ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4535/17 от 21.09.2017 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33а-4535/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 21.09.2017

Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе

председательствующего Наумовой И.В.,

судей Самыгиной С.Л., Фомина И.Н.

при секретаре Саликовой Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кальченко А.А. о признании незаконным решения управления архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области об отказе в присвоении адреса объекту адресации

по апелляционной жалобе Кальченко А.А.

на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 08.06.2017.

Заслушав доклад судьи Самыгиной С.Л., объяснения Кальченко А.А. и его представителя Панасенко В.Н., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя управления архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Комовой Н.Ю., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Кальченко А.А. является собственником земельного участка площадью 900 кв.м с кадастровым номером , отнесенного к землям населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного в селе Незнамово Старооскольского района Белгородской области.

27.02.2017 Кальченко А.А. обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее по тексту – Управление архитектуры) с заявлением о присвоении принадлежащему ему земельному участку адреса.

Содержащимся в письме от 24.03.2017 №4-3-3/1106 решением Управления архитектуры заявителю отказано в присвоении адреса указанному объекту недвижимости в связи с тем, что согласно адресному плану села Незнамово, утвержденному Постановлением главы местного самоуправления города Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области от 27.05.2004 №196 «О присвоении наименования улицам и переулкам и установлении нумерации домов в селе Незнамово Незнамовского сельского округа Старооскольского района» (далее по тексту – Постановление от 27.05.2004 №196), на территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером , отсутствует элемент уличной сети. На данной территории невозможно организовать элемент уличной сети при условии соблюдения требований действующего законодательства и, как следствие, невозможно разработать градостроительный план земельного участка.

04.05.2017 Кальченко А.А. подал в суд административное исковое заявление о признании незаконным решения Управления архитектуры об отказе в присвоении адреса принадлежащему ему земельному участку с кадастровым номером , о возложении на административного ответчика обязанности выдать справку о присвоении адреса данному объекту.

Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 08.06.2017 в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Кальченко А.А. просит отменить судебный акт как постановленный при неправильном истолковании закона и неприменении закона, подлежащего применению.

Относительно апелляционной жалобы административным ответчиком поданы возражения.

Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам статьи 308 КАС Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных статьей 310 КАС Российской Федерации оснований для отмены постановленного судом решения.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что фактически адрес у принадлежащего Кальченко А.А. земельного участка уже имеется, учитывая его постановку на кадастровый учет с указанием на его месторасположение в селе Незнамово Старооскольского района Белгородской области. Следовательно, он обращался с заявлением не о присвоении адреса, а о его конкретизации. Но поскольку на дату обращения с таким заявлением в непосредственной близости с земельным участком не были сформированы элементы уличной сети, а их формирование в соответствии с требованиями раздела 11 Свода Правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» невозможно в силу объективных причин, отказ Управления архитектуры в удовлетворении такого заявления является законным.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.

Из содержания пункта 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 28.12.2013 №443-ФЗ) органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, полномочия по установлению правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.

Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 19.11.2014 №1221 утвердило Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее – Правила).

По смыслу пункта 6 Правил присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.

В силу пункта 1.5 Порядка присвоения адресов объектам недвижимости и регистрации адресов на территории Старооскольского городского округа, утвержденного Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 15.05.2009 №305 присвоение адресов объектам недвижимости, регистрацию адресов в Адресном реестре, ведение дежурных адресных планов города Старый Оскол и сельских населенных пунктов Старооскольского городского округа осуществляет Управление архитектуры.

Таким образом, Кальченко А.А. подал заявление о присвоении адреса земельному участку в орган, уполномоченный разрешать данный вопрос.

В статье 2 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ раскрыто понятие адреса – описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (пункте 1).

Согласно пункту 2 Правил к адресообразующим элементам относятся: страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; элементом планировочной структуры являются зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованию уникальности, то есть один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства.

В силу пункта 5 Правил, объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

В силу пункта 47 Правил обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).

Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации (пункт 48).

Так, пунктом 49 Правил предусмотрено, что структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); номер земельного участка.

По смыслу приведенных положений Правил номер земельного участка является обязательным адресообразующим элементом такого рода объекта недвижимости, а наименование элемента улично-дорожной сети должно входить в структуру адреса земельного участка при наличии в населенном пункте, в котором расположен земельный участок, улично-дорожной сети.

На основании пункта 8 Правил присвоение адреса земельным участкам осуществляется в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

По смыслу пунктов 27, 29 Правил, заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником либо титульным владельцем объекта адресации по собственной инициативе, представителем такого лица, а в соответствующих случаях – также представителем собственников помещений в многоквартирном доме, членов садоводческого, огороднического и (или) дачного некоммерческого объединения граждан.

Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 данных Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения (пункт 41).

Согласно пункту 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 – 11 и 14 – 18 настоящих Правил.

Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Как усматривается из пунктов 5, 8 – 11 и 14 – 18 вышеуказанных Правил, отсутствие элемента улично-дорожной сети в непосредственной близости от земельного участка (перед фасадом объекта адресации), притом что в соответствии с представленным суду Постановлением главы местного самоуправления города Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области от 27.05.2004 №2196 в селе Незнамово Старооскольского района такая улично-дорожная сеть имеется, не является основанием для отказа в присвоении адреса объекту адресации, что не было принято судом первой инстанции во внимание.

Учитывая изложенное, а также то, что иных оснований для отказа в присвоении адреса принадлежащего административному истцу земельного участка в письме от 24.03.2017 №4-3-3/1106 не названо, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения Управления архитектуры.

Довод о том, что земельному участку уже присвоен адрес, содержащий обязательные адресообразующие элементы, при постановке его на кадастровый учет, приведен административным ответчиком без учета упомянутых ранее пунктов 3 и 49 Правил, по смыслу которых при отсутствии в структуре адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам дополнительных адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами, такой адрес не может соответствовать требованиям уникальности.

Утверждение Управления архитектуры в возражениях на апелляционную жалобу об отсутствии оснований для присвоения объекту адреса, поскольку административным истцом не было представлено сведений о подготовке документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, является неубедительным.

В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

По смыслу названных законоположений заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.

Административным ответчиком не оспорено, что заявителем к заявлению были приложены все документы, перечисленные в пункте 34 Правил.

Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 29.10.2002 №150, в подпунктах 3.2.1 и 3.2.2 предусмотрено, что проект планировки – градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки по заказу застройщиков или органов местного самоуправления. Проект межевания территорий разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки соответствующими органами местного самоуправления или по заявкам собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 – 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

В силу части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 – 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Исходя из положений Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ орган местного самоуправления, предоставляющий государственные или муниципальные услуги, должен использовать все предоставленные ему законодательством возможности для получения необходимой информации и оказания муниципальной услуги, за которой обратился заявитель.

Положения о запрете истребовать у заявителя документы и информацию, не предусмотренную в качестве обязательной специальными правовыми нормами, подлежат применению в отношении всех видов документов и информации независимо от ее обладателя.

В этой связи предоставление заявителем сведений о подготовке документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не требовалось.

Принятое при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильном применении норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В целях восстановления нарушенного права Кальченко А.А. судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление архитектуры обязанность присвоить адрес принадлежащему ему на праве собственности земельному участку с кадастровым номером в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 №1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» и выдать справку о присвоении адреса указанному объекту недвижимости.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310, статьей 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 08.06.2017 отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным решение управления архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 24.03.2017 №4-3-3/1106 об отказе в присвоении адреса принадлежащему Кальченко А.А. на праве собственности земельному участку с кадастровым номером .

Возложить на управление архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области обязанность присвоить адрес принадлежащему Кальченко А.А. на праве собственности земельному участку площадью 900 кв.м с кадастровым номером , отнесенному к землям населенных пунктов, имеющему вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» и расположенному в селе Незнамово Старооскольского района Белгородской области, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 №1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» и выдать Кальченко А.А. справку о присвоении адреса указанному объекту недвижимости.

Председательствующий

Судьи