Судья Носкова И.В. Дело №33а-4458/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ярославль
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Преснова В.С., Федотовой Н.П.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.
24 июня 2016 года
административное дело по апелляционной жалобе ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля на решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 18 апреля 2016 года, которым постановлено:
«Административный иск ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля к Тедорадзе Г.С. о взыскании задолженности удовлетворить частично.
Взыскать с Тедорадзе Г.С. в пользу ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля налог на доходы физических лиц <данные изъяты>, пени <данные изъяты>., в остальной части требований – отказать».
По делу установлено:
ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля обратилось в суд с административным иском к Тедорадзе Г.С. о взыскании задолженности по уплате налоговых платежей.
В обоснование иска ссылалась на то, что ответчик получила доход в виде субсидии на приобретение жилья из средств Пенсионного Фонда РФ по Ярославской области. В представленной административным истцом декларации указана сумма полученного дохода <данные изъяты>., сумма подоходного налога, подлежащего к уплате в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. Указанный налог уплачен не был, в адрес налогоплательщика было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ на уплату НДФЛ в сумме <данные изъяты> и пени по НДФЛ, расчет пени сделан за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об изменении решения суда в части отказа во взыскании пени в сумме 3912,13 руб. и принятии в данной части новое решение – об удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав Тедорадзе Г.С. и ее представителя адвоката Ступину Т.В., изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда в части взыскания пени подлежит изменению.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Тедорадзе Г.С. на основании п. 1 ст. 207 НК РФ является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц. Согласно представленной декларации от ДД.ММ.ГГГГ Тедорадзе Г.С. за <данные изъяты> г. получен доход, в том числе в виде субсидии на приобретение жилого помещения в сумме <данные изъяты> за счет средств бюджета ПФР. Сумма налога подлежащего уплате в бюджет составила <данные изъяты>. По результатам камеральной проверки декларации, расхождений не установлено.
Согласно п.4 ст.228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В установленный законом срок, налог уплачен не был, в связи с чем, в адрес налогоплательщика было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату НДФЛ в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное требование Тедорадзе Г.С. также исполнено не было.
На основании п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми, у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Статьей 13 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.
В соответствии с положениями ст. ст. 6, 10 и 11 БК РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются самостоятельным структурным элементом бюджетной системы РФ, не включаются в состав федеральною бюджета и утверждаются в правовой форме отдельных федеральных законов.
Статьей 16 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав других бюджетов и следовательно положения п. 36 ст. 217 НК РФ для освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц единовременных субсидий на приобретение жилья, предоставленных работникам ПФР за счет средств бюджета ПФР не применяются.
На основании изложенного, с учетом того, что полученный доход в виде единовременной субсидии на приобретение жилья, предоставленной работнику ПФР за счет средств бюджета ПФР, облагается налогом, до рассмотрения настоящего дела судом требования налогового органа Тедорадзе Г.С. не исполнены, суд обоснованно пришел к выводу о взыскании с ответчика недоимки по уплате налога и пени.
Вместе с тем, доводы жалобы о том, что судом необоснованно уменьшен размер пеней, заслуживает внимания.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В Налоговом кодексе РФ не содержится норм, которые допускали бы или запрещали возможность уменьшения суммы начисленных пеней ввиду ее явной несоразмерности недоимке по налогу, из чего следует, что в этом вопросе имеется пробел в налоговом законодательстве.
Разрешая данное дело, следует учитывать специфику пеней, которые являются одним из средств обеспечения исполнения обязательств, как гражданско-правовых, так и налоговых. Их назначение - стимулировать своевременное исполнение обязательства, в частности уплату налога, а также побуждать к минимальной просрочке уплаты налога, если срок внесения налога был нарушен. Указанные отношения по уплате пеней являются сходными между собой, что следует из норм ст. 75 НК РФ и ст. 330 ГК РФ. Поэтому к отношениям по уплате пеней за несвоевременное внесение налогов может применяться по аналогии закона ст. 333 ГК РФ, которая предоставляет суду возможность снизить размер неустойки, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Таким образом, суд вправе, исходя из общих начал и смысла действующего законодательства и конкретных обстоятельств дела, уменьшить размер подлежащих взысканию пеней.
Вместе с тем, судом указанная норма закона не применена, снижение размера пеней произведено произвольно.
Как указывалось выше в соответствии со ст. 333 ГК РФ снижение неустойки (размера пеней) возможно только в одном случае - при явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства. Иные фактические обстоятельства (финансовые трудности должника, его тяжелое материальное положение и т.п.) не могут быть рассмотрены судом в качестве таких оснований.
Как следует из материалов дела, обстоятельств несоразмерности неустойки последствиям нарушения Тедорадзе Г.С. обязательства по своевременной уплате недоимки по НДФЛ, судом не установлено. Каких-либо доказательств несоразмерности размера пеней последствиям нарушения обязательства, Тедорадзе Г.С. суду не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд неправомерно уменьшил размер начисленных Тедорадзе Г.С. пеней, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит изменению в указанной части и взысканию с ответчика пеней в полном размере - <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 18 апреля 2016 года изменить в части размера взыскания пеней.
Взыскать с Тедорадзе Г.С. в пользу ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля пени в размере <данные изъяты>.
Председательствующий
Судьи: