Дело № 33а-4542/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 19 июля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Астапенко С.А.
судей Морозовой С.Г. и Муратовой С.В.
при секретаре Епифанцевой Н.В.
рассмотрела дело по частной жалобе ГУП «Водоканал Ленинградской области» на определение судьи Волховского городского суда Ленинградской области от 4 июня 2018 года о прекращении производства по делу.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения представителей ФИО1 – от административного истца ГУП «Водоканал Ленинградской области», ФИО2 – от заинтересованного лица комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, поддержавших доводы частной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Государственное унитарное предприятие «Водоканал Ленинградской области» обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, которым просил признать не действующим полностью со дня его принятия постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18 декабря 2017 г. № 4069 «Об отмене постановлений администрации муниципального образования город ФИО3 Волховского муниципального района Ленинградской области: от 16 августа 2010 г. № 584 «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. Волхова и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова»; от 19 октября 2010 г. № 689 «О внесении изменений в постановление главы администрации МО г. ФИО3 № 584 от 16 августа 2010 г.».
ГУП «Водоканал Ленинградской области» считает постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18 декабря 2017 г. № 4069 не соответствующим закону, имеющему большую юридическую силу, и нарушающим права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по следующим основаниям.
Пунктом 61 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 предусмотрено, что именно органы местного самоуправления или уполномоченная ими организация водопроводно-канализационного хозяйства обязаны устанавливать нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Такие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а именно перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов на территории г.Волхова были утверждены постановлением администрации МО город ФИО3 Волховского муниципального района Ленинградской от 16.08.2010 г. № 584 «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. Волхова и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова».
Указанное постановление от 16 августа 2010 г. № 584 от 16.08.2010 вынесено в установленном законом порядке, уполномоченным на то органом местного самоуправления, соответствовало требованиям законодательства, действующим на дату его вынесения. Оснований для его отмены не имелось. Постановление № 584 от 16.08.2010 позволяло ГУП «Леноблводоканал», как организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществлять контроль сбрасываемых сточных вод абонентами через централизованные сети водоотведения в водный объект - реку ФИО3, что в свою обеспечивало принципы платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде и стимулировало Абонентов к недопущению несанкционированных сбросов загрязняющих веществ.
Административный истец считает, что постановление от 18 декабря 2017 г. № 4069, отменившее предельно допустимые нормативы сбросов, вынесено администрацией необоснованно и с нарушением процедуры отмены нормативно-правовых актов.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента.
Ввиду того, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод принимаются во исполнение прямого указания на это в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу, и содержат принятые в развитие положений этих актов нормы, органы местного самоуправления обязаны обеспечить наличие действующего в любой момент времени на территории соответствующих муниципальных образований нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или муниципальных правовых актов, делегирующих право на установление таких нормативов организациям водопроводно-канализационного хозяйства.
В силу ошибочного толкования административным ответчиком норм закона, сложилась ситуация, при которой единственный субъект, уполномоченный и обязанный на установление нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в системы канализации на территории Волховского муниципального района их отменил, отрицая наличие у последнего полномочий на установление нормативов.
Постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18 декабря 2017 №4069 не соответствует следующим нормативно - правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Федеральному закону от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167; Областному закону Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области"; Постановлению Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области".
ГУП «Леноблводоканал» является организацией водоснабжения и водоотведения, в том числе на территории Волховского района Ленинградской области.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Плата вносится природопользователями, то есть лицами, непосредственно осуществляющими сбросы сточных вод в водный объект. Поскольку конечный сброс в водный объект сточных вод, отводимых от абонентов, осуществляет после очистки ГУП «Леноблводоканал», последнее вносит плату за негативное воздействие на водный объект.
В суде первой инстанции представитель административного ответчика администрации Волховского муниципального района ФИО4 заявила ходатайство о прекращении производства по делу, полагая, что данный спор подведомственен арбитражному суду.
Представители административного истца ФИО1 и заинтересованного лица ФИО2 возражали против удовлетворения ходатайства представителя административного ответчика.
Определением судьи Волховского городского суда Ленинградской области от 4 июня 2018 года производство по данному административному исковому заявлению прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.
Не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного судом определения, представителем ГУП «Водоканал Ленинградской области» подана частная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене, поскольку нарушены нормы процессуального права. Полагает, что административное исковое заявление должно быть рассмотрено по нормам Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18 декабря 2017 г. № 4069 является нормативным правовым актом и его оспаривание к компетенции арбитражного суда не относится.
Проверив дело, обсудив доводы частной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Определение вида судопроизводства зависит от характера предъявленных требований.
Статьей 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Прекращая производство по административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что настоящий спор связан с осуществлением административным истцом предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ГУП «Водоканал Ленинградской области» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому заявленные требования не могут быть рассмотрены в порядке, установленном КАС РФ, а подлежат рассмотрению арбитражным судом.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку административный истец оспаривает решение уполномоченного органа местного самоуправления, которое является нормативным правовым актом.
Пунктом 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П предусмотрено, что нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.
Как указано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Предметом административного иска ГУП «Водоканал Ленинградской области» является обжалование постановления администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18 декабря 2017 г. № 4069 «Об отмене постановлений администрации муниципального образования город ФИО3 Волховского муниципального района Ленинградской области: от 16 августа 2010 г. № 584 «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. Волхова и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова»; от 19 октября 2010 г. № 689 «О внесении изменений в постановление главы администрации МО г. ФИО3 № 584 от 16 августа 2010 г.».
Из содержания оспариваемого постановления усматривается, что Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Волхова распространяются на организацию водопроводно-канализационного хозяйства, промышленные предприятия, организации и учреждения, сбрасывающие сточные воды в системы коммунальной канализации, обслуживаемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, устанавливают нормативы по качеству сточных вод абонентов, принимаемых в системы канализации, находящиеся в хозяйственном ведении организации водопроводно-канализационного хозяйства, порядок установления допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, являются обязательными для всех абонентов, отводящих сточные воды в системы канализации.
К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова устанавливает основные положения корректировки платы, взимаемой организацией водопроводно-канализационного хозяйства г. Волхова с абонентов, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации, основания для рассмотрения вопроса о корректировке допустимых концентраций.
Из указанного следует, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых этим постановлением.
Судебная коллегия приходит к выводу, что постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18 декабря 2017 г. № 4069 соответствует перечисленным в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 признакам, поскольку оспариваемый акт издан в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, направлен на урегулирование общественных отношений, рассчитан на неоднократное применение, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга организаций.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Главой 21 указанного Кодекса предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (ч.1 ст. 208 КАС РФ).
При таких данных у суда отсутствовали основания для прекращения производства по административному делу.
Таким образом, обжалуемое определение Волховского городского суда о прекращении производства по административному делу подлежит отмене как принятое с существенным нарушением норм процессуального права, без устранения которого невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца, а административное дело возвращению в суд первой инстанции для рассмотрении по существу.
Руководствуясь статьями 309, 310, 314, 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
определение судьи Волховского городского суда Ленинградской области от 4 июня 2018 года отменить, административное дело по административному иску ГУП «Водоканал Ленинградской области» о признании не действующим со дня принятия постановления администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18.12.2017 № 4069 направить в Волховский городской суд Ленинградской области для рассмотрения по существу.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Судья Кузнецова Л.А.