ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4430/20 от 21.05.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Калашникова Н.М. Дело №33а-4430/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 мая 2020 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Ушникова М.П.

судей: Нестеровой Е.А., Ломидзе О.Г.,

при секретаре Тхаговой И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 ноября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.А., судебная коллегия по административным делам

установила:

ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее по тексту налоговый орган, инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год на том основании, что, будучи в спорный налоговый период собственником объекта недвижимости по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО, кадастровый номер ОБЕЗЛИЧЕНО, площадью 67 кв.м. и налогоплательщиком, обязанность по уплате налога не исполнил. Направленное в его адрес требование от 17.12.2018 №26857 об уплате сумм налога и пени, в котором сообщалось о начисленной сумме за налоговый период – 2017 год, до настоящего времени не исполнено.

Судебный приказ №2А-5-1293/2019 от 01.08.2019 о взыскании недоимки по налогу и пени, вынесенный мировым судьей судебного участка №5 Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, определением от 23.08.2019 отменен в связи с проступившими от ФИО1 возражениями.

Учитывая изложенное инспекция просила взыскать с ФИО1 недоимку за 2017 год по налогу на имущество физических лиц в размере 14 586 руб. и пени на недоимку в размере 47,40 руб., а всего 14 633,40 руб.

Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 ноября 2019 года требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону удовлетворены.

Суд взыскал с ФИО1 в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону недоимку за 2017 год по налогу на имущество физических лиц: налог в размере 14 586 руб., пени в размере 47,40 руб., а всего взыскано 14 633,40 руб. Кроме того с ФИО1 взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 585,34 руб.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам незаконности и необоснованности.

Заявитель жалобы оспаривает расчет исчисленной ему суммы налога, считает, что инспекцией необоснованно для расчета налога взята инвентаризационная стоимость объекта недвижимости в размере 729300 руб., в то время, как его кадастровая стоимость определена в размере 690652,08 руб., а также ставку налога в размере 2%.

По мнению ФИО1 для расчета налога на имущество физических лиц за 2017 год необходимо брать инвентаризационную стоимость в размере 380953 руб., согласно техническому паспорту на 2008 год. При таком расчете сумма налога на имущество физических лиц за 2017 год составит 1 143 руб.

Заявитель жалобы также указывает на пропуск налоговым органом срока обращения в суд, исчисляя его со дня истечения срока исполнения требования от 17.12.2018 №26857 об уплате налога.

На апелляционную жалобу инспекцией поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы ФИО1 без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону ФИО2 доводы апелляционной жалобы не признал и в удовлетворении просил отказать.

В отношении административного ответчика ФИО1, извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав пояснения представителя административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону ФИО2, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

Удовлетворяя требования инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не уплачен налог на имущество физических лиц за 2017 год, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.

Возражения ФИО1 против требований налогового органа, ввиду неправильного исчисления инспекцией суммы налога, суд отклонил, сославшись на требования п.2 ст.402, ст.404 НК Российской Федерации, которыми предусмотрен порядок определения налогооблагаемой базы, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013г. Расчет суммы недоимки судом проверен и признан законным.

Признаны противоречащими нормам действующего законодательства доводы административного ответчика о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с настоящим иском.

При отсутствии доказательств уплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год, суд счел требования налогового органа обоснованными.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда исходя из следующего.

В соответствии со ст.57 Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 400 НК Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса. В ст. 401 НК РФ в качестве объектов налогообложения указаны: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Таким образом, административный ответчик, обладая правом собственности на недвижимое имущество, является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации до 01 января 2015г. регулировался Федеральным законом от 09 декабря 1991г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее по тексту Закон N 2003-1).

В силу пункта 2 статьи 5 Закона N 2003-1 (в ред. от 22.07.2010) налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Вместе с тем, Федеральным законом N 306-ФЗ от 02 ноября 2013г. в пункт 2 статьи 5 Закона N 2003-1 внесены изменения, согласно которым налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013г., с учетом коэффициента-дефлятора.

Кроме того, Федеральным законом от 4 октября 2014г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» с 1 января 2015г. введена в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации. Изменился и порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.

Согласно пункту 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

До принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.

Из анализа приведенных норм следует, что у налогоплательщика отсутствует возможность выбора одного из указанных порядков исчисления налоговой базы по собственному усмотрению.

В Ростовской области единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена Областным законом от № 11474-ЗС от 27.07.2017 г. и приходится на 01.01.2018 г.

Таким образом, с 01.01.2018 г. для целей определения налоговый базы по налогу на имущество физических лиц применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости. Срок уплаты имущественных налогов за 2018 год приходится на 02.12.2019 г. До 01.01.2018 г. для целей определения налоговый базы по налогу на имущество физических лиц применяется инвентаризационная стоимость объекта недвижимости.

Установленный ст. 404 НК Российской Федерации порядок определения налоговой базы, исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента- дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы до 1 марта 2013 года. Коэффициент-дефлятор ежегодно устанавливается приказом Минэкономразвития России и в 2017 году его размер составлял 1,425 (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2016 г. № 698).

Согласно п. 4 ст. 85 НК Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Обмен сведениями в электронной форме о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества осуществляется на основании Приказа Росреестра и ФНС России от 03.04.2018 г. № П/0131/ММВ-7-6/187@ «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронной форме о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества».

Таким образом, для целей налогообложения используется инвентаризационная стоимость недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, переданные органами, осуществляющими государственный технический учет, в порядке ст. 85 НК РФ, до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года.

Следовательно, налоговые органы при исчислении налога на имущество физических лиц должны руководствоваться сведениями, полученными в соответствии со ст. 85 НК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 состоит на учете в ИФНС России по Октябрьскому району в качестве налогоплательщика, ИНН ОБЕЗЛИЧЕНО.

Согласно сведениям, предоставленным налоговому органу в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ за налогоплательщиком ФИО1 зарегистрированы объекты налогообложения: помещения и сооружения по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО кадастровый номер ОБЕЗЛИЧЕНО, площадь 67, дата регистрации права 05.03.2008, актуальная инвентаризационная стоимость 511789,70 руб.

В соответствии с Приказом №698 от 03.11.2016 года «Об установлении коэффициентов дефляторов на 2017 год» коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 НК РФ составляет 1,425.

Согласно Решению ФИО3 №746 от 06.11.2014 года при определении налоговой базы исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, установлены ставки налога в следующих размерах – единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения 2%.

ФИО1, как обладателю объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению, налог на имущество физических лиц за 2017 год исчислен из следующего расчета: налоговая база 729300 руб. (511789,70 руб. (актуальная инвентаризационная стоимость) х 1,425 (коэффициент-дефлятор на 2017 год) х 2% (ставка налога согласно Решению ФИО3 № 746 от 06.11.2014., сумма налога 14 586 руб.

Учитывая изложенное, расчет налога, произведенный административным ответчиком исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости по данным технического паспорта по состоянию на 2008 год (380953 руб.) противоречит вышеприведенным нормам, а потому доводы апелляционной жалобы в указанной части следует признать несостоятельными.

Соглашаясь с выводами районного суда о наличии оснований для удовлетворения требований иска, судебная коллегия принимает во внимание, что направленное инспекцией в адрес ФИО1 налоговое уведомление № 80350815 от 24.06.2018 через личный кабинет налогоплательщика, с расчетом и указанием даты его уплаты (не позднее 03.12.2018), как и требование № 26857 по состоянию на 17.12.2018) об уплате налога в срок до 04.02.2019, направленное заказной корреспонденцией, оставлены административным ответчиком без исполнения.

По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка №5 Ворошиловского судебного района г. Ростова-на-Дону вынесен судебный приказ № 2а-5-1293/2019 от 01.08.2019 о взыскании с ФИО1 задолженности, который отменен 23.08.2019 определением мирового судьи судебного участка №2 Ворошиловского судебного района г. Ростова-на-Дону в связи с поступившими возражениями должника.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске инспекцией срока обращения в суд с административным иском основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению.

Из материалов дела следует, что срок уплаты задолженности, указанный в требовании № 26857 от 17.02.2018 – 04.02.2019, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье 01.08.2019, судебный приказ отменен определением от 23.08.2019.

В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Инспекция обратилась в суд с административным иском 23.08.2019, то есть в установленный законом срок.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что при принятии решения суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по налогу на имущество и пени, уведомление и требование об уплате указанного налога и пени направлены налогоплательщику в установленный законодательством о налогах и сборах срок, и в силу положений п. 4 ст. 52 и п. 6 ст. 69 НК Российской Федерации считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма, в связи с чем, пришел к правильному выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые влияли бы на существо принятого решения, в связи с этим, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Поскольку процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не установлено, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 ноября 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: