ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4446/2022 от 30.06.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 июня 2022 г. г. Оренбург

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующегосудьи Трифоновой О.М.,

судей Дорохиной Т.С., Кучаева Р.Р.,

при секретаре Гришине К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Оренбургской области (далее также – МИФНС № 7 по Оренбургской области, налоговая инспекция) к Бурумбаеву Р.С. о взыскании обязательных платежей

по апелляционной жалобе Бурумбаева Р.С. на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 22 марта 2022 г.

Заслушав доклад судьи Кучаева Р.Р., судебная коллегия

установила:

МИФНС № 7 по Оренбургской области обратилась в Оренбургский районный суд с административным исковым заявлением, указав, что Бурумбаев Р.С. состоит на учете в налоговой инспекции в качестве адвоката, в связи с чем является плательщиком страховых взносов. Однако обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 год не выполнил.

Налоговая инспекция просила суд взыскать с Бурумбаева Р.С. страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 рублей, пени в размере 22,68 рубля; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 рублей, пени в размере 90,68 рубля.

Определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 23 декабря 2021 г. указанное административное дело передано по подсудности в Дзержинский районный суд г. Оренбурга.

Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 22 марта 2022г. заявленные требования удовлетворены.

С таким решением Бурумбаев Р.С. не согласился. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что на момент подачи административного искового заявления, он уже не являлся лицом, обязанным уплачивать налог через МИФНС № 7 по Оренбургской области, в связи с чем данная налоговая инспекция не имела права требования уплаты данной недоимки. Полагает, что вывод суда первой инстанции о необходимости применения трехдневного периода к пересылке учётного дела, не подтвержден доказательствами.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции административный ответчик Бурумбаев Р.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель административного ответчика МИФНС № 7 по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

На основании пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Статьей 432 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункт 2).

Судом установлено, что Бурумбаев Р.С. состоит на учете в налоговой инспекции в качестве адвоката, ИНН .

Принимая во внимание, что величина дохода Бурумбаева Р.С. за расчетный период 2020 год не превысила 300 000 рублей, уплате подлежали:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32 448 рублей;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей.

Обязанность по уплате страховых взносов за 2020 г. Бурумбаевым Р.С. не исполнена.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Принимая во внимание, что административным ответчиком до установленного срока не уплачены страховые взносы, налоговым органом исчислены пени.

Согласно расчету пени следует, что за период с 1 января 2021 г. по 19 января 2021 г. исчислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 87,34 рубля; за период с 1 января 2021 г. по 19 января 2021 г. исчислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 22,68 рубля.

Налоговой инспекцией направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 20 января 2021 г.

Согласно данному требованию, Бурумбаеву Р.С. предложено в срок до 25 февраля 2021 г. уплатить:

недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 рублей, пени в размере 22,68 рубля;

недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 рублей, пени в размере 90,68 рубля.

Кроме того, налогоплательщиком не в полном объеме не произведена уплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год, в связи с чем налоговой инспекцией направлено требование о необходимости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2227,89 рубля, пени в размере 3,34 рубля. Срок исполнения установлен до 4 декабря 2020 г.

Налоговые требования в соответствии со статьей 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации направлены инспекцией через личный кабинет налогоплательщика, что сторонами не оспаривается.

Указанные выше требования административным ответчиком не исполнены, налоговым органом подано заявление о вынесении судебного приказа.

11 мая 2021 г. мировым судьей судебного участка Промышленного района г. Оренбурга вынесен судебный приказ о взыскании с Бурумбаева Р.С. сумм недоимки и пени.

28 мая 2021 г. определением мирового судьи судебного участка Промышленного района г. Оренбурга судебный приказ от 11 мая 2021 г. отменен в связи с возражениями Бурумбаева Р.С.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Настоящее административное исковое заявление налоговым органом подано в суд 29 ноября 2021 г., то есть в срок, установленный законом.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что обязанность Бурумбаева Р.С. по уплате указанных выше страховых взносов и пени подтверждена материалами дела, представленные административным истцом расчеты страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, являются правильными, административным ответчиком доказательств уплаты в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Довод апелляционной жалобы о том, что на момент подачи административного искового заявления, он уже не являлся лицом, обязанным уплачивать налог через МИФНС № 7 по Оренбургской области, в связи с чем данная налоговая инспекция не имела права требования уплаты данной недоимки, судебной коллегией отклоняется как необоснованный.

Статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества (пункт 1).

Согласно ч. 4 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете.

При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора) по месту жительства, месту нахождения воздушного транспортного средства, месту нахождения транспортного средства, указанного в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 настоящего Кодекса, - в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.

Постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту его жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.

Снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться этим налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.

Из имеющейся в материалах дела копии паспорта административного ответчика Бурумбаева Р.С. усматривается, что он (дата) снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу (адрес) (территориальная юрисдикция МРИ ФНС №7 по Оренбургской области), в этот же день постановлен на учет по месту жительства по адресу (адрес) (территориальная юрисдикция МРИ ФНС №12 по Оренбургской области).

Административное исковое заявление МРИ ФНС №7 по Оренбургской области о взыскании страховых взносов с Бурумбаева Р.С. подписано представителем административного истца (дата), сдано в отделение связи (дата), что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте.

Таким образом, предусмотренная ст. 48 Налогового кодекса РФ процедура принудительного взыскания недоимки с административного ответчика начата до смены месте жительства, а административное исковое заявление подано одновременно со снятием Бурумбаева Р.С. с регистрационного учета.

При этом судебная коллегия отмечает, что снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства в налоговом органе может осуществляться и на основании сведений налогового органа о постановке на учет по новому месту жительства (ч. 4 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Материалы дела не содержат достоверных данных о том, что МРИ ФНС №12 по Оренбургской области при постановке на учет Бурумбаева Р.С. (дата) в срок до (дата) предоставила сведения об этом в МРИ ФНС №7 по Оренбургской области, что явилось бы основанием для снятия Бурумбаева Р.С. с налогового учета в этом органе и передаче документов налогоплательщика в налоговую инспекцию по месту учета для продолжения процедуры взыскания недоимки. Также не имеется сведений и о поступлении такой информации в МРИ ФНС №7 по Оренбургской области от органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания).

Кроме того, судебная коллегия учитывает и тот факт, что в силу ч. 1 ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, и изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами. Данная правовая позиция была сформулирована в п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Также административным ответчиком не представлено сведений об уплате страховых взносов по новому месту учета, что свидетельствует о неисполнении лежащей на нем обязанности по уплате страховых взносов.

При таких обстоятельствах МРИ ФНС №7 по Оренбургской области правомерно предъявила исковое заявление о взыскании недоимки по страховым взносам с Бурумбаева Р.С. в суд.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 22 марта 2022 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бурумбаева Р.С. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: