Дело № 33а-4426/2018 Докладчик Завьялов Д.А.
Судья Петрова Т.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Завьялова Д.А.
судей Самылова Ю.В., Емельяновой О.И.
при секретаре Крисько В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 1 ноября 2018 года административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 9 августа 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район, выразившееся в не исполнении обязанности по определению организаций для отбывания наказания в виде исправительных работ на территории муниципальных образований Гусь-Хрустального района Владимирской области: посёлок Добрятино (сельское поселение), посёлок Иванищи (сельское поселение), посёлок Красное Эхо (сельское поселение), посёлок Мезиновский (сельское поселение), Григорьевское (сельское поселение), Демидовское (сельское поселение).
Обязать администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу определить места для отбывания наказания в виде исправительных работ по согласованию с филиалом по Гусь-Хрустальному району ФКУ УИИ УФСИН России по Владимирской области на территории муниципального образования посёлок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, муниципального образования посёлок Иванищи (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, муниципального образования посёлок Красное Эхо (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, муниципального образования посёлок Мезиновский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, муниципального образования Григорьевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, муниципального образования Демидовское (сельское поселение) Гусь- Хрустального района Владимирской области.
Заслушав доклад судьи Завьялова Д.А., объяснения представителей администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области по доверенности Алимовой А.Ю., настаивавшей на отмене решения, Владимирской областной прокуратуры Сигаева В.М., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования (далее также МО) Гусь-Хрустальный район Владимирской области с вышеназванным административным исковым заявлением.
В обоснование указал на то, что в ходе проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в части взаимодействия органов местного самоуправления и уголовно-исполнительной инспекции по определению порядка организации мест отбывания наказания осужденными в виде исправительных работ на предприятиях и в учреждениях, проведенной Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой, установлено, что на территории ряда сельских поселений в МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области не определены места для отбывания наказания в виде исправительных работ. 29 января 2018 года по фактам выявленных нарушений прокурором главе МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области внесено представление, по результатам рассмотрения которого административным ответчиком лишь 29 июня 2018 года в постановление администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области от 15 февраля 2016 года № 113 внесены изменения. Перечень предприятий Гусь-Хрустального района Владимирской области для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ дополнен организациями на территории МО Уляхинское (сельское поселение), МО п. Уршельский (сельское поселение). Вместе с тем на территории МО п. Добрятино (сельское поселение), МО п. Иванищи (сельское поселение), МО п. Красное Эхо (сельское поселение), МО п. Мезиновский (сельское поселение), МО Григорьевское (сельское поселение), МО Демидовское (сельское поселение) до настоящего времени не определены места для отбывания наказания в виде исправительных работ.
По мнению прокурора, бездействие администрации МО Гусь-Хрустального района Владимирской области, выразившееся в неисполнении обязанности по определению видов и объектов, мест для отбывания осужденными лицами наказания в виде исправительных работ, нарушает интересы государства на безусловное исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, лишает Федеральную службу исполнения наказаний возможности надлежащим образом осуществлять свои полномочия, нарушает цели уголовного законодательства и задачи уголовно-исполнительного законодательства, а также нарушает права осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказания.
Помощник прокурора Булгакова Е.А. в судебном заседании поддержала административный иск по изложенным в нём основаниям.
Представитель администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области по доверенности Алимова А.Ю. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, фактически поддержала позицию данного административного ответчика, изложенную в письменных возражениях, представленных в суд. Согласно этой позиции имеется постановление администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области от 15 февраля 2016 года № 113 «Об утверждении перечня предприятий Гусь-Хрустального района для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ», в которое по мере поступления заявлений от предприятий и организаций, желающих принять на работу лиц указанной категории, вносятся соответствующие изменения. Требования, установленные законом, администрация района выполняет в полной мере и не бездействует по вопросу определения мест для отбывания наказания в виде исправительных работ в соответствии с требованиями закона. Предприятия и организации, находящиеся на территории Гусь-Хрустального района, в том числе муниципальные, не находятся в подчинении администрации района, это самостоятельные хозяйствующие субъекты, в деятельность и кадровую политику которых, администрация района не имеет права вмешиваться, соответственно без согласия руководителей предприятий и организаций принять на работу осужденного к наказанию в виде исправительных работ - не может, как и не имеет полномочий включать предприятие или организацию в перечень предприятий и организаций для отбывания наказания в виде исправительных работ. Поскольку действующее уголовно-исполнительное законодательство не конкретизирует, какие именно органы местного самоуправления определяют места отбытия наказания в виде исправительных работ, органы местного самоуправления любого уровня имеют право утверждать перечни предприятий для отбывания данного вида наказания на подведомственной территории. В муниципальных образованиях пос. Добрятино, пос. Иванищи, пос. Красное Эхо, пос. Мезиновский, Григорьевское, Демидовское созданы самостоятельные, действующие на основании Уставов поселений, органы местного самоуправления, обладающие соответствующими полномочиями и выполняющие иные обязанности, установленные законом.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь фактически на те же доводы, что и в суде первой инстанции, указывая, что городской суд неправильно применил нормы материального права, не учёл доводы административного ответчика о том, что администрация района не наделена полномочиями по организации рабочих мест, а определяет места для отбывания наказания в виде исправительных работ, но не на территории конкретных муниципальных образований, перечень предприятий для отбывания исправительных работ утверждается при наличии письменного согласия руководителей предприятий и организаций о предоставлении рабочих мест этой категории лиц, администрацией района по согласованию с филиалом по Гусь-Хрустальному району Федерального казённого учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области (далее также - филиал по Гусь-Хрустальному району ФКУ УИИ УФСИН России по Владимирской области) такой перечень утверждён, в который по мере поступления заявлений от предприятий и организаций желающих принять на работу лиц указанной категории, вносятся соответствующие изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей МО Гусь - Хрустальный район Владимирской области Алимовой А.Ю., настаивавшей на отмене решения, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Владимирской области Сигаева В.М., возражавшего против доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших на неё письменных возражений, участвующего в суде первой инстанции прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно Конституции Российской Федерации уголовное и уголовно-исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации (пункт «о» статьи 71); трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72).
В силу части 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций в исправлении осужденных.
Согласно части 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
В силу части 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Согласно частям 1 - 3 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 постановления Губернатора Владимирской области от 25 мая 2007 года № 375 «О мерах обеспечения исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ» органам местного самоуправления, имеющим статус городских округов и муниципальных районов было рекомендовано внести в срок до 1 июля 2007 года по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями УФСИН по Владимирской области, главами поселений изменения в принятые нормативные акты, определяющие перечни предприятий и учреждений для отбытия уголовного наказания в виде исправительных работ, на предмет дополнения указанных перечней организациями различных форм собственности, включая объекты частнопредпринимательской деятельности, сельскохозяйственные производственные кооперативы, фермерские хозяйства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела постановлением администрации МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области от 15 февраля 2016 года № 113 (в ред. постановлений № 928 от 18 октября 2016 года, № 1069 от 28 ноября 2016 года, № 1189 29 декабря 2016 года, № 438 от 13 апреля 2017 года, № 1015 от 13 июля 2017 года, № 1403 от 28 сентября 2017 года, № 733 от 29 июня 2018 года) утвержден Перечень предприятий Гусь-Хрустального района для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ.
Вместе с тем в ходе прокурорской проверки соблюдения норм действующего уголовно - исполнительного законодательства в части взаимодействия органов местного самоуправления и уголовно-исполнительной инспекции по определению порядка организации мест отбывания наказания осужденными в виде исправительных работ на предприятиях и в учреждениях, проведённой Гусь-Хрустальной межрайонной прокуророй, установлено, что на территории сельских поселений в МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области, таких как МО п. Добрятино (сельское поселение), МО п. Иванищи (сельское поселение), МО п. Красное Эхо (сельское поселение), МО п. Мезиновский (сельское поселение), МО п. Уршельский (сельское поселение), МО Григорьевское (сельское поселение), МО Демидовское (сельское поселение), МО Уляхинское (сельское поселение), не определены места для отбывания наказания в виде исправительных работ.
По итогам названной проверки главе МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области 29 января 2018 года внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства с требованием расширить перечень организаций для отбывания наказаний в виде исправительных работ, дополнив их организациями, расположенными на территориях вышеуказанных сельских поселений.
В ответе администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области от 16 февраля 2018 года № 121/08-24 сообщалось, что ведётся работа по расширению перечня организаций для отбывания наказания в виде исправительных работ. Расширенный список планировалось сформировать в срок до 1 апреля 2018 года.
Из ответа указанной администрации от 6 июня 2018 года № 353а/08-11 следовало, что перечень организаций для отбывания наказания в виде исправительных работ до настоящего времени не расширен. Места для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ в сельских поселениях МО п.Добрятино, МО п.Иванищи, МО п.Красное Эхо, МО п.Мезиновский, МО п.Уршельский, МО Григорьевское, МО Демидовское, МО Уляхинское, не определены.
29 июня 2018 года в постановление администрации МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области от 15 февраля 2016 года № 113 внесены изменения. Перечень предприятий Гусь-Хрустального района для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ дополнен организациями на территории МО Уляхинское (сельское поселение), МО п. Уршельский (сельское поселение).
Учитывая, что на территории МО п. Добрятино (сельское поселение), МО п. Иванищи (сельское поселение), МО п. Красное Эхо (сельское поселение), МО п. Мезиновский (сельское поселение), МО Григорьевское (сельское поселение), МО Демидовское (сельское поселение) не определены места для отбывания наказания в виде исправительных работ, городской суд пришёл к обоснованному выводу о бездействии администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области и не исполнении отдельных государственных полномочий.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеназванными положениями действующего законодательства и исходил из того, что Российской Федерацией переданы органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия в сфере уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Федеральным законодательством определены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, как органы уполномоченные осуществлять отдельные государственные полномочия, в том числе определять в районе места жительства осужденного к исправительным работам, определять места работы, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, в данном случае исполнение отдельных государственных полномочий Российской Федерации в части определения мест отбывания осужденными исправительных работ отнесено к компетенции МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области.
Понятие «муниципальный район» дано в статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которой прямо установлено, что органы местного самоуправления муниципального района могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления сельского либо городского поселения названным Федеральным законом не предусмотрено.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что осуществление сельскими поселениями отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрено, так как закон прямо определяет, что отдельные государственные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления - муниципальным районам либо городским округам, в связи с чем довод административного ответчика о том, что органы местного самоуправления любого уровня имеют право утверждать перечни предприятий для отбывания наказания в виде исправительных работ, а в муниципальных образованиях пос. Добрятино, пос. Иванищи, пос. Красное Эхо, пос. Мезиновский, Григорьевское, Демидовское созданы самостоятельные, действующие на основании Уставов поселений, органы местного самоуправления, обладающие соответствующими полномочиями и выполняющие иные обязанности, установленные законом, судебная коллегия находит несостоятельным.
Является верным и суждение городского суда, что действующее законодательство допускает возможность использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (абзац 2 части 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), необходимость финансовых затрат на осуществление данных полномочий, не установлена.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данной городским судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылалась сторона административного ответчика в обоснование своих возражений, которые являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, выводы суда мотивированны, основаны на оценке представленных сторонами доказательств, не согласиться с ними у судебной коллегии по административным делам оснований не имеется.
Повода для их иной оценки судебная коллегия также не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено. По изложенным выше основаниям не относятся к таковым и дополнительно представленные в суд апелляционной инстанции копии постановления администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области от 26 октября 2018 года № 1176 о внесении очередных дополнений в Перечень предприятий Гусь-Хрустального района для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ и писем различных организаций, индивидуальных предпринимателей, касающихся вопросов определения мест отбывания осужденными исправительных работ, которые датированы после принятия городским судом обжалуемого решения и не могут изменить правовую судьбу постановленного решения.
Каких-либо иных доводов влияющих на законность принятого решения суда апелляционная жалоба администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области не содержит.
Выводы городского суда основаны на законе, соответствуют обстоятельства дела и имеющимся в деле доказательствам.
Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции применены правильно, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы о прекращении производства по делу - не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 9 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий Д.А. Завьялов
Судьи Ю.В. Самылов
О.И.Емельянова