ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4484/2017 от 23.03.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Дыблин В.Ю. Дело № 33а-4484/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 марта 2017 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сергеева С.С.,

судей Балашовой И.Б., Тертышной В.В.

при секретаре Редько Е.Н.

с участием прокурора Романенко Ф.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Таранцова М. А. к Территориальной избирательной комиссии города Камышина, Участковой избирательной комиссии № 4337, Участковой избирательной комиссии № 4328, Участковой избирательной комиссии № 4316 об оспаривании действий территориальной избирательной комиссии города Камышина, об отмене решений участковых избирательных комиссий

по апелляционной жалобе административного истца Таранцова М. А.

на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 13 января 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Таранцова М. А. к Территориальной избирательной комиссии города Камышина, Участковой избирательной комиссии № 4337, Участковой избирательной комиссии № 4328, Участковой избирательной комиссии № 4316 об оспаривании действий территориальной избирательной комиссии города Камышина, об отмене решений участковых избирательных комиссий - отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Таранцов М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии города Камышина (далее – ТИК города Камышина), Участковой избирательной комиссии № 4337 (далее – УИК № 4337), Участковой избирательной комиссии № 4328 (далее - УИК № 4328), Участковой избирательной комиссии № 4316 (далее – УИК № 4316) об оспаривании действий Территориальной избирательной комиссии города Камышина, об отмене решений участковых избирательных комиссий.

Исковые требования мотивированы тем, что Таранцов М.А. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ по Волгоградскому одномандатному избирательному округу № 81 постановлением Избирательной комиссией Волгоградской области № 272/2045-5 от 22 июля 2016 года. После чего он организовал свою избирательную кампанию с назначением доверенных лиц и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

18 сентября 2016 года состоялось голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

ТИК города Камышина получила от военного командования сведения об избирателях, якобы, проживающих на территории воинских частей, дислоцированных на территории г. Камышина. Информация об избирателях была получена по акту приёма-передачи форм, установленных для вкладного листа списка избирателей, на основе которых без соблюдения требований ФЗ от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») военнослужащие в количестве более 2 000 человек участковыми избирательными комиссиями № 4337, 4328, 4316 были включены в списки избирателей по одномандатному избирательному округу № 81.

В день голосования члены УИК № 4337, УИК № 4328, УИК № 4316 выдавали гражданам, информация о которых была передана военным командованием, бюллетени для голосования по одномандатному избирательному округу № 81 без требования от них документов, подтверждающих факт регистрации по месту проживания или месту пребывания на территории воинской части или одномандатного избирательного округа более 3-х месяцев до дня голосования; без проверки факта поступления от них личного письменного заявления, поданного в ТИК города Камышина за 60 - 21 день до дня голосования, о включении их в список для голосования; без проверки сообщений территориальных комиссий об исключении граждан из списков избирателей по избирательным участкам по месту их регистрации по мету жительства; без требования открепительных удостоверений.

Считает, что списки избирателей по одномандатному избирательному округу № 81 в УИК № 4337, УИК № 4328, УИК № 4316 были составлены с грубым нарушением вышеназванного федерального закона, при организации голосования не была исключена возможность двойного голосования граждан по различным избирательным участкам, а также была предоставлена возможность голосовать лицам, которые не имели на это права, поэтому результаты голосования не позволяют выявить действительную волю избирателей.

В целях пресечения незаконного голосования по одномандатному избирательному округу № 81 административным истцом 17 сентября 2016 года были направлены жалобы в ИКВО и ТИК города Камышина.

В направленных жалобах административный истец, в том числе через доверенное лицо Витмана Ю.А. просил пресечь попытки избирательных комиссий включать в списки избирателей по Волгоградскому одномандатному избирательному округу № 81 военнослужащих, которые зарегистрированы по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа № 81 менее 3-х месяцев до дня голосования; зарегистрированы по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа № 81 более 3-х месяцев до дня голосования, но от которых не поступило личное письменное заявление в соответствующую территориальную избирательную комиссию за 60 - 21 день до дня голосования; зарегистрированы по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа № 81 более 3-х месяцев до дня голосования, от которых поступило личное письменное заявление в соответствующую территориальную избирательную комиссию за 60 - 21 день до дня голосования, но в отношении которых поступила информация о том, что данные избиратели уже были исключены из списка избирателей по месту их жительства на основании выдачи им открепительных удостоверений или в связи с удовлетворением ранее поданных заявлений о включении их в список избирателей по другому месту пребывания.

ИКВО уклонилась от рассмотрения жалобы административного истца и письменный ответ в его адрес не поступил до настоящего времени.

ТИК города Камышина рассмотрела жалобу 17 сентября 2016 года в 16 часов 00 минут, но в её удовлетворении отказала, при этом председатель ТИК города Камышина Анихреев С.Ф. пояснил, что в ТИК города Камышина от граждан, зарегистрированных по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа № 81, на 17 сентября 2016 года не поступило ниодного письменного личного заявления о включении их в список избирателем на соответствующих избирательных участках, поэтому поводу никаких запросов по системе ГАС «ВЫБОРЫ» ТИК города Камышина не делала.

Просил признать незаконным действия Территориальной избирательной комиссии города Камышина, выразившиеся в отказе удовлетворить требования его жалобы, как зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы РФ по Волгоградскому одномандатному избирательному округу № 81 от 18 сентября 2016 года.

Также просил отменить результаты голосования по одномандатному избирательному округу № 81 на избирательных участках № 4337, № 4328, № 4316 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, состоявшихся 18 сентября 2016 года.

Судом постановлено указанное вышерешение.

В апелляционной жалобе административный истец Таранцов М.А. ставит вопрос об отмене судебного акта, оспаривая его законность и обоснованность, ссылаясь на то, что судом не дано надлежащей оценки тому обстоятельству, что в нарушение положений действующего избирательного законодательства в состав избирателей на выборах депутатов в Государственную Думу РФ одномандатному избирательному округу № 81 на избирательных участках № 4337, № 4328, № 4316 были включены военнослужащие и члены их семей, не имеющие постоянной регистрации на территории избирательного округа № 81. Кроме того, были допущены грубые нарушения при составлении списков избирателей, а также при проведении процедуры голосования. Указанные нарушения, по мнению заявителя, не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителями административных ответчиков: Территориальной избирательной комиссией города Камышина, УИК № 4337, УИК № 4328, УИК № 4316, представителями заинтересованных лиц: избирательной комиссии Волгоградской области, войсковой части № 74507, войсковой части № 65363, а также прокурором участвующим в деле представлены возражения.

В судебном заседании административный истец Таранцов М.А., его представитель Давыдов М.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии города Камышина Анихреев С.Ф., представитель административных ответчиков территориальной избирательной комиссии города Камышина, участковых избирательных комиссий № 4337, № 4328, № 4316 Донцова Е.С., представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Волгоградской области Илюшина И.Ю., против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

Участвующий в деле прокурор Романенко Ф.С. полагала апелляционную жалобу Таранцова М.А. не подлежащей удовлетворению.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела следует, что Таранцов М.А. являлся зарегистрированным кандидатом на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу – Волгоградская область - Волгоградскому одномандатному избирательному округу № 81.

18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

18 сентября 2016 года подписан протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному кругу № 81 Волгоградская область – Волгоградский одномандатный избирательный округ избирательный участок № 4328.

19 сентября 2016 года подписан протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному кругу № 81 Волгоградская область – Волгоградский одномандатный избирательный округ избирательный участок № 4337.

19 сентября 2016 года подписан протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному кругу № 81 Волгоградская область –Волгоградский одномандатный избирательный округ избирательный участок № 4316.

Постановлением ТИК города Камышина от 19 сентября 2016 года № 17/40 утверждены итоги голосования по одномандатному избирательному округу № 81 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года на территории города Камышина.

16 сентября 2016 года Таранцов М.А. подал жалобу на имя председателя избирательной комиссии Волгоградской области, указав, что 15 сентября 2016 года он был проинформирован председателем ТИК города Камышина о нахождении на территории Волгоградского одномандатного избирательного округа № 81 нескольких воинских частей, в которых военнослужащие проходят службу как по контракту, так и по призыву, и включении всех военнослужащих в списки избирателей по указанному одномандатному округу. Посчитав данное намерение прямым нарушением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, просил председателя избирательной комиссии Волгоградской области пресечь попытки избирательных комиссий включить в списки избирателей по Волгоградскому одномандатному округу № 81 военнослужащих, которые зарегистрированы по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа № 81 менее 3-х месяцев до дня голосования; зарегистрированы по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа № 81 более 3-х месяцев до дня голосования, но от которых не поступило личное письменное заявление в соответствующую территориальную избирательную комиссию за 60-21 день до дня голосования; зарегистрированы по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа № 81 более 3-х месяцев до дня голосования, от которых поступило личное письменное заявление в соответствующую территориальную избирательную комиссию за 60-21 день до дня голосования, но в отношении которых поступила информация о том, что данные избиратели уже были исключены из списка избирателей по месту их жительства на основании выдачи им открепительных удостоверений или в связи с удовлетворением ранее поданных заявлений о включении их в список избирателей по другому месту пребывания.

17 сентября 2016 года жалоба аналогичного содержания была подана Таранцовым М.А. на имя председателя ТИК города Камышина.

18 сентября 2016 года в ТИК города Камышина от доверенного лица кандидата в депутаты Государственной Думы Таранцова М.А. – Витмана Ю.А. поступила жалоба о нарушениях на избирательном участке № 4337 (на территории ФКУ ИК-5), выразившихся в том, что по настоянию командования в/ч 74507 голосовали военнослужащие вместе с членами их семей, фактически проживающие и зарегистрированные в городе. В связи с чем, просит проверить весь список проголосовавших на данном участке военнослужащих и членов их семей, поскольку избирательная комиссия участка не выполнила обязанности по проверке места регистрации избирателей.

Жалобы Таранцова М.А. и его доверенного лица были рассмотрены и в их удовлетворении отказано.

Разрешая административные исковые требования о признании незаконным отказа Территориальной избирательной комиссии г. Камышина в удовлетворении жалобы Таранцова М.А. от 18 сентября 2016 года, суд первой инстанции исходил из того, что списки избирателей – военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, по одномандатному избирательному округу № 81 были составлены соответствующими участковыми избирательными комиссиями в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «О статусе военнослужащих», Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и Методических рекомендаций по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на основании сведений, переданных командирами воинских частей № 65363 и № 74507, в связи с чем оснований для удовлетворения жалоб административного истца и его доверенного лица у Территориальной избирательной комиссии г. Камышина не имелось. В этой связи суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Таранцова М.А. о признании незаконным отказа Территориальной избирательной комиссии г. Камышина в удовлетворении жалобы Таранцова М.А. от 18 сентября 2016 года.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит правильным, основанным на всестороннем анализе обстоятельств дела с правильным применением норм материального права.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ «О статусе военнослужащих») военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

Таким образом, активное и пассивное избирательное право предоставлено военнослужащим специальным федеральным законом.

Пунктом 3 ст. 16 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что регистрация (учет) избирателей, участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части.

В соответствии с п. 6 ст. 17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых - в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.

Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву (ч. 3 ст. 17 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Судом первой инстанции правильно отмечено, что в приведенных правовых нормах законодателем предусмотрены специальные правила, регулирующие порядок и основания включения в список избирателей, имеющих особый правовой статус, а именно военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части.

В этой связи доводы административного истца о необходимости применения порядка, предусмотренного пунктом 11 статьи 17 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» для избирателей, зарегистрированных по месту пребывания на территории соответствующего избирательного участка, ошибочны и основаны на неверном толковании норм материального права.

В целях реализации конституционных прав граждан Российской Федерации избирать депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – ЦИК РФ) от 22 июня 2016 года № 13/107-7 и от 29 июня 2016 года № 14/116-7 были утверждены Инструкция по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и Методические рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

Согласно п. 2.1.5. Инструкции должностные лица, указанные в абзаце третьем пункта 2.1.3 настоящей Инструкции, передают сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, в территориальную комиссию по акту, форма которого приведена в приложении № 7 к настоящей Инструкции, не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

Сведения должны содержать указанные в пункте 2.1.4 настоящей Инструкции персональные данные избирателей, место жительства которых находится в пределах расположения соответствующей воинской части, и избирателей, которые проходят военную службу по призыву и приказом командира воинской части зачислены в штат воинской части.

Сведения представляются командиром воинской части и руководителями военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования по форме, установленной для вкладного листа списка избирателей. Соответствующая территориальная комиссия обеспечивает воинскую часть, в том числе военную профессиональную образовательную организацию и военную образовательную организацию высшего образования, необходимым количеством бланков вкладного листа списка избирателей и (или) их шаблонами на машиночитаемом носителе. Должностные лица, указанные в абзаце третьем пункта 2.1.3 настоящей Инструкции, организуют внесение сведений об указанных выше избирателях в бланки вкладного листа списка избирателей (без проставления напротив данных избирателей порядковых номеров и без указания сведений о паспорте или документе, его заменяющем).

Территориальная комиссия включает в состав списка избирателей на соответствующем избирательном участке часть списка избирателей воинской части, за исключением тех избирателей, которые содержатся в списке избирателей, составленном с использованием ГАС «Выборы», продолжая сквозную нумерацию страниц списка и порядковых номеров напротив данных о каждом избирателе.

Из п. 2.1.6. вышеназванной Инструкции следует, что избиратель, подавший заявление по месту пребывания в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 17 Федерального закона № 20-ФЗ, включается в список избирателей на основании указанного заявления по предъявлении паспорта или документа (документов), заменяющего (заменяющих) паспорт, подтверждающего (подтверждающих) факт регистрации избирателя по месту пребывания на территории соответствующего избирательного участка не менее чем за три месяца до дня голосования.

Заявление, поданное таким избирателем, принимается и регистрируется территориальной комиссией.

Сведения об избирателях, подавших заявление по месту пребывания в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 17 Федерального закона № 20-ФЗ, включаются в список избирателей отдельной книгой до передачи списка в участковую комиссию.

Книга списка избирателей, подавших заявления по месту пребывания в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 17 Федерального закона № 20-ФЗ, снабжается титульным листом по форме, приведенной в приложении № 3 или № 4 настоящей Инструкции, в который под надписью «Список избирателей» вносятся слова «(зарегистрированных по месту пребывания)». При этом, номер книги и количество книг на титульном листе территориальной комиссией не указывается. Данная книга списка избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной комиссии и передается в участковую комиссию в составе списка избирателей в порядке, предусмотренном пунктом 2.1.9 настоящей Инструкции.

Сведения в данную книгу списка избирателей вносятся, как правило, в порядке адресов, по которым эти граждане зарегистрированы, или в алфавитном порядке. В этом случае в графе «Адрес места жительства» списка избирателей указывается адрес места пребывания.

Руководитель организации, в ведении либо оперативном управлении которой находятся жилые объекты, по адресам которых зарегистрированы избиратели, подавшие заявления по месту пребывания в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 17 Федерального закона № 20-ФЗ, может представить в территориальную комиссию (по согласованию) сведения о таких избирателях по форме, приведенной в приложении № 15 к настоящей Инструкции, в формате редактора Microsoft Excel не позднее, чем за 21 день до дня голосования.

Уведомление о включении избирателя в список избирателей по месту пребывания направляется территориальной комиссией по месту жительства избирателя в порядке, установленном пунктом 2.3.15 настоящей Инструкции.

Территориальная комиссия по месту жительства избирателя исключает избирателя из списка избирателей в порядке, предусмотренном пунктом 2.3.15 настоящей Инструкции.

Пунктом 4.1. Методических рекомендаций предусмотрено, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона о выборах депутатов активным избирательным правом на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва по федеральному избирательному округу обладают все военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона о выборах депутатов активным избирательным правом на выборах депутата Государственной Думы по соответствующему одномандатному избирательному округу обладают:

военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, место жительства которых находится на территории этого одномандатного избирательного округа;

военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, зарегистрированные по месту пребывания на территории этого одномандатного избирательного округа, в том числе на территории воинской части, не менее чем за три месяца до дня голосования и включенные в список избирателей на основании их личного письменного заявления, содержащего адрес места жительства, поданного в соответствующую территориальную избирательную комиссию за 60 - 21 день до дня голосования;

военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву (включая курсантов до заключения контракта), по месту прохождения службы на основании приказа командира воинской части, руководителя военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву.

В силу п. 14 ст. 16 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» участковая избирательная комиссия после получения или составления списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных письменных заявлений или устных обращений граждан в соответствии со статьями 17 и 18 настоящего Федерального закона, соответствующих документов органов местного самоуправления, территориальных органов исполнительной власти города федерального значения, их должностных лиц, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, сообщений вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее чем в 18 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ командирами войсковых частей № 65363 и № 74507 были переданы в ТИК города Камышина сведения об избирателях для составления ТИК города Камышина списка избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ командир воинской части № 74507 передал УИК № 4328 сведения об 299 избирателях для составления списка избирателей, а УИК № 4337 – сведения о 1 496 избирателях.

ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части № 65363 передал УИК № 4316 первый экземпляр списка избирателей на 33 листах, включающего отдельную книгу со сведениями об избирателях, экземпляр дополнительного списка избирателей на 2-х листах, включающего отдельную книгу со сведениями об избирателях в соответствии с ч. 3 ст. 17 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Решениями заседаний участковых избирательных комиссий вышеуказанные сведения об избирателях были включены в списки избирателей военнослужащих воинских частей № 65363 и № 74507.

Из письменных пояснений, а также возражений на апелляционную жалобу, представителей заинтересованных лиц командиров войсковых частей № 65363 и № 74507 следует, что предоставление сведений об избирателях – военнослужащих осуществлялось войсковыми частями в соответствии с Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Сведения предоставлялись по актам о передаче сведений об избирателях для составления участковыми избирательными комиссиями и территориальной комиссией города Камышина списка избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. При этом после подведения итогов голосования списки избирателей были возвращены в опечатанном виде участковыми комиссиями на хранения в войсковые части также по акту. Списки избирателей-военнослужащих содержат персональные данные военнослужащих и членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения войсковых частей, принявших участие в голосовании на избирательных участках № 4328, № 4337, № 4316 18 сентября 2016 года. Указанные сведения на основании приказа Министра обороны России № 046 от 24 июня 2013 года «О введении в действие перечня сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации» составляют государственную тайну.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у Территориальной избирательной комиссии г. Камышина правовых оснований для удовлетворения жалобы Таранцова А.М., а вывод суда первой инстанции об отказе в иске в указанной части правильным.

Разрешая требования об отмене результатов голосования по одномандатному избирательному округу № 81 на избирательных участках № 4337, № 4328, № 4316 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, состоявшихся 18 сентября 2016 года, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в указанной части по мотиву недоказанности того, что оспариваемые Таранцовым М.А. действия и бездействие избирательных комиссий повлекли искажение результатов волеизъявления избирателей, в то время как из смысла положений подпункта «б» пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что лишь установление указанного обстоятельства является основанием к отмене результатов выборов.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.

Аналогичные по своему содержанию основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования закреплены в пунктах 1, 2 части 3 статьи 100 Федерального закона от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Согласно данным нормам любое из предусмотренных обстоятельств, относящихся к нарушениям законодательства Российской Федерации о выборах, может являться основанием для отмены решения о результатах выборов лишь при условии, что установленное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. При этом, вызванными нарушениями последствия должны существенно отражаться на избирательной кампании и ее итоговых результатах, не соответствовать принципам проведения выборов, в том числе не обеспечивать установленные законом гарантии избирательных прав, включая право на свободное и добровольное участие граждан Российской Федерации в выборах.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ни одного из приведенных оснований к отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не установлено.

Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части № 74507 передал председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4328 список избирателей воинской части в отношении 299 человек.

Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4328 в список избирателей участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4316 включен список избирателей воинской части 74507 в отношении 299 человек.

ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части № 74507 передал председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4337 списки избирателей воинской части в отношении 756 человек и 1496 человек.

Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4337 в список избирателей участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4337 включен список избирателей воинской части №74507 в отношении 2252 человека (1496 и 756).

ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части № 65363 председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4316 по акту переданы списки (основной и дополнительный) избирателей по одномандатному избирательному округу, всего в отношении 544 избирателей.

Решением № <...> от ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии избирательного участка № 4316 в список избирателей военнослужащих из основного и дополнительного включены 544 избирателя.

По результатам голосования по одномандатному избирательному округу «Волгоградский одномандатный избирательный округ № 81» за кандидата, победившего в выборах, Кувычко А.А. проголосовало 17024 избирателей (45,13%) из 36452 избирателей, принявших участие в голосовании по округу. Таранцов М.А., следующий по количеству голосов за победителем голосования, набрал 6413 (16,99%) голосов.

Результаты выборов определены Территориальной избирательной комиссией путем суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования после предварительной проверки правильности составления этих протоколов.

Конкретные данные протокола № <...> Территориальной избирательной комиссии г. Камышина об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № <...> на территории городского округа – город Камышин административным истцом не оспариваются.

Таким образом, даже в случае исключения всего количества голосов избирателей – 3095, по спискам, представленным в УИК № 4337, № 4328, № 4316 командирами восковых частей № 74507, № 65363 это не повлияет на действительную волю избирателей, так, как и в таком случае количество голосов избирателей, отданных за кандидата Кувычко А.А. составит – 13929 (17024 - 3095), что фактически в два раза превышает количество голосов избирателей, проголосовавших за Т. М.А.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, а также учитывая правовую позицию, отраженную в постановлении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова», согласно которой отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах соответствующих выборов возможна при таких, указанных в законе конкретных нарушениях, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии, предусмотренных пунктами 1, 2 части 3 статьи 100 Федерального закона от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» оснований для отмены результатов голосования по одномандатному избирательному округу № 81 на избирательных участках № 4337, № 4328, № 4316.

По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дано надлежащей оценки тому обстоятельству, что в нарушение положений действующего избирательного законодательства в состав избирателей на выборах депутатов в Государственную Думу РФ одномандатному избирательному округу № 81 на избирательных участках № 4337, № 4328, № 4316 были включены военнослужащие и члены их семей, не имеющие постоянной регистрации на территории избирательного округа № 81 судебной коллегией признаются не состоятельными и отмену судебного акта не влекут.

Ссылка в апелляционной жалобе на неправильную оценку доказательств, необоснованный отказ в истребовании в качестве письменных доказательств списков избирателей, предоставленных командирами воинских частей в участковые избирательные комиссии, также не может быть положена в основу отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении ошибок несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума.

Таким образом, исследование списков по количеству избирателей, принявших участие в голосовании, означает фактическую проверку сведений об избирателях, содержащихся в протоколах об итогах голосования, что не относится к компетенции суда. При отсутствии доказательств, обязанность предоставления которых в данном деле лежит на стороне истца, бесспорно свидетельствующих о нарушениях избирательного законодательства при составлении списков избирателей-военнослужащих и не позволяющих выявить действительную волю избирателей, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании указанных выше письменных доказательств, как не отвечающих требованиям статьи 60 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Судебная коллегия полагает, что по существу заявленных требований суд принял законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено перечисленных в части 1 статьи 310 КАС РФ нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Камышинского районного суда Волгоградской области от 13 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Таранцова Михаила Александровича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья: подпись

Судьи: подписи

«Согласовано»

судья Волгоградского областного суда С.С.Сергеев