работ по капитальному ремонту независимого и незаинтересованного в ходе исполнительного производства лица, обладающего специальными познаниями, сделаны им преждевременно, без установления необходимых к тому оснований.

Указанное является достаточным основанием для признания требований судебного пристава-исполнителя ФИО2 от 06.12.2017 г. незаконными и необоснованными, а административный иск мэрии города Ярославля подлежащим удовлетворению.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе ФИО1, не опровергают указанного выше, а потому не свидетельствуют о необходимости изменения или отмены принятого судом по существу правильного решения.

Нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом не допущено.

С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Ярославля от 15 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи