<адрес> районный суд РД
Судья ФИО9
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от <дата> по делу №, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО9.,
судей ФИО9 и ФИО9.,
при секретаре ФИО9,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан (далее – МО СП «<адрес>» <адрес> РД) ФИО9 на решение <адрес> районного суда Республики Дагестан от <дата> по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО9 в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД о возложении обязанности разработать и принять меры по противодействию коррупции со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Заслушав доклад судьи ФИО9, Судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора <адрес> РД ФИО9 обратился в суд с иском к администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД об обязании разработки и принятия мер по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявления указано, что проведённой прокуратурой <адрес> РД проверкой исполнения органами местного самоуправления <адрес> РД законодательства о противодействии коррупции в части принятия мер по её предупреждению установлено, что предусмотренные Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 меры по предупреждению коррупции в администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД до настоящего времени не разработаны и не приняты. Просит обязать администрацию МО СП «<адрес>» <адрес> РД разработать и принять меры по противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Бездействием администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД в сфере противодействия коррупции нарушаются интересы государства, так как основные направления противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены федеральным законодательством. Кроме того, коррупция во всех своих проявлениях, наносит ущерб государству в целом.
Решением Сергокалинского районного суда аджиалиевой Е.В. ой Республики Дагестан от <дата> постановлено:
«Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> о возложении обязанности разработать и принять меры по противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», удовлетворить в полном объёме.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> разработать и принять меры по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу».
На указанное решение главой МО СП «<адрес>» <адрес> РД ФИО9 подана апелляционная жалоба, в которой он оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы главой МО СП «<адрес>» <адрес> РД ФИО9 указано, что работники администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД не знали и никто их не уведомлял о необходимости разработки и принятии мер по противодействию коррупции.
Помощником прокурора <адрес> РД ФИО9 поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель прокуратуры Республики Дагестан ФИО9 просил решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Ратификация Российской Федерацией Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции и конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, распространённость коррупционных правонарушений требуют исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, а также создания необходимых организационных предпосылок для этого.
Цели Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31.10.2003 г.) заключаются в содействии принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ одним из принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ установлено, что основными принципами противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ усматривается, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 08.11.2013г. утверждены «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» (далее - Методические рекомендации).
Задачами указанных Методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.
Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ предусмотрено, что в случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, органом местного самоуправления МО СП «<адрес>» меры по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не разрабатывались и не принимались.
Данное в суде не отрицалось и представителем администрации МО СП «<адрес>», подтвердившим, что указанные меры по предупреждению и противодействию коррупции на территории муниципального образования сельского поселения не разработаны и не приняты.
С учетом изложенного, требования прокурора обоснованно удовлетворены.
Доводы апеллянта о невозможности реализации решения суда ввиду незнания требований указанного законодательства и отсутствия поручений других лиц на их выполнение не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку приведенное выше законодательство не связывает выполнение его требований с указанными доводами апеллянта.
Кроме того, судом в соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ на апеллянта возложена обязанность об исполнении решения суда в месячный срок со дня вступления в законную силу, который является достаточным и реальным для исполнения возложенной обязанности.
Поскольку судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи