Судья – Гареева С.Ю. Дело <...>
<...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 декабря 2019 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Морозова Н.А., рассмотрев материал по частной жалобе ФИО1 на определение Первомайского районного суда г.Краснодара от 03 сентября 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ПАО Сбербанк в лице Краснодарского отделения № 8619 о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении исполнительного листа.
Определением Первомайского районного суда г.Краснодара от 03 сентября 2019 года в принятии административного иска ФИО1 отказано.
Не согласившись с указанным определением, заявитель подала частную жалобу, которой просит определение суда первой инстанции отменить, разрешить вопрос по существу.
В соответствии со ст. 315 КАС РФ частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей (часть 1). Рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные ст. 305 настоящего Кодекса (часть 2). Частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда (часть 2.1).
Исследовав материалы, проверив и обсудив доводы частной жалобы, судья не усмотрела оснований для отмены определения суда.
Статья 1 КАС РФ определяет предмет регулирования и сферу действия данного Кодекса.
В ч.1 ст.1 КАС РФ, определяющей предмет регулирования данного Кодекса, названы две категории административных дел, рассматриваемых и разрешаемых Верховным судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями в порядке, предусмотренном КАС РФ: возникающие из административных и иных публичных правоотношений административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, и административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Положения ч.ч.2 и 3 ст.1 КАС РФ перечисляют отдельные виды административных дел двух названных категорий.
Как разъяснено в п.1 Постановления Пленума ВС России 2016 г. №36, исходя из закрепленного ч. 2 ст.46 Конституции РФ права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст.1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный суд РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:
- о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч.1 и 2 ст.1 КАС РФ);
- связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в т.ч.административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.1 и 3 ст.1 КАС РФ).
Там же разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно ч.ч. 4 и 5 ст. 38 КАС РФ, под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
Таким образом, административным ответчиком может выступать структура, не наделенная правами юридического лица, к полномочиям которой отнесено осуществление публичной функции.
При таких обстоятельствах, поскольку из административного искового заявления следует, что требования предъявлены юридическому лицу, не наделенному властными полномочиями, то требования административного истца подлежат рассмотрению в порядке, установленном ГПК РФ, поскольку разрешение данного требования не входит в предмет регулирования КАС РФ.
Доводы частной жалобы не могут быть приняты судьей краевого суда в качестве основания к отмене определения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм процессуального права.
Поскольку нарушений норм процессуального права судьей краевого суда не установлено, определение районного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 315, 316 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Первомайского районного суда г.Краснодара от 03 сентября 2019 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья: