Судья Макаров И.А. Дело №33а-4517/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 марта 2020 года город Екатеринбург
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Прокофьева В.В.,
судей Захаровой О.А. и Кориновской О.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Панфиловой А.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело №2а-319/2019
по административному исковому заявлению Помазана Евгения Александровича к заместителю начальника Верхотурского управления агропромышленного комплекса Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области – главному государственному инженеру-инспектору государственного технического надзора Верхотурского района Свердловской области Таранову Вячеславу Николаевичу, Верхотурскому управлению агропромышленного комплекса Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области и Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Новолялинский» о признании незаконным отказа в постановке на регистрационный учет прицепа-роспуска и возложении обязанности устранить допущенное нарушение
по апелляционной жалобе административного истца
на решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 26 декабря 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Помазан Е.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском о признании незаконным отказа главного государственного инженера-инспектора гостехнадзора Верхотурского района Свердловской области Таранова В.Н. в постановке на регистрационный учет принадлежащего ему на праве собственности прицепа-роспуска ТМЗ-9851, 1979 года выпуска. Просил обязать административного ответчика устранить допущенное им нарушение путем осуществления испрашиваемой государственной регистрации.
В обоснование своих исковых требований административный истец указал, что приобрел данный прицеп 1 июня 2019 года у его предыдущего владельца Г. 17 июня того же года обратился в государственную инспекцию гостехнадзора Верхотурского района с заявлением о постановке прицепа на учет, представив все необходимые документы, включая имеющийся паспорт самоходной машины. Однако в этом ему было отказано со ссылкой на то, что такая техника относится к автотранспортным средствам (автомобильному транспорту) и подлежит регистрации в органах ГИБДД. Вместе с тем Межмуниципальный отдел МВД России «Новолялинский» впоследствии также уведомил его о недопустимости регистрации прицепа-роспуска при отсутствии оформленного и выданного на него соответствующего паспорта транспортного средства. В результате таких действий по утверждению административного истца он фактически лишен возможности использовать по назначению указанное имущество.
Решением Новолялинского районного суда Свердловской области от 26 декабря 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Помазан Е.А. просит об отмене указанного судебного акта, настаивая на своих прежних доводах и полагая, что они безосновательно не были приняты во внимание судом,
В заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, не явились, о намерении лично участвовать в судебном разбирательстве не заявили, просили о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и проверив само обжалуемое решение, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в связи с неправильным истолкованием и применением судом норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, а также неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В данном случае на момент обращения административного истца в государственную инспекцию гостехнадзора Верхотурского района действовавшей редакцией п.3 ст.15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривалось, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Порядок такого допуска определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов техники на территории Российской Федерации», устанавливающим, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации в частности осуществляют: подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (пункт 2). При этом согласно пункту 4 того же Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом «действующий», оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В свою очередь порядок выдачи паспортов на самоходные машины и другие виды техники, к которым отнесены тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года №460.
В указанном нормативном акте также предписано, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации (пункт 1), а также установлено, что такие паспорта на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, выдаются органами гостехнадзора при предъявлении их к регистрации (пункт 2).
Аналогичные нормы содержит Положение о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденное Приказами Госстандарта России от 26 июня 1995 года и Минсельхозпрода России от 28 июня 1995 года (пункты 1.3, 1.5). В нем также дополнительно указано, что государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения (пункт 2.5); паспорта хранятся у собственников машин и представляются в государственную инспекцию гостехнадзора при регистрации, изменении регистрационных данных и снятии с учета машин (пункт 2.9); записи о регистрации машины или снятии ее с учета вносятся государственной инспекцией гостехнадзора (пункт 3.21).
Непосредственно правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) регламентированы одноименным нормативным актом, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 16 января 1995 года.
Пунктом 1.4 указанных Правил предусмотрено, что государственной регистрации, учету в соответствии с ними подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см, не подлежащие регистрации в подразделениях государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин. В подразделениях государственной автомобильной инспекции МВД России подлежат регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб.см, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Пунктом 2.1 тех же Правил установлено, что машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте машины.
На то, что полномочия по осуществлению регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) возложены на органы гостехнадзора прямо указано и в пункте 5 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации. (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 года №1291).
Указанные органы на момент обращения Помазана Е.А. за совершением регистрационных действий и в настоящее время находятся в подчинении (ведении) органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пп.57.1 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в постановке на учет принадлежащего административному истцу прицепа-роспуска ТМЗ-9851, 1979 года выпуска, было отказано на основании пункта 1.4 упомянутых выше Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 16 января 1995 года, со ссылкой на то обстоятельство, что он подлежит регистрации в органах ГИБДД (л.д.7об).
Соглашаясь с доводами административного ответчика Таранова В.Н. и признавая его решение законным, суд исходил из того, что в органах гостехадзора подлежат регистрации только самоходные машины и другие виды техники, а также прицепы к ним, к которым принадлежащий Помазану Е.А. прицеп-роспуск отнесен быть не может, поскольку является автомобильным прицепом. Однако при этом не учтено, что у административного истца имеется оформленный и выданный 23 ноября 2006 года именно органами гостехнадзора паспорт № самоходной машины и других видов техники на прицеп-роспуск ТМЗ-9851, 1979 года выпуска (л.д.10).
Представленный паспорт недействительным не признан и не аннулирован в установленном порядке, то есть является действующим.
Кроме того, прицеп ранее уже был зарегистрирован и поставлен на учет, что подтверждается свидетельством о регистрации машины (прицепа) от 23 ноября 2006 года №, выданным теми же органами гостехнадзора (л.д.8).
Между тем, как уже отмечено выше, в соответствии с пунктом 2.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Приказами Госстандарта России от 26 июня 1995 года и Минсельхозпрода России от 28 июня 1995 года государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины исключительно в том случае, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.
При таких обстоятельствах в постановке на учет принадлежащего административному истцу прицепа по указанному инспектором гостехнадзора основанию не могло быть отказано.
Следовательно, принимая во внимание правила ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), ему необоснованно было отказано и судом в удовлетворении административного иска.
Однако, признавая оспариваемое решение инспектора гостехнадзора незаконным, судебная коллегия находит необходимым воздержаться от возложения на административного ответчика обязанности зарегистрировать данное транспортное средство, учитывая, что наличие иных возможных препятствий для осуществления указанных регистрационных действий им не проверялось.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 26 декабря 2019 года отменить.
Принять по данному делу новое решение – об удовлетворении административного иска.
Признать незаконным оформленный письменно 17 июня 2019 года отказ главного государственного инженера-инспектора гостехнадзора Верхотурского района Свердловской области Таранова Вячеслава Николаевича в постановке на регистрационный учет принадлежащего Помазану Евгению Александровичу на праве собственности прицепа-роспуска ТМЗ-9851, 1979 года выпуска.
Обязать административного ответчика Таранова Вячеслава Николаевича устранить допущенное им нарушение прав и законных интересов Помазана Евгения Александровича, о чем в месячный срок со дня вынесения настоящего апелляционного определения сообщить административному истцу и в Новолялинский районный суд Свердловской области.
Председательствующий: Прокофьев В.В.
Судьи: Захарова О.А.
Кориновская О.Л.