ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4454/17 от 27.07.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело №33а- 4454/2017


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 27 июля 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Астапенко С.А.

судей Лебедева А.В. и Морозковой Е.Е.

при секретаре Епифанцевой Н.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 18 мая 2017 года об обязании поставить на кадастровый учет земельные участки.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., возражения на апелляционную жалобу прокурора отдела прокуратуры Ленинградской области Капсамун И.С., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Лужский городской прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании в срок до 1.03.2018 осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, занятого под канализационно-очистными сооружениями, расположенными по адресу: <адрес> с последующей регистрацией права собственности на земельный участок.

Определением суда от 30 марта 2017 года указанное административное дело объединено с аналогичными административными делами №2а-571/2017, №2а- 572/2017, №2а-573/2017, №2а-574/2017, №2а-575/2017; №2а-576/2017; №2а-582/2017; №2а-583/2017; №2а-584/2017; №2а-585/2017; №2а-586/2017; №2а-587/2017; №2а-588/2017; №2а-589/2017; №2а-590/2017; №2а-591/2017; №2а-592/2017; №2а-593/2017; №2а-594/2017; №2а-595/2017; №2а-596/2017; №2а-597/2017; №2а-598/2017, №2а-599/2017; №2а-600/2017; №2а-601/2017.

Лужский городской прокурор, изменив требования административного иска в порядке ст. 46 КАС РФ, просил признать незаконным бездействие администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены следующие объекты:

- производственное вспомогательное здание КОС, инвентарный номер , расположенное по адресу: <адрес>;

- приемная камера КОС, инвентарный , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , инвентарным , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>;

- производственное вспомогательное зданиее КОС, инвентарный номером , расположенное по адресу: <адрес>;

- котельная КОС, инвентарный , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина «а», расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная пол адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>;

- канализационные очистные сооружения инвентарный , расположенные по адресу: <адрес>;

- блок доочистки КОС, инвентарный , расположенный по адресу: <адрес>

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>

- артезианская скважина , расположенная по адресу: <адрес>-4;

- артезианская скважина , инвентарный , расположенная по адресу: <адрес>

В обоснование требований административного иска отмечалось, что земельные участки на территории Лужского муниципального района Ленинградской области, на которых находятся вышеперечисленные объекты водоснабжения (водоотведения), не поставлены на государственный кадастровый учет, в отношении них не проведено межевания земельного участка, право собственности в установленном законном порядке не зарегистрировано. Данные объекты водоотведения (водоснабжения) являются объектами централизованной системы водоснабжения, необходимыми для оказания населению Лужского муниципального района Ленинградской области муниципальной услуги - водоснабжение (водоотведение). Эксплуатация вышеуказанных объектов осуществляется МУП ЛМР «Лужский водоканал» на основании договора. При этом право собственности на земельные участки, занимаемые объектами водоотведения (водоснабжения), не оформлено, отношения в части использования МУП ЛМР «Лужский водоканал» земельных участков не урегулированы, что не позволяет собственнику земельного участка выполнять возложенные на него статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации обязанности, а землепользователю использовать земельный участок на законных основаниях. Кроме того, приведенные факты не позволяют МУП ЛМР «Лужский водоканал» получить лицензию на пользование недрами.

Представители сторон, заинтересованного лица МУП ЛМР «Лужский водоканал» в суд первой инстанции не явились. В письменном отзыве представитель административного ответчика просил отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований, считая их необоснованными.

Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 18 мая 2017 года требования административного иска Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены.

Суд признал незаконным бездействие администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и в непринятии мер по оформлению права собственности на земельные участки под скважинами, а также обязал администрацию Лужского муниципального района в срок до 1 марта 2018 года совершить предусмотренные законом действия по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены выше перечисленные объекты водоотведения (водоснабжения).

На постановленное судом решение администрацией МО Лужского муниципального района подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового.

В жалобе обращается внимание на невозможность проведения межевых работ в отношении ряда земельных участков, на которых расположены артезианские скважины, поскольку в пределах охранной зоны артезианских скважин и расположены дорожное полотно по <адрес> и воздушная линия электропередач ВЛ-10кВ, в пределах охранной зоны артезианской скважины расположены земельные участки с кадастровыми номерами , и , в пределах охранной зоны артезианской скважины расположены земельные участки с кадастровыми номерами , .

Кроме того, податель жалобы ссылается на предстоящую инвентаризацию, результатом которой должно стать решение о выявлении артезианских скважин, подлежащих томпонированию ввиду ненадлежащего качества воды. В этой связи полагает экономически нецелесообразным формирование земельных участков под объектами, использование которых на сегодняшний день не определено.

Прокурор не представил доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц вследствие отсутствия кадастрового учета земельного участка, занятого артезианской скважиной.

Относительно апелляционной жалобы от административного истца поступили возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного акта.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что указанные канализационно-очистные сооружения, артезианские скважины являются собственностью МО Лужского муниципального района Ленинградской области. Их эксплуатация осуществляется МУП ЛМР «Лужский водоканал» на основании договора на передачу права хозяйственного ведения муниципального имущества от 13 мая 2016 №28, заключенного между МО «Лужский муниципальный район» и МУП ЛМР «Лужский водоканал».

Однако лицензия на право пользования этими скважинами не получена. Вместе с тем, одним из документов необходимым для получения лицензии является документ, подтверждающий постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены артезианские скважины.

Такие выводы суда согласуются с положениями ст. 9 Водного кодекса РФ, в соответствии с которой юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законом о недрах, ст. 11 Федерального закона от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», согласно которой предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии - документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

При этом, как верно установлено судом, по условиям договора на МУП ЛМР «Лужский водоканал» не возложена обязанность по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены артезианские скважины. Обслуживание скважин МУП ЛМР «Лужский водоканал» не освобождает административного ответчика, как органа местного самоуправления, от исполнения обязанностей в области обеспечения водоснабжения и водоотведения населения, поскольку в силу согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления собственника объекта недвижимости.

Ссылка в апелляционной жалобе на зоны охраны артезианских скважин радиусом 30 метров не может быть принята во внимание, так как административным ответчиком нормами права не обоснована необходимость установления для артезианских скважин , , и охранной зоны именно в таком радиусе.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

определила:

Решение Лужского городского суда Ленинградской области от 18 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лужского муниципального района - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Скопинская Л.В.