Судья Сурганов О.В. Дело № 33а-4572/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Машкиной И.М.,
судей Вдовиченко С.В., Пристром И.Г.,
при секретаре Тырышкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 29 июля 2019 года административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Вуктыл" на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 20 мая 2019 года, по которому признано бездействие администрации городского округа "Вуктыл" по непроведению мероприятий по инициированию признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции незаконным.
Возложена обязанность на администрацию городского округа "Вуктыл", в течение одного месяца после вступления решения в законную силу, привлечь специализированную организацию для проведения обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, и получения заключения специализированной организации, предусмотренного подпунктом "г" пункта 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
В случае получения заключения специализированной организации об аварийном состоянии многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика <Адрес обезличен>, в течение одного месяца после получения заключения, на администрацию городского округа "Вуктыл" возложена обязанность подготовить и представить в отношении данного дома документы, указанные в пункте 44 и пункте 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 в межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для принятия решения, предусмотренного пунктом 47 указанного Положения.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия
установила:
Терзиманов С.Ш. и Егоров А.З. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа "Вуктыл" (далее - администрация ГО "Вуктыл") о признании незаконным бездействия по непроведению мероприятий по инициированию признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, возложении обязанности на административного ответчика в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу привлечь специализированную организацию для проведения обследования указанного многоквартирного жилого дома и получения заключения специализированной организации, предусмотренного пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, а в случае получения заключения специализированной организации об аварийном состоянии вышеуказанного многоквартирного жилого дома возложения на административного ответчика обязанности в течение одного месяца после получения заключения по подготовке и представлению в отношении данного дома документов, указанных в пунктах 44, 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 № 47 в Межведомственную комиссию по признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для принятия решения, предусмотренного пунктом 47 указанного Положения.
В обоснование требований указано, что они являются нанимателями квартиры <Адрес обезличен> в указанном доме, находящейся в собственности муниципального жилищного фонда ГО "Вуктыл". В 2001 году в результате комиссионного обследования спорного дома установлено, что состояние всех строительных конструкций дома ремонту не подлежало и требовало полной замены на новые, в связи с чем было указано на необходимость предоставления других пригодных для проживания жилых помещений. Обращения административного истца Терзиманова С.Ш. о проведении обследования указанного жилого дома межведомственной комиссией для дальнейшего признания дома аварийным административным ответчиком оставлены без внимания, помимо сообщения о том, что визуальное обследование данного жилого дома невозможно ввиду отсутствия транспортной схемы.
Административные истцы, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимали, представитель административного ответчика в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе руководитель администрации ГО "Вуктыл" просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает на то, что согласно пункту 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением администрации ГО "Вуктыл" от 16.08.2016 № 08/356, пункту 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 данная услуга носит заявительный характер, полагая, что инициатива должна исходить от лица, в чем непосредственном пользовании находятся помещения. Однако в администрацию ГО "Воркута" в 2018-2019 годах заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания от административных истцов не поступало, как не поступало и сообщений от нанимателя о неисправности жилого помещения в этот же период, в связи с чем у администрации не было оснований полагать, что жилой дом с 2017 года приведен в неудовлетворительное состояние, принимая во внимание, что межведомственной комиссией в 2017 году на основании заявления Терзиманова С.Ш. проведено визуальное обследование жилого помещения (квартиры) № 4 указанного дома и принято решение об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились.
От представителя административного истца Терзиманова С.Ш. - Пастухова Е.В. заявлено ходатайство о проведении судебного заседания по настоящему делу путем использования систем видеоконференц-связи через Ухтинский городской суд Республики Коми по месту его жительства.
Обсудив данное ходатайство, судебная коллегия не усматривает оснований для его удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 142 КАС РФ в случае, если для правильного рассмотрения и разрешения административного дела необходимо присутствие в судебном заседании лица, которое по объективным причинам не имеет такой возможности, вопрос о его участии в судебном заседании разрешается судом (по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе суда) путем использования систем видеоконференц-связи при наличии такой технической возможности.
По смыслу части 6 статьи 142 КАС РФ вопрос об использовании систем видеоконференц-связи при рассмотрении апелляционной жалобы разрешается по усмотрению суда апелляционной инстанции.
Административный истец Терзиманов С.Ш., чьи интересы представляет Пастухов Е.В., надлежаще и своевременно извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, каких-либо ходатайств им не заявлено. Доказательств уважительности причин неявки в суд апелляционной инстанции в обоснование ходатайства о проведении судебного заседания по настоящему делу путем использования систем видеоконференц-связи представителем административного истца не представлено.
Судебная коллегия не усматривает оснований для признания обязательной явку сторон, в том числе и административного истца Терзиманова С.Ш. и его представителя.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст. ст. 150, 307 КАС РФ.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что все квартиры в 4-х квартирном доме <Адрес обезличен> находятся в муниципальной собственности ГО "Вуктыл".
Терзиманов С.Ш. на основании договора социального найма жилого помещения от 16.02.2017 <Дата обезличена>, заключенного с администрацией ГО "Вуктыл", является нанимателем жилого помещения - квартиры <Номер обезличен> в спорном доме. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен брат - Егоров ФИО9, <Дата обезличена> г.р. Оба административных истца имеют регистрацию по указанному адресу: Терзиманов С.Ш. с <Дата обезличена>, Егоров А.З. с <Дата обезличена>, по месту регистрации не проживают. Жилое помещение является двухкомнатной квартирой, общей площадью ... кв.м.
02.03.2017 Терзиманов С.Ш. обратился в администрацию ГО "Вуктыл" с заявлением о признании жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> непригодным для проживания.
В соответствии с пунктом 1 решения протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории ГО "Вуктыл" от 29.09.2017, основания для признания жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: <Адрес обезличен>, непригодным для проживания не выявлены. Предложено нанимателю Терзиманову С.Ш. во исполнение положений пунктов 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6 заключенного договора социального найма жилого помещения привести занимаемое жилое помещение в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к жилым помещениям.
Об указанном решении Терзиманов С.Ш. извещен администрацией ГО "Вуктыл" 26.12.2017 за исх.№ 13379. Решение межведомственной комиссии от 29.09.2017 Терзимановым С.Ш. не обжаловалось.
10.01.2019 Терзиманов С.Ш. обратился в администрацию ГО "Вуктыл" с заявлением о предоставлении акта обследования жилого дома по адресу: <Адрес обезличен>, составленный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Из ответа исх. № 991 от 07.02.2019 администрации ГО "Вуктыл" Терзиманову С.Ш. следует, что акт обследования жилого помещения (квартиры) № 4, расположенной по адресу: <Адрес обезличен> будет оформлен после проведения визуального обследования названного жилого помещения при наличии транспортной схемы.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь пунктами 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 8, 9 части 1 чтатьи 14, частью 4 статьи 15, частями 1 и 2, пунктом 2 части 5, пунктом 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, пунктом 11 Положения о государственном жилищном контроле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, пунктами 1, 2, 7, 42, 44-47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, исходил из того, что на орган местного самоуправления законодательно возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лица, поэтому именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования дома.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что администрация ГО "Вуктыл" в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью принадлежащего ей жилого помещения и дома, в котором оно находится, расположенных по адресу: <Адрес обезличен> и собственником которых является, их соответствие требованиям жилищного законодательства. Неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в соответствии с заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, дальнейшим использованием помещений.
По вышеуказанным основаниям суд признал административные исковые требования Терзиманова С.Ш. и Егорова А.З. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С такой позицией судебная коллегия согласиться не может.Согласно положениям части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть принято судом, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Для удовлетворения административного иска об оспаривании бездействий (действий) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходима совокупность одновременно двух условий: совершение органом, организацией, лицом, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, бездействия в нарушение требований закона, предписывающих им совершение каких-либо действий или принятие каких-либо решений, и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца этим бездействием. При отсутствии одного из указанных условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Статьей 16 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (пункты 6 и 8 статья 2).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 5).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Инициировать данную процедуру вправе как собственники помещения, так и граждане (наниматели), либо комиссия приступает к работе на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
К бездействию органов местного самоуправления относится неисполнение органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми актами.
Материалы дела не содержат бесспорных доказательств бездействия администрации муниципального образования по исполнению полномочий по контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, указанные обстоятельства не установлены судом первой инстанции.
На территории городского округа "Вуктыл" создана межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании постановления № 08/356 от 16 августа 2016 г. администрации ГО "Вуктыл" был утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Из п.1.1 данного административного регламента следует, что настоящий административный регламент разработан в целях упорядочения административных процедур и административных действий, повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги, сокращения срока предоставления муниципальной услуги.
Пунктом 1.2 вышеуказанного административного регламента предусмотрено, что заявителями являются собственники жилых помещений, правообладатели жилых помещений, наниматели жилых помещений.
В 2017 году межведомственной комиссией принято решение, что оснований для признания жилого помещения (квартиры), в котором проживают административные истцы, непригодным для проживания не выявлено.
Сведений о том, что административные истцы обращались в 2018-2019 в межведомственную комиссию в установленном законом порядке, с заявлениями о признании жилого дома непригодным для проживания, и им отказано в принятии таких обращений, в материалах дела не содержится.
Допустимых и убедительных доказательства того, что дом находится в ветхом, аварийном состоянии, имеется значительный износ строительных конструкций, в частности, технической документации на дом, акты обследования технического состояния дома, заключения соответствующих организаций (ГЖИ, Роспотребнадзор и т.п.) представлены не были.
Представленные административными истцами фотоматериалы и письмо Муниципального учреждения "Вуктыльская служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" от 07.07.2001 №501, согласно которому состояние всех строительных конструкций дома ремонту не подлежит и требует полной их замены на новые, не являются достаточными доказательствами, поскольку в последующем решением межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории ГО "Вуктыл" от 29.09.2017 основания для признания спорного жилого помещения непригодным для проживания не выявлены.
Понуждение административного ответчика, как собственника жилых помещений (квартир), нанимателями которых являются административные истцы, при наличии у них равного права, к обращению в межведомственную комиссию с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Согласно статье 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Обжалуемое решение суда данным требованиям закона не отвечает.
Кроме этого, предъявленные административными истцами требования в пункте 3 административного искового заявления в том виде, как заявлены, не могут быть удовлетворены, поскольку по смыслу нормы статьи 180 КАС РФ о содержании решения, недопустимо вынесение решений, исполнение которых ставится в зависимость от наступления или ненаступления определенных условий.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции не учел указанные обстоятельства, поэтому судебная коллегия считает необходимым его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 20 мая 2019 года отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Терзиманова С.Ш. и Егорова А.З. о признании незаконным бездействия по не проведению мероприятий по инициированию признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; возложении на администрацию городского округа "Вуктыл" обязанности, в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу, привлечь специализированную организацию для проведения обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, и получения заключения специализированной организации, предусмотренного подпунктом "г" пункта 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47; а в случае получения заключения специализированной организации об аварийном состоянии многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, в течение одного месяца после получения заключения, возложить на администрацию городского округа "Вуктыл" обязанность подготовить и представить в отношении данного дома документы, указанные в пункте 44 и пункте 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 № 47 в Межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для принятия решения, предусмотренного пунктом 47 указанного Положения - отказать в полном объеме.
Председательствующий
Судьи