ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4424/17 от 07.08.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело №33а-4424/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Ю.И.,

судей Буряк Ю.В., Рудь Т.Н.,

при секретаре Ткаченко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 7 августа 2017 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 26 мая 2017 года, которым постановлено:

«иск прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.

Признать недействующими пункты №№1,2,3 Постановления администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 01 марта 2016 года №265 «Об утверждении перечней должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», а также Приложения №№1,2,3 к нему в части возложения на граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское», «Шалакушское» обязанности предоставлять сведения о своих расходах, как несоответствующие законодательству Российской Федерации со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обязательно для опубликования в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа местного самоуправления».

Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия

установила:

прокурор Няндомского района обратился с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (далее – администрация МО ««Няндомский муниципальный район») о признании нормативного правового акта недействующим в части.

В обоснование указано, что Постановлением администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 1 марта 2016 года №265 утверждены перечни должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Пунктами №№1, 2, 3 указанного Постановления и Приложениями №№ 1,2,3 к нему предусмотрена обязанность для граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» предоставлять сведения о своих расходах. В данной части указанное Постановление противоречит действующему законодательству.

Установив обязанность предоставлять сведения о своих расходах гражданам, претендующим на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское», глава муниципального образования вышел за пределы своей компетенции.

Просит признать недействующими пункты №№ 1, 2, 3 Постановления администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 1 марта 2016 года №265 «Об утверждении перечней должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», а также Приложения №№ 1, 2, 3 к нему в части возложения на граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское», «Шалакушское» обязанности предоставлять сведения о своих расходах, как несоответствующие законодательству РФ со дня вступления решения суда в законную силу.

Прокурор Воронцов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель администрации МО «Няндомский муниципальный район» ФИО1 иск не признала.

Суд принял указанное выше решение, с которым не согласилась администрация МО «Няндомский муниципальный район». В поданной апелляционной жалобе ее представитель ФИО2 просит решение отменить.

Указывает, что оспариваемое постановление определяет лишь перечень должностных лиц, обязанных предоставлять определенные сведения, как при назначении, так и при замещении муниципальных должностей. Указание в постановлении слов «расходах» не является основанием для признания постановления недействующим, поскольку наименование носит общий характер. Издание отдельного нормативного правового акта законодательством не предусмотрено.

Постановление №265 издано во исполнение ст. 7 Закона Архангельской области №626-31-ОЗ «О противодействии коррупции в Архангельской области», наименование постановления №265 полностью соответствует указанной норме, которая не признана недействующей и подлежит исполнению.

Судом первой инстанции не дана оценка постановлению администрации Няндомского района №547 от 21.04.2016 «Об утверждении Положения о предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» сведений о своих расходах, а также сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», на которую ссылался ответчик в ходе рассмотрения дела. Именно данный Порядок устанавливает требования к предоставлению сведений о расходах лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе. Обязанность предоставления сведений о расходах при поступлении на муниципальную службу с граждан, как оспариваемым постановлением, так и названным, не предусмотрена.

Не согласна также с формулировкой суда о признании недействующими пунктов №№№1,2.3 Постановления №265 и Приложения №№№1,2,3 к постановлению в части возложения на граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образования «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» обязанности предоставлять сведения о своих расходах. Оспариваемое постановление не содержит подобных слов, указанных судом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации МО «Няндомский муниципальный район» ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, прокурора Бакина И.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

На основании требований п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Частью 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Подпунктом 1.2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» указывает на то, что лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся в Законе Архангельской области от 27 сентября 2006 года №222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области». Из п. 1 статьи 14.2 которого следует, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы в Архангельской области, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Как следует из материалов дела, 1 марта 2016 года Главой МО «Няндомский муниципальный район» подписано Постановление №265 «Об утверждении перечней должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Опубликовано в газете «Вестник Няндомского района» выпуск №2(65) от 31 марта 2016 года.

Пунктами №№1, 2, 3 указанного Постановления и Приложениями №№1, 2, 3 к нему предусмотрена обязанность для граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» предоставлять сведения о своих расходах.

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что Постановление администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 1 марта 2016 года №265 «Об утверждении перечней должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское» и «Шалакушское» при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», а также Приложение №№1, 2, 3 к нему в части возложения на граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований «Няндомский муниципальный район», «Мошинское», «Шалакушское» обязанности предоставлять сведения о своих расходах не соответствует Федеральному закону от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Закону Архангельской области от 27 сентября 2006 года №222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области», которыми такая обязанность не предусмотрена.

Указание в наименовании нормативно-правого акта на такую обязанность вносит неопределенность в его применении.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено противоречие норм оспариваемого нормативного правового акта действующему законодательству, что влечет нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора и признании недействующим оспариваемого положения нормативного правового акта со дня вступления решения в законную силу.

По существу каких-либо новых доводов, не учтенных при рассмотрении дела судом первой инстанции и влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Няндомского районного суда Архангельской области от 26 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» – без удовлетворения.

Председательствующий

Ю.И. Кузнецов

Судьи

Ю.В. Буряк

Т.Н. Рудь