ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4438 от 16.12.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

69RS0038-03-2020-007274-13

Дело № 33а - 4438 судья Орел Ю.А. 2020 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 декабря 2020 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,

судей Сергуненко П.А. и Сельховой О.Е.,

при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А.,

дело по апелляционной жалобе Бараймова Али Амрах оглы на решение Московского районного суда города Твери от 21 октября 2020 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление начальника УМВД России по Тверской области Пырх Петра Александровича о помещении гражданина Азербайджанской Республики Байрамова Али Амрах оглы, <данные изъяты> года рождения, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области - удовлетворить.

Поместить гражданина Азербайджанской Республики Байрамова Али Амрах оглы, <данные изъяты> года рождения, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, расположенное по адресу; <данные изъяты>, сроком на 03 (три) месяца.

Срок помещения исчислять с момента реального помещения гражданина Азербайджанской Республики Байрамова Али Амрах оглы, <данные изъяты> года рождения, в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УМВД России по Тверской области, а именно с 21 октября 2020 года по 20 января 2021 года включительно.

Настоящее решение обратить к немедленному исполнению».

Судебная коллегия

установила:

начальник УМВД России по Тверской области Пырх П.А. обратился в Московский районный суд г.Твери с административным исковым заявлением о помещении гражданина Азербайджанской Республики Байрамова Али Амрах оглы, <данные изъяты> рождения, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области сроком на 03 месяца, для приобретения билета позволяющего пересечь Государственную границу Российской Федерации и исполнения решения о депортации за пределы Российской Федерации.

В обоснование административного искового заявления указано, что гражданин Азербайджанской Республики Байрамов А.А. оглы, <данные изъяты> рождения, 30 августа 2019 года осужден Пролетарским районным судом г. Твери по п. «а, б» ч. 6 ст. 171.1, п. «а» ч. 2 ст. 171.3, ч. 4 ст. 180, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 3 годам лишения свободы, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с оптовой и розничной продажей товаров сроком на 2 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области. Освобожден по отбытию срока наказания 21 октября 2020 года. 23 сентября 2020 года Федеральной службой исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации в отношении гражданина Азербайджанской Республики Байрамова А.А. оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вынесено распоряжение № 2050-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. 09 октября 2020 года УМВД России по Тверской области утверждено решение о депортации гражданина Азербайджанской Республики Байрамова А.А. оглы, <данные изъяты> года рождения, за пределы Российской Федерации. 21 октября 2020 года начальником ОВМ МО МВД России «Торжокский» принято решение о временном помещении гражданина Азербайджанской Республики Байрамова А.А. оглы, <данные изъяты> рождения, в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области на срок, не превышающий 48 часов. У гражданина Азербайджанской Республики Байрамова А.А. оглы, имеется национальный паспорт гражданина Азербайджанской Республики №<данные изъяты>, сроком действия до 20 июля 2025 года. Просят рассмотреть вопрос о помещении гражданина Азербайджанской Республики Байрамова А.А. оглы, <данные изъяты> года рождения, в центр временного содержания иностранных граждан подлежащих выдворению, депортации либо реадмиссии УМВД России по Тверской области, расположенного по адресу: <данные изъяты> сроком на три месяца для приобретения билета, позволяющего пересечь Государственную границу Российской Федерации и исполнения решения о депортации за пределы РФ.

В судебном заседании представитель административного истца УМВД России по Тверской области Мурашко И.В., действующая на основании доверенности <данные изъяты>, административное исковое заявление поддержала в полном объеме, пояснила, что в отношении гражданина Азербайджанской Республики Байрамова А.А. оглы, <данные изъяты> года рождения, Федеральной службой исполнения наказания Министерства юстиции РФ вынесено распоряжение от 23 сентября 2020 года о признании пребывания (проживания) в Российской Федерации нежелательным. У гражданина Азербайджанской Республики Байрамова А.А. оглы, имеется национальный паспорт гражданина Азербайджанской Республики №<данные изъяты> сроком действия до 20 июля 2025 года. В настоящее время прекращено сообщение с Азербайджанской Республикой. Азербайджанская республика не принимает гражданские самолеты. Просят рассмотреть вопрос о помещении гражданина Азербайджанской Республики Байрамова А.А. оглы, <данные изъяты> года рождения, в центр временного содержания иностранных граждан подлежащих выдворению, депортации либо реадмиссии УМВД России по Тверской области, расположенного по адресу: <данные изъяты>, сроком на три месяца для приобретения билета, позволяющего пересечь Государственную границу Российской Федерации и исполнения решения о депортации за пределы РФ.

Административный ответчик Байрамов А.А. оглы, <данные изъяты> года рождения в судебном заседании административное исковое заявление не признал, возражал о его помещении в центр временного содержания иностранных граждан подлежащих выдворению, депортации либо реадмиссии УМВД России по Тверской области, поскольку на территории Российской Федерации у него проживает бабушка и сестра. Он самостоятельно может приобрести себе билет и покинуть территорию Российской Федерации. Хронических заболеваний он не имеет. На территории Азербайджанской Республики у него проживает мать. Просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

В судебном заседании помощник прокурора Московского района г. Твери Красавцева И.С. полагала исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание представитель административного ответчика -адвокат Вяхирев И.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Байрамов А.А. ставит вопрос об отмене решения суда, ввиду нарушения судом норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Суд необоснованно дал оценку тому обстоятельству, что у Байрамова А.А. отсутствует постоянное место жительства на территории Российской Федерации. Между тем, административный ответчик Байрамов А.А. имеет постоянную регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации по адресу: <данные изъяты>. Дата регистрации – 07 ноября 2016 года, зарегистрирован по 23 сентября 2021 года. Данный факт подтверждается выданным в установленном законом порядке 23 сентября 2016 года видом на жительство иностранного гражданина <данные изъяты> и действительным по <данные изъяты>

В силу п. «б» ч.2 Указа Президента РФ от 18 апреля 2020 года № 274 «О временных мерах по урегулированию правого положения иностранных граждан м лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения коронавирусной инфекции» установлено, что в период с 15 марта 2020 года по 5 декабря 2020 года в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешения на временное проживание, видов на жительство, свидетельства участника Государственной программы.

В условиях содержания в центре временного содержания иностранных граждан он подвергается опасности заражения коронавирусной инфекцией.

В суде апелляционной инстанции Байрамов А.А.о. доводы апелляционной жалобы подержал по указанным в ней основаниям. Дополнительных доводов не привёл.

Прокурор Полещук Р.С. полагала обжалуемое решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного ответчика Байрамова А.А.о., прокурора Полещук Р.С., оценив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит, в силу следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Байрамов А.А., <данные изъяты> рождения, родился в Республики Азербайджан, является гражданином Азербайджанской Республики, имеет национальный паспорт гражданина Азербайджанской Республики <данные изъяты>, сроком действия до 20 июля 2025 года.

30 августа 2019 года Байрамов А.А. осужден Пролетарским районным судом г. Твери по п. «а, б» ч. 6 ст. 171.1, п. «а» ч. 2 ст. 171.3, ч. 4 ст. 180, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 3 годам лишения свободы, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с оптовой и розничной продажей товаров сроком на 2 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Приговор обжалован и постановлением Тверского областного суда от 08 октября 2019 года апелляционное производство прекращено в связи с отзывом апелляционного представления. Приговор вступил в законную силу 08 октября 2019 года.

Байрамов А.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области. Освобожден по отбытию наказания 21 октября 2020 года.

23 сентября 2020 года Федеральной службой исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации в отношении гражданина Азербайджанской Республики Байрамова А.А., <данные изъяты> рождения, вынесено распоряжение №<данные изъяты>-<данные изъяты> о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с частью 3 статьи 86 УК РФ.

09 октября 2020 года начальником УМВД России по Тверской области Пырх П.А. утверждено решение о депортации гражданина Азербайджанской Республики Байрамова А.А., <данные изъяты> года рождения, за пределы Российской Федерации.

21 октября 2020 года начальником ОВМ МО МВД России «Торжокский» принято решение о временном помещении гражданина Азербайджанской Республики Байрамова А.А., <данные изъяты> года рождения, в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области на срок, не превышающий 48 часов.

Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, исследовав представленные материалы, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для нахождения Байрамов А.А.о. на территории Российской Федерации.

Из представленных документов следует, что каких-либо препятствий, к размещению указанного гражданина в Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе по состоянию здоровья, не имеется.

Не согласиться с указанными выводами судебная коллегия оснований не усматривает.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренным данным Кодексом, рассматривают дела о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении.

Согласно статьи 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности урегулированы Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

На основании статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортацией является принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Согласно части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом «f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Такое законодательное регулирование согласуется с закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

Указанное законоположение подлежит применению во взаимосвязи с положениями статьи 267 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в частности с частью 4 данной статьи, в соответствие с которой после принятия административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении суд вправе в порядке, установленном статьей 63 настоящего Кодекса, истребовать у лиц, участвующих в деле, материалы, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административного дела.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и всесторонне исследовал установленные по делу обстоятельства, дав им надлежащую оценку, и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

По сообщению УМВД России по Тверской области от <данные изъяты> УМВД России по Тверской области 23.10.2020 в отношении гражданина Азербайджана Бейрамова Али Амрах оглы, <данные изъяты> года рождения принято решение об аннулировании ранее выданного вида на жительство на основании пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Таким образом, Байрамов А.А. на миграционном учете не состоит, постоянного места жительства и работы, регистрации на территории Российской Федерации, не имеет, что исключает возможность контроля его фактического места нахождения и послужит препятствием в дальнейшем для исполнения решения о его депортации.

Учитывая установленные выше обстоятельства, руководствуясь указанными положения закона, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требований УМВД России по Тверской области о помещении Байрамова А.А.о. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы административного ответчика о неверном применении положений Указа Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 274 судебной коллегией отклоняются, поскольку Указом Президента РФ от 23.09.2020 № 580 внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Начало действия изменений документа - 16.09.2020.

В частности в пункте 2 в абзаце первом слова «по 15 сентября 2020 г.» заменены словами «по 15 декабря 2020 г.»; подпункт «б» изложен в следующей редакции: «б) в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность) не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы». Таким образом, с 16 сентября 2020 года действие ограничений, изложенных в п.п. «б» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 274 не распространяется на лиц - иностранных граждан, освобождаемых из мест лишения свободы. А поскольку Байрамов А.А.о. освобожден по отбытию срока наказания 21 октября 2020 года, то к нему применимы положения о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан.

Факт несогласия административного ответчика с указанными обстоятельствами, при наличии неотмененных и непризнанных незаконными решений о нежелательности пребывания и о реадмиссии, не может свидетельствовать о незаконности решения суда о помещении его в Центр временного содержания иностранных граждан.

Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина.

Сведений о наличии в условиях содержания в центре временного содержания иностранных граждан опасности заражения Байрамова А.А.о. коронавирусной инфекцией, ненадлежащего оказания медицинской помощи, материалы дела не содержат.

Также отсутствуют сведения о боевых действиях на территории Республик Азербайджан, как угроза жизни и здоровья Байрамова А.А.о.

10 ноября 2020 года по Заявлению Президента Российской Федерации В.В. Путина, Президента Азербайджанской Республики И.Г. Алиева и премьер-министра Республики Армения Н.В. Пашинян объявлено о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта с 00 часов 00 минут по московскому времени 10 ноября 2020 года. Азербайджанская Республика и Республика Армения останавливаются на занимаемых ими позициях.

В настоящее время данное Заявление является действующим, соблюдается всеми сторонами.

На территории Республики Азербайджан проживает мать административного ответчика.

Проживание на территории Российской Федерации иных родственников Байрамова А.А.о. на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не влияет.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.

Обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отвечает требованиям пункта 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2003 года «О судебном решении» - принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, основаны на неправильном толковании административным ответчиком примененных судом норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, им дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда.

Нарушений или неправильного применения судом норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда города Твери от 21 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Байрамова Али Амарх оглы без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи