ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-448 от 28.02.2017 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33а-448 судья Жигулина М.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 февраля 2017 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Алексеевой Т.В., Башкирова А.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Центрального районного суда г. Тулы от 07 декабря 2016 года по делу по административному исковому заявлению Соколова О.В. к министерству экономического развития Тульской области, правительству Тульской области о признании бездействия незаконным, обязании принять акт о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Заслушав доклад судьи Епихина О.М., судебная коллегия

установила:

Соколов О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству экономического развития Тульской области о признании бездействия незаконным, обязании принять акт о переводе земельного участка из одной категории в другую, указав в обоснование требований, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования. Указанный земельный участок не пригоден для выращивания сельскохозяйственных культур ввиду низкой плодородности почв, вследствие чего воспроизводство плодородия земель является экономически невыгодным.

24 февраля 2014 года решением Собрания представителей муниципального образования Ленинский район №60-8 утверждены и внесены изменения в схему территориального планирования муниципального образования Ленинский район и в генеральный план муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области.

14 июня 2016 года административным истцом в министерство экономического развития Тульской области подано ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с установлением вида разрешенного использования – для размещения современного логистического центра с полной инфраструктурой.

28 июля 2016 года министерством экономического развития Тульской области выдан ответ от 19 июля 2016 года о том, что ходатайство рассмотрено и возвращено заявителю, в связи с несоответствием документов территориального планирования МО Федоровское Ленинского района Тульской области правилам землепользования и застройки.

Не согласившись с позицией министерства экономического развития Тульской области, Соколов О.В. 05 августа 2016 года подал жалобу на имя министра экономического развития Тульской области Лаврухина Г.В., в ответ на которую письмом от 05 сентября 2016 года административному истцу сообщено о направлении в его адрес замечаний по представленным документам.

Административный ответчик незаконно не принял решения о переводе земельного участка из одной категории в другую, поскольку предусмотренные Федеральным законом №172-ФЗ от 21 ноября 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» основания к отказу в удовлетворении ходатайства отсутствовали, административный истец Соколов О.В., с учетом уточнения заявленных требований просил суд признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии решения по ходатайству Соколова О.В. о переводе земельного участка с кадастровым номером из одной категории в другую, обязать министерство экономического развития Тульской области принять акт о переводе указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с установлением вида разрешенного использования – для размещения современного логистического центра с полной инфраструктурой.

Административный истец Соколов О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель административного истца Соколова О.В. по доверенности Юсупова Г.О. в судебном заседании поддержала требования.

Представитель административного ответчика министерства экономического развития Тульской области, Правительства Тульской области по доверенностям Сударев А.И. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенности Федосеева Е.В. с административным иском не согласилась, поддержав позицию административных ответчиков.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 07 декабря 2016 года административные исковые требования Соколова О.В. удовлетворены частично, постановлено:

признать незаконным бездействие Министерства экономического развития Тульской области, выразившееся в непринятии решения по ходатайству Соколова О.В. о переводе земельного участка <данные изъяты>, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с установлением вида разрешенного использования – для размещения современного логистического центра с полной инфраструктурой;

обязать Министерство экономического развития Тульской области повторно рассмотреть ходатайство Соколова О.В. о переводе земельного участка <данные изъяты>, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с установлением вида разрешенного использования - для размещения современного логистического центра с полной инфраструктурой, в порядке, предусмотренном Федеральным законом №172-ФЗ от 21.12.2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», административным регламентом предоставления государственной услуги «Перевод земельных участков из одной категории в другую», утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 26.06.2012 года № 290 (ред. от 18.08.2016 года).

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе административный ответчик министерство экономического развития Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном применении норм материального права, неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административного дела, а также при несоответствии выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 14 февраля 2017 года произведена замена административного ответчика министерства экономического развития Тульской области министерством имущественных и земельных отношений Тульской области в порядке процессуального правопреемства.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении судебного разбирательства административного истца Соколова О.В., представителей административных ответчиков министерства имущественных и земельных отношений Тульской области и Правительства Тульской области, представителя заинтересованного лица Администрации г. Тулы, явка которых судебной коллегией не признана обязательной.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Юсуповой Г.О., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ установлено, что перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Тульской области таким органом по состоянию на момент обращения Соколова О.В. с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую являлось министерство экономического развития Тульской области.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (п. 1 ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона).

Деятельность Министерства экономического развития Тульской области по осуществлению перевода земельных участков из одной категории в другую на момент возникновения спорных правоотношений регламентирована Постановлением правительства Тульской области от 26 июня 2012 года №290 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Перевод земельных участков из одной категории в другую» (далее также – Административный регламент).

Указанный Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) министерства экономического развития Тульской области при предоставлении указанной государственной услуги.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок <данные изъяты>, категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.

14 июня 2016 года Соколов О.В. обратился в министерство экономического развития Тульской области с заявлением о переводе указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с установлением вида разрешенного использования – для размещения современного логистического центра с полной инфраструктурой.

19 июля 2016 года министерством экономического развития Тульской области в письме за исх. на обращение Соколова от 14 июня 2016 года об изменении категории земельного участка сообщено о рассмотрении и возврате данного обращения с указанием на не соответствие документов территориального планирования муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области Правилам землепользования и застройки – документам градостроительного зонирования, в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, и нахождение земельного участка административного истца на территории сельскохозяйственных угодий (в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области), где градостроительные регламенты не устанавливаются.

Письмом министерства экономического развития Тульской области от 05 сентября 2016 года в ответ на жалобу Соколова О.В. дополнительно разъяснено, что письмом от 19 июля 2016 года административному истцу направлены замечания, данный ответ не является отказом в переводе земельного участка из одной категории в другую. Заявителю отказано в рассмотрении ходатайства по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 3 Федерального закона «О переводе земельного участка из одной категории в другую».

Удовлетворяя в части административные исковые требования Соколова О.В., суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении министерством экономического развития Тульской области порядка предоставления государственной услуги.

Учитывая, что данном случае административным ответчиком отказано в рассмотрении ходатайства по п.п.б п. 23 административного регламента, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.12.2004 года, при этом не указано каким конкретно требованиям земельного законодательства не соответствуют приложенные к ходатайству документы, в чем состоит несоответствие их состава, формы или содержания требованиям земельного законодательства, выводы суда относительно неправомерности данного отказа являются обоснованными.

Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на подлежащих применению нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно п. 15 утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 26 июня 2012 года №290 Административного регламента предоставления государственной услуги «Перевод земельных участков из одной категории в другую», результатом предоставления государственной услуги является издание распоряжения правительства Тульской области о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Основаниями для отказа в рассмотрении ходатайства о предоставлении государственной услуги, согласно п. 23 Административного регламента являются следующие причины:

а) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

б) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

В соответствии с п. 59 Административного регламента при наличии оснований, указанных в п. 23 настоящего административного регламента, ответственный за исполнение поручения исполнитель готовит уведомление заявителю о возвращении ему документов с указанием причин возврата таких документов и направляет указанное уведомление заявителю.

Максимальный срок выполнения данной административной процедуры 2 рабочих дня со дня поступления ответственному исполнителю заявления и документов, предусмотренных п. 18 настоящего административного регламента.

Основанием для начала административной процедуры является установление ответственным исполнителем в представленном заявителем пакете документов оснований предусмотренных п. 23 настоящего административного регламента (п. 61).

Удовлетворяя требования административного истца в части, суд исходил из того, что отказывая в рассмотрении ходатайства, административный ответчик сослался на фактическое несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона РФ №172-ФЗ от 21 декабря 2004 года, подп. «в» п. 25 Административного регламента, что отнесено к числу оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Судом также верно указано, что принадлежащий административному истцу земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области находится на территории сельскохозяйственных угодий, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона РФ №172-ФЗ от 21 декабря 2004 года, подп. а п. 25 Административного регламента также отнесено к числу оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, ссылка на которые в силу вышеприведенных норм не допустима на стадии изучения ходатайства уполномоченным специалистом и при отказе в рассмотрении ходатайства.

Доводов о несоблюдении заявителем требований к содержанию ходатайства и перечню приложенных к нему документов указанные письма (уведомления) не содержат.

С учетом содержания ответов министерства экономического развития Тульской области на обращения Соколова О.В., суд пришел к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком допущено нарушение порядка предоставления государственной услуги, повлекшее за собой нарушение прав административного истца на своевременное рассмотрение его обращения и надлежащее оказание государственной услуги, чем созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод на перевод земельного участка из одной категории в другую.

При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования административного истца о признании незаконным бездействия министерства экономического развития Тульской области, выразившегося в непринятии решения по ходатайству Соколова О.В. о переводе земельного участка из одной категории в другую.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ, Федерального закона №172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» рассмотрение вопросов перевода земель из одной категории в другую отнесено к компетенции уполномоченных исполнительных органов или органов местного самоуправления.

В силу ст. 2 Закон Тульской области от 11.06.2014 года №2133-ЗТО «Об объединении муниципальных образований, расположенных на территории Ленинского района Тульской области, с муниципальным образованием город Тула, о внесении изменений в Закон Тульской области «О переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Тульской области» со дня вступления в силу указанного Закона муниципальные образования рабочий поселок Ленинский Ленинского района, рабочий поселок Плеханово Ленинского района, Рождественское Ленинского района, Медвенское Ленинского района, Шатское Ленинского района, Ильинское Ленинского района, Иншинское Ленинского района, Федоровское Ленинского района, Хрущевское Ленинского района, Обидимское Ленинского района, Ленинский район утрачивают статус муниципального образования.

Согласно Решению Тульской городской Думы от 10 декабря 2014 года №5/96 «О действии градостроительной документации Ленинского района Тульской области» градостроительная документация Ленинского района Тульской области считается частью градостроительной документации муниципального образования город Тула.

В связи с этим судом верно указано на то, что Правила землепользования и застройки муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям при рассмотрении ходатайства Соколова О.В., в числе прочей градостроительной документации с учетом категории земельного участка истца, установленного вида его разрешенного использования, положений Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Вместе с тем, поскольку решения об отказе в переводе земельного участка из одной категории земель в другую административным ответчиком не принималось, у суда отсутствовали основания для оценки наличия либо отсутствия условий для удовлетворения ходатайства Соколова О.В. о переводе принадлежащего ему земельного участка из одной категории в другую, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении административного иска в указанной части, указав в соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ на необходимость восстановления нарушенных прав административного истца, путем обязания министерства экономического развития Тульской области повторно рассмотреть ходатайство Соколова О.В. о переводе земельного участка с кадастровым номером из одной категории в другую в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и утвержденным постановлением правительства Тульской области от 26 июня 2012 года № 290 Административным регламентом предоставления государственной услуги «Перевод земельных участков из одной категории в другую».

При этом доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о переводе земельного участка из одной категории в другую не имеют существенного правового значения для разрешения вопроса о законности и обоснованности постановленного по делу судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции наличии незаконного бездействия по рассмотрению ходатайства Соколова О.В.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 07 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства экономического развития Тульской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: