ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4521/2022 от 14.07.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 июля 2022 г. г. Оренбург

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

судей Дорохиной Т.С., Кучаева Р.Р.,

при секретаре Толкачевой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Оренбургской области (далее также – МИФНС № 7 по Оренбургской области, налоговая инспекция) к Панину А.С. о взыскании недоимки по налогам и пени

по апелляционной жалобе Панина А.С. на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 22 марта 2022 г.

Заслушав доклад судьи Кучаева Р.Р., судебная коллегия

установила:

МИФНС № 7 по Оренбургской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что Панин А.С. является собственником земельных участков, транспортного средства и недвижимого имущества, которые подлежат налогообложению, однако обязанность по оплате налогов за 2018 год не исполнил.

Кроме того, Паниным А.С. несвоевременно исполнена обязанность по уплате налога на имущество, земельного и транспортного налога за 2015-2016 годы, в связи с чем налоговой инспекцией начислены пени.

Налоговая инспекция с учётом уточнений заявленных требований просила суд взыскать с Панина А.С. недоимку по налогам и пени в общей сумме 57 256,24 рубля, из них:

- недоимка по транспортному налогу за 2018 год с физических лиц в размере 45 900 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 123,7 рубля;

- недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 789 рублей, пени по налогу на имущество за 2015-2016 года, а также пени за 2018 год в общем размере 3 265,99 рубля;

- недоимка по земельному налогу за 2018 год в размере 2 553 рубля, пени по земельному налогу за 2018 год в размере 624,55 рубля.

Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 22 марта 2022 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

С таким решением Панин А.С. не согласился. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что налоговой инспекцией пропущен срок исковой давности по взысканию налогов и пени за 2014-2018 годы. Дополнительно указывает, что недоимка по земельному налогу, транспортному налогу и налогу на имущество за 2014, 2015, 2016, 2017 годы, а также пени по ним взыскана решениями судов, в связи с чем повторное привлечение к ответственности за одно и тоже правонарушение неправомерно.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции стороны участия не принимали, о явке в суд извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 6 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года № 322/66-111-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм - силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 0 рублей; свыше 100 до 150 л.с.-15 рублей, грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25,00 рублей, свыше 100л.с.до 150 - 40,00 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л.с. - 50,0 рублей, свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 65,0 рублей, свыше 250 л.с.-85 рублей, автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно -50 рублей.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что за Паниным А.С. зарегистрировано транспортное средство, подлежащее налогообложению:

- автомобиль BMW ***, государственный регистрационный знак .

В соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно положениям статей 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что Панин А.С. является собственником объекта недвижимости – жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), подлежащего налогообложению.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статья 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно статям 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом также установлено, что Панину А.С. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:

- земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: (адрес);

- земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: (адрес).

Факт принадлежности на праве собственности указанных земельных участков, объекта недвижимости и транспортного средства в 2018 году административным ответчиком не оспаривается.

В связи с наличием транспортного средства, земельных участков, а также объекта недвижимости, подлежащих налогообложению, в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 23 августа 2019 г.

Согласно данному уведомлению Панину А.С. исчислен транспортный налог за 2018 год в размере 45900 рублей, земельный налог за 2018 год в размере 2553 рубля, налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 789 рублей. Срок уплаты установлен до 2 декабря 2019 г.

Судебной коллегией расчёты исчисленных налогов проверены и признаются верными.

Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В связи с несвоевременным исполнением налогового уведомления от 23 августа 2019 г. в адрес налогоплательщика Панина А.С. направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 24 декабря 2019 г., в соответствии с которым административному ответчику необходимо уплатить:

- недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 45900 рублей;

- пени по транспортному налогу за период с 3 декабря по 23 декабря 2019 г. в размере 205,78 рубля;

- недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 2553 рубля;

- пени по земельному налогу за период с 3 декабря по 23 декабря 2019 г. в размере 11,45 рубля;

- недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 789 рублей;

- пени по налогу на имущество физических лиц за период с 3 декабря по 23 декабря 2019 г. в размере 3,54 рубля.

Срок исполнения установлен до 3 февраля 2020 г.

Налоговое уведомление и требование направлены административному ответчику по адресу регистрации: (адрес), что подтверждается списками почтовых отправлений.

Факт получения налогового уведомления и требования стороной административного ответчика не оспаривался.

Кроме того, обращаясь с настоящим административным исковым заявлением, налоговой инспекцией указано, что административным ответчиком Паниным А.С. за 2015-2016 годы несвоевременно произведена оплата по налогу на имущество физических лиц, в связи с чем в адрес налогоплательщика направлено требование по состоянию на 10 июля 2019 г., в соответствии с которым административному ответчику предложено оплатить пени в общей сумме 10488,92 рубля, в том числе пени по недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в размере 3262,45 рубля. Срок исполнения требования установлен до 5 ноября 2019 г.

Принимая во внимание, что налоговые требования в установленные сроки Паниным А.С. не исполнены, налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлениями о выдаче судебных приказов.

25 февраля 2020 г. мировым судьей судебного участка Оренбургского района Оренбургской области выдан судебный приказ в рамках налогового требования о взыскании с Панина А.С. задолженности по пени в размере 10489,92 рубля.

7 мая 2020 г. мировым судьей судебного участка Оренбургского района Оренбургской области выдан судебный приказ в рамках налогового требования о взыскании с Панина А.С. задолженности по налогам и пени в размере 49462,77 рубля.

5 июля 2021 г. определениями мирового судьи судебного участка № 2 Оренбургского района Оренбургской области, судебные приказы от 25 февраля 2020г. и от 7 мая 2020 г отменены в связи с возражениями Панина А.С.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Настоящее административное исковое заявление налоговым органом подано в суд 10 января 2022 г., то есть в срок, установленный законом, поскольку 05 января 2022 года является нерабочим днем, а 10 января 2022 г. – первый следующий за ним рабочий день.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу о том, что представленные административным истцом расчёты транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени по ним являются правильными, административным ответчиком доказательств уплаты в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда в части недоимки, указанной в требовании от 24.12.2019 года, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Что касается пеней, предъявленных к взысканию в требовании от 10.07.2019 года, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.

Вышеуказанным требованием административному ответчику предложено оплатить:

- пени по транспортному налогу в размере 6614,37 рубля, начисленные на сумму недоимки 24372 рубля;

- пени по налогу на имущество в размере 3262,45 рубля, начисленные на сумму недоимки 15616 рублей;

- пени по земельному налогу в размере 613,1 рубля, начисленные на сумму недоимки 1709 рублей.

В данном требовании суммы недоимки по налогам, на которые начислены пени, указаны справочно.

В дополнительных пояснениях, представленных представителем административного истца по запросу судебной коллегии, указано следующее:

- по налогу на имущество пени в сумме 3262,45 рубля состоят из пени в сумме 1 511,36 рубля, которая начислена на недоимку за 2015 год, и пени в сумме 1 751,09 рубля, начисленной на недоимку за 2016 год;

- по земельному налогу пени в сумме 613,10 рубля состоят из пени в сумме 165,41 рубля, начисленной на недоимку за 2014 год, пени в сумме 165,41 рубля, начисленной на недоимку за 2015 год, пени в сумме 171,70 рубля, начисленной на недоимку за 2016 год, пени в сумме 110,58 рубля, начисленной на недоимку за 2017 год;

- по транспортному налогу пени в сумме 3917,92 рубля состоят из пени в сумме 2 462,95 рубля, начисленной на недоимку за 2014 год, пени в сумме 1 123,49 рубля, начисленной недоимку за 2015 год (с учетом списания в части отказа по решению Оренбургского районного суда от 11.03.2019 г.), пени в сумме 331,48 рубля, начисленную на недоимку за 2017 год.

Указанные сведения подтверждаются расчетом пени, приложенным к ответу. Из данного расчета также усматривается, что в состав пени по транспортному налогу также входит сумма пени в размере 1847,3 рубля, начисленная на недоимку за 2016 год.

Исходя из содержания ст. ст. 46 - 48 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика (налогового агента), помимо обязанности по уплате (перечислению) налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Иными словами, пеня является для налогообязанного лица дополнительным платежом, производным от суммы основного долга (недоимки по налогу), и не может быть взыскана при отсутствии оснований для взыскания суммы налога, на которую они начислены (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 года № 381-О-П). Разграничение процедур взыскания налогов и пеней недопустимо в силу того, что дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. В связи с этим после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени уже не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению и не могут быть взысканы в принудительном порядке. Следовательно, при утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания недоимки утрачивается также возможность взыскания производного от суммы недоимки дополнительного платежа в виде пени.

Из материалов административного дела следует, что решением Центрального районного суда г. Оренбурга с Панина А.С. взыскана недоимка по налогу на имущество за 2015 год в размере 15616 рублей; решением Оренбургского районного суда от 11.03.2019 года с Панина А.С. взыскана недоимка по земельному налогу за 2016 год в размере 3288 рублей, недоимка по налогу на имущество за 2016 года в размере 18093 рубля, недоимка по транспортному налогу за 2016 года в размере 46139 рублей; решением Оренбургского районного суда от 17.02.2020 года с Панина А.С. взыскана недоимка по налогу на имущество за 2017 год в размере 1505 рублей, недоимка по земельному налогу за 2017 год в размере 2368 рублей, недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 7908 рублей.

Таким образом, недоимка по земельному налогу за 2016, 2017 годы, по налогу на имущество за 2015, 2016 годы, по транспортному налогу за 2016, 2017 годы взыскана судебными решениями, следовательно, возможность принудительного истребования данных сумм в бюджет налоговым органом не утрачена, а потому пени на указанные суммы начислены правомерно.

Относительно принятых мер по взысканию недоимок по земельному и транспортному налогам за 2014 и 2015 годы налоговым органом никаких доказательств суду не предоставлено, несмотря на направленный 05.07.2022 года запрос о предоставлении таких доказательств, а также разъяснение положений ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций.

При таких обстоятельствах судебная коллегия признает необоснованными требования налогового органа о взыскании с Панина А.С. пени по земельному налогу за 2014 год в размере 165,41 рубля, за 2015 год в размере 165,41 рубля, по транспортному налогу за 2014 год в размере 2462,95 рубля, за 2015 год в размере 1 123,49 рубля, поскольку, по мнению судебной коллегии, налоговый орган с учетом периодов, за которые начислены пени и отсутствия доказательств принятия мер по взысканию недоимок по налогам утратил возможность принудительного взыскания в бюджет налогов, что исключает возможность взыскания пени. В этой части решение суда подлежит изменению.

Довод апелляционной жалобы о том, что недоимка по земельному налогу, транспортному налогу и налогу на имущество за 2014, 2015, 2016, 2017 годы, а также пени по ним взыскана решениями судов, в связи с чем повторное привлечение к ответственности за одно и тоже правонарушение неправомерно, не могут служить основаниями для отмены постановленного по делу правильного решения, поскольку из приведенных положений судебных актов, а также материалов дела усматривается, что взысканные пени начислены за иные период неоплаты налога.

Также судебной коллегией отклоняется и довод апелляционной жалобы о том, что налоговой инспекцией пропущен срок исковой давности по взысканию налогов и пени за 2014-2018 годы.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).

Вынесение судебных приказов, а также обращение в суд с настоящим административным иском после отмены судебных приказов осуществлено в установленные пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

В соответствии с ч. 2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 22 марта 2022 г. изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

«Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области к Панину А.С. о взыскании недоимки по налогу на имущество и пени удовлетворить.

Взыскать с Панина А.С., (дата) рождения, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области:

- недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 45 900 рублей, пени в размере 2 384,56 рубля;

-налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2018 год в размере 789 рублей, пени в размере 3 265,99 рубля;

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2018 год в размере 2 553 рубля, пени в размере 293,73 рубля, а всего 55 186 рублей 28 копеек.

В остальной части исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области отказать.

Взыскать с Панина А.С. государственную пошлину в бюджет МО г.Оренбург в размере 1855 рублей 59 копеек.».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: