ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4568/19 от 19.03.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-4568/2019

Смирнова О.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 19 марта 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Чуфистова И.В.

судей

Стаховой Т.М.,

Головкиной Л.А.

при секретаре

Журко А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-7401/2018 по апелляционной жалобе администрации Калининского района Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 15 ноября 2018 года по административному иску Вайнорес П. И. к администрации Калининского района Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения о снятии с учёта нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, решения об отказе в восстановлении на учёте

Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., выслушав объяснения представителя административного истца Вайнорес П.И.Шаповаловой Е.В. (по доверенности), судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Вайнорес П.И. обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным распоряжение администрации Калининского района Санкт-Петербурга от <дата>№...-р о снятии с учёта нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий истца и членов её семьи <...> на основании заявления.

В этом же иске Вайнорес П.И. просила признать незаконным отказ районной администрации от 06 июля 2018 года №... в восстановлении истца и членов её семьи на учёте нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права Вайнорес П.И. просила суд возложить на администрацию Калининского района Санкт-Петербурга обязанность восстановить её, <...>М. на указанном виде учёта.

В обоснование поданного в суд иска Вайнорес П.И. ссылалась на то обстоятельство, что с июля 2008 года она с составом семьи из трёх человек состояла на учёте нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, однако распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от <дата> она совместно с супругом и сыном оказалась снята с учёта с указанием на личное заявление, содержащее просьбу о снятии с учёта.

По мнению истца, распоряжение администрации Калининского района Санкт-Петербурга о снятии с учёта и последующий отказ в восстановлении семьи истца на учёте приняты с нарушением установленного законодательством порядка, поскольку семья истца не обеспечена жилым помещением для постоянного (бессрочного) проживания, квартира по договору коммерческого найма предоставлена им в пользование временно.

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2018 года требования Вайнорес П.И. удовлетворены - признано незаконным распоряжение администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 25 февраля 2014 года №...-р о снятии Вайнорес П.И. и членов её семьи - <...> с учёта нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Этим же решением на администрацию Калининского района Санкт-Петербурга возложена обязанность восстановить истца и членов её семьи на учёте нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий с даты первичной постановки на учёт.

В апелляционной жалобе администрация Калининского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.

Представитель административного ответчика администрации Калининского района Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явился; о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом посредством факсимильной связи. Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

Согласно выписке из распоряжения администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 30 июля 2008 года №...Вайнорес П.И. с супругом <...> и сыном <...> принята на учёт в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в связи с жилищной обеспеченностью каждого члена семьи 9,95 кв.м. общей площади жилого помещения – менее учётного норматива, установленного статьёй 7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» (далее Закон Санкт-Петербурга о содействии в улучшении жилищных условий) (л.д.155).

<дата> между Вайнорес П.И., с одной стороны, и Санкт-Петербургским ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга», с другой стороны, а также Санкт-Петербургским ГБУ «Горжилобмен», заключён договор №... найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга, в соответствии с условиями которого Вайнорес П.И. передана за плату во временное владение и пользование квартира <адрес>, общей площадью 56,8 кв.м.; <...>. (супруг истца) и несовершеннолетний <...>, вселены в указанное жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя (л.д.24-30).

<дата>Вайнорес П.И. и <...> подали на имя главы администрации Калининского района Санкт-Петербурга заявления, в которых просили снять их совместно с несовершеннолетним сыном с учёта нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (л.д. 69,70).

Распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от <дата>№...Вайнорес П.И., <...> сняты с учета нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий с указанием в качестве основания принятого распоряжения на предоставление жилого помещения из жилищного фонда коммерческого использования (л.д. 66).

<дата>Вайнорес П.И. обратилась в жилищный отдел администрации Калининского района Санкт-Петербурга с заявлением о восстановлении её и членов семьи на учёте нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (л.д.56).

Письмом от <дата>№...Вайнорес П.И. уведомлена о принятом решении об отказе в восстановлении на указанном виде учёта со ссылкой на обеспечение жилым помещением из жилищного фонда коммерческого использования и наличие личного заявления о снятии с учёта (л.д. 54).Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции указал, что временное предоставление Вайнорес П.И. и членам её семьи жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга является основанием для снятия их с учёта нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан», однако не влечет за собой снятие семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма, в связи с чем оспариваемое решение подлежит отмене.

Выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга о содействии в улучшении жилищных условий, содействие в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учёт нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с этим же Законом Санкт-Петербурга.

До 01 июля 2011 года пункт 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга о содействии в улучшении жилищных условий, в качестве одной из форм такого содействия предусматривал как предоставление по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, так и предоставление возможности приобретения жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования и иных жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, целевым назначением, в том числе на льготных условиях.

В связи с внесённым законом Санкт-Петербурга от 14 июня 2011 года № 359-68 изменениями в Закон Санкт-Петербурга о содействии в улучшении жилищных условий, с 01 июля 2011 года такая форма содействия, как предоставление по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, исключена.

С указанной даты, формой оказания содействия связанной с жилыми помещениями жилищного фонда коммерческого использования, считается только предоставление возможности приобретения таких помещений, целевым назначением.

В соответствии со статьей 13 Закона Санкт-Петербурга о содействии в улучшении жилищных условий, граждане подлежат снятию с жилищного учета в частности в случаях оказания им содействия в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга или предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге, а также подачи ими в уполномоченный орган заявления о снятии с жилищного учета (подпункты 1, 2 пункта 1).

Таким образом, в отличие от таких форм содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, как получение гражданином от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, поступающих в собственность гражданина, предоставление возможности приобретения жилых помещений целевым назначением, предоставление жилого помещения коммерческого использования по договору носит временный (срочный) характер.

Следовательно, до момента предоставления гражданину возможности выкупа жилого помещения коммерческого использования (в случае одобрения заявления гражданина уполномоченным органом) сама по себе передача гражданину во временное пользование такого жилого помещения не может расцениваться в качестве основания, указанного в пункте 4 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, как для снятия с его учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, так и для снятия с учёта нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, однако, в силу пункта 1 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта 2 пункта 1 статьи 13 Закона Санкт-Петербурга о содействии в улучшении жилищных условий факт подачи гражданином заявления о снятии его с учёта является самостоятельным основанием для принятия районной администрацией соответствующего решения.

При вынесении решения судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что семья Вайнорес П.И. на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состояла и была принята только на учёт нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Учитывая, что Вайнорес П.И. и членам её семьи в дополнение к занимаемой площади в квартире <адрес> предоставлена квартира по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, то при получении заявления Вайнорес П.И.<...> о снятии их с учёта у районной администрации имелись предусмотренные законом основания для принятия оспариваемых решения о снятии с учёта, а также решения об отказе в восстановлении на указанном виде учёта.

Самостоятельного заявления о принятии на учёт нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в качестве гражданина избравшего в качестве формы содействия приобретение жилых помещений целевым назначением (подпункт 1 пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 02.05.2006 N 169-27 "О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга", абзац четвёртый пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга о содействии в улучшении жилищных условий) Вайнорес П.И. в администрацию района после снятия её с учёта не обращалась.

Поскольку правовые основания для признания незаконными оспариваемых актов администрации Калининского района Санкт-Петербурга отсутствуют, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленного с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для дела (пункты 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2018 года по делу № 2а-7401/2018 отменить.

В удовлетворении административного иска Вайнорес П. И. к администрации Калининского района Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжение от <...> отказать.

Председательствующий:

Судьи: