БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33а-4535/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 21.09.2017
Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе
председательствующего Наумовой И.В.,
судей Самыгиной С.Л., Фомина И.Н.
при секретаре Саликовой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения управления архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области об отказе в присвоении адреса объекту адресации
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 08.06.2017.
Заслушав доклад судьи Самыгиной С.Л., объяснения ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя управления архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области ФИО3, считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ФИО1 является собственником земельного участка площадью 900 кв.м с кадастровым номером №, отнесенного к землям населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного в селе Незнамово Старооскольского района Белгородской области.
27.02.2017 ФИО1 обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее по тексту – Управление архитектуры) с заявлением о присвоении принадлежащему ему земельному участку адреса.
Содержащимся в письме от 24.03.2017 №4-3-3/1106 решением Управления архитектуры заявителю отказано в присвоении адреса указанному объекту недвижимости в связи с тем, что согласно адресному плану села Незнамово, утвержденному Постановлением главы местного самоуправления города Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области от 27.05.2004 №196 «О присвоении наименования улицам и переулкам и установлении нумерации домов в селе Незнамово Незнамовского сельского округа Старооскольского района» (далее по тексту – Постановление от 27.05.2004 №196), на территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером №, отсутствует элемент уличной сети. На данной территории невозможно организовать элемент уличной сети при условии соблюдения требований действующего законодательства и, как следствие, невозможно разработать градостроительный план земельного участка.
04.05.2017 ФИО1 подал в суд административное исковое заявление о признании незаконным решения Управления архитектуры об отказе в присвоении адреса принадлежащему ему земельному участку с кадастровым номером №, о возложении на административного ответчика обязанности выдать справку о присвоении адреса данному объекту.
Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 08.06.2017 в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить судебный акт как постановленный при неправильном истолковании закона и неприменении закона, подлежащего применению.
Относительно апелляционной жалобы административным ответчиком поданы возражения.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам статьи 308 КАС Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных статьей 310 КАС Российской Федерации оснований для отмены постановленного судом решения.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что фактически адрес у принадлежащего ФИО1 земельного участка уже имеется, учитывая его постановку на кадастровый учет с указанием на его месторасположение в селе Незнамово Старооскольского района Белгородской области. Следовательно, он обращался с заявлением не о присвоении адреса, а о его конкретизации. Но поскольку на дату обращения с таким заявлением в непосредственной близости с земельным участком не были сформированы элементы уличной сети, а их формирование в соответствии с требованиями раздела 11 Свода Правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» невозможно в силу объективных причин, отказ Управления архитектуры в удовлетворении такого заявления является законным.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.
Из содержания пункта 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 28.12.2013 №443-ФЗ) органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
Пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, полномочия по установлению правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.
Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 19.11.2014 №1221 утвердило Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее – Правила).
По смыслу пункта 6 Правил присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.
В силу пункта 1.5 Порядка присвоения адресов объектам недвижимости и регистрации адресов на территории Старооскольского городского округа, утвержденного Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 15.05.2009 №305 присвоение адресов объектам недвижимости, регистрацию адресов в Адресном реестре, ведение дежурных адресных планов города Старый Оскол и сельских населенных пунктов Старооскольского городского округа осуществляет Управление архитектуры.
Таким образом, ФИО1 подал заявление о присвоении адреса земельному участку в орган, уполномоченный разрешать данный вопрос.
В статье 2 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ раскрыто понятие адреса – описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (пункте 1).
Согласно пункту 2 Правил к адресообразующим элементам относятся: страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; элементом планировочной структуры являются зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованию уникальности, то есть один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства.
В силу пункта 5 Правил, объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 47 Правил обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).
Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации (пункт 48).
Так, пунктом 49 Правил предусмотрено, что структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); номер земельного участка.
По смыслу приведенных положений Правил номер земельного участка является обязательным адресообразующим элементом такого рода объекта недвижимости, а наименование элемента улично-дорожной сети должно входить в структуру адреса земельного участка при наличии в населенном пункте, в котором расположен земельный участок, улично-дорожной сети.
На основании пункта 8 Правил присвоение адреса земельным участкам осуществляется в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
По смыслу пунктов 27, 29 Правил, заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником либо титульным владельцем объекта адресации по собственной инициативе, представителем такого лица, а в соответствующих случаях – также представителем собственников помещений в многоквартирном доме, членов садоводческого, огороднического и (или) дачного некоммерческого объединения граждан.
Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 данных Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения (пункт 41).
Согласно пункту 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 – 11 и 14 – 18 настоящих Правил.
Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Как усматривается из пунктов 5, 8 – 11 и 14 – 18 вышеуказанных Правил, отсутствие элемента улично-дорожной сети в непосредственной близости от земельного участка (перед фасадом объекта адресации), притом что в соответствии с представленным суду Постановлением главы местного самоуправления города Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области от 27.05.2004 №2196 в селе Незнамово Старооскольского района такая улично-дорожная сеть имеется, не является основанием для отказа в присвоении адреса объекту адресации, что не было принято судом первой инстанции во внимание.
Учитывая изложенное, а также то, что иных оснований для отказа в присвоении адреса принадлежащего административному истцу земельного участка в письме от 24.03.2017 №4-3-3/1106 не названо, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения Управления архитектуры.
Довод о том, что земельному участку уже присвоен адрес, содержащий обязательные адресообразующие элементы, при постановке его на кадастровый учет, приведен административным ответчиком без учета упомянутых ранее пунктов 3 и 49 Правил, по смыслу которых при отсутствии в структуре адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам дополнительных адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами, такой адрес не может соответствовать требованиям уникальности.
Утверждение Управления архитектуры в возражениях на апелляционную жалобу об отсутствии оснований для присвоения объекту адреса, поскольку административным истцом не было представлено сведений о подготовке документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, является неубедительным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
По смыслу названных законоположений заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.
Административным ответчиком не оспорено, что заявителем к заявлению были приложены все документы, перечисленные в пункте 34 Правил.
Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 29.10.2002 №150, в подпунктах 3.2.1 и 3.2.2 предусмотрено, что проект планировки – градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки по заказу застройщиков или органов местного самоуправления. Проект межевания территорий разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки соответствующими органами местного самоуправления или по заявкам собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 – 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 – 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Исходя из положений Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ орган местного самоуправления, предоставляющий государственные или муниципальные услуги, должен использовать все предоставленные ему законодательством возможности для получения необходимой информации и оказания муниципальной услуги, за которой обратился заявитель.
Положения о запрете истребовать у заявителя документы и информацию, не предусмотренную в качестве обязательной специальными правовыми нормами, подлежат применению в отношении всех видов документов и информации независимо от ее обладателя.
В этой связи предоставление заявителем сведений о подготовке документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не требовалось.
Принятое при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильном применении норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В целях восстановления нарушенного права ФИО1 судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление архитектуры обязанность присвоить адрес принадлежащему ему на праве собственности земельному участку с кадастровым номером № в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 №1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» и выдать справку о присвоении адреса указанному объекту недвижимости.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310, статьей 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 08.06.2017 отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение управления архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 24.03.2017 №4-3-3/1106 об отказе в присвоении адреса принадлежащему ФИО1 на праве собственности земельному участку с кадастровым номером №.
Возложить на управление архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области обязанность присвоить адрес принадлежащему ФИО1 на праве собственности земельному участку площадью 900 кв.м с кадастровым номером №, отнесенному к землям населенных пунктов, имеющему вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» и расположенному в селе Незнамово Старооскольского района Белгородской области, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 №1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» и выдать ФИО1 справку о присвоении адреса указанному объекту недвижимости.
Председательствующий
Судьи