Судья Куликова Л.Н. Дело № 33а-4593/2015
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Киров 29 октября 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи | Опалева О.М. |
судей | ФИО1, ФИО2 |
с участием прокурора | Шибановой Н.Е. |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Муниципального образования «Лебяжское городское поселение» Лебяжского района Кировской области на решение Советского районного суда Кировской области от 31 августа 2015 года по делу по исковому заявлению прокурора Лебяжского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Лебяжское городское поселение» Лебяжского района Кировской области в лице администрации Лебяжского городского поселения Лебяжского района Кировской области об устранении нарушений природоохранного законодательства, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Лебяжского района Кировской области в защиту интересов неопределённого круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование Лебяжское городское поселение в лице Муниципального казённого учреждения Администрация Лебяжского городского поселения Лебяжского района Кировской области принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в <адрес>, на заброшенном поле. Координаты свалки 57o23.638" с.ш. и 49o29.535"в.д., общая площадь - 0,12 га., кадастровый квартал № на территории Лебяжского городского поселения Лебяжского района Кировской области.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Опалева О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Лебяжского района Кировской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образованию Лебяжское городское поселение Лебяжского района Кировской области в лице администрации Лебяжского городского поселения Лебяжского района Кировской области об устранении нарушений природоохранного законодательства в части ликвидации несанкционированной свалки. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной <дата> прокуратурой района проверки главным специалистом по Лебяжскому району отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности Кировской области по результатам обследования территории Лебяжского городского поселения была выявлена несанкционированная свалка, расположенная <адрес> на заброшенном поле. Земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, не прошедших разграничений, распорядителем земель является администрация Лебяжского городского поселения. Общая площадь свалки 0,12 га. Морфологический состав отходов, размещённых на объекте: обрезки кустов, деревьев, гнилые и горелые брёвна разобранных деревянных домов, пластиковые бутылки, отходы целлофана, картонные коробки. Земельный участок администрацией городского поселения не выделялся. Класс опасности отходов для окружающей природной среды 5, 4 - малоопасные. Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду - низкая. Непринятие органом местного самоуправления мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории поселения является нарушением требований Федеральных законов от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона Кировской области от 06.06.2007г. №131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области». Просят обязать администрацию Лебяжского городского поселения Лебяжского района Кировской области ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную <адрес> на заброшенном поле, имеющую координаты 57o23.638" с.ш. и 49o29.535"в.д.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Муниципального образования «Лебяжское городское поселение» Лебяжского района Кировской области ставится вопрос об отмене решения Советского районного суда Кировской области от 31.08.2015 и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме; возложить на администрацию Лебяжского района обязанность по устранению нарушений природоохранного законодательства в части ликвидации несанкционированной свалки. Указывают, что администрацией Лебяжского городского поселения в соответствии с Уставом муниципального образования приняты меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории поселения. На территории Лебяжского поселения действует полигон твердых бытовых отходов, предприятием МУП <данные изъяты> осуществляется сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов с территории поселения, на каждой улице размещены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов. Администрацией Лебяжского городского поселения в адрес администрации Лебяжского района 16 апреля 2015 года направлено письмо по вопросу определения места размещения утилизации отходов, однако ответ на данное письмо получен не был. Без соответствующего согласования с администрацией Лебяжского городского поселения МУП <данные изъяты> осуществляло вывоз и размещение отходов в неустановленном месте - на заброшенном поле кадастрового квартала: №. К административной ответственности по факту выявления несанкционированной свалки привлечены и некоторые жители района. Несанкционированная свалка ликвидирована частично. Судом не были истребованы документы, подтверждающие надлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, в целях выяснения существенных обстоятельств по делу в судебное заседание не были вызваны представитель администрации Лебяжского района и директор МУП <данные изъяты> Полагают, что произвести уборку и очистку территории обязана администрация Лебяжского района в лице главы администрации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Лебяжского района Кировской области указал на законность и обоснованность решения суда, отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
Представитель Муниципального образования «Лебяжское городское поселение» Лебяжского района Кировской области ФИО4 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе, настаивал на ее удовлетворении. Пояснил, что администрация Лебяжского района является организатором размещения отходов, в связи с чем на основании пункта 5.2.1 Правил благоустройства территории Муниципального образования «Лебяжское городское поселение» Лебяжского района Кировской области обязана произвести уборку и очистку данной территории.
Прокурор Кировской области Шибанова Н.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. Полагает, что обязанность по организации и сбора, вывоза несанкционированной свалки возложена на ответчика обоснованно, поскольку данная свалка находится в границах администрации городского поселения.
Представитель КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На момент вынесения обжалуемого решения действовали нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с введением с 15 сентября 2015 года в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее дело по апелляционной жалобе подлежит разрешению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (статья 3 Федерального закона 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Следовательно, проверка законности вынесения оспариваемого решения производится в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, с учетом положений процессуального закона, примененного на момент вынесения решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой Лебяжского района Кировской области совместно с главным специалистом отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности по Лебяжского району КОГБУ «Областной природоохранный центр» М. Ю.А. по обращению П. С.В. <дата> проведено обследование территории Лебяжского городского поселения. По результатам обследования была выявлена несанкционированная свалка, расположенная <адрес>, на заброшенном поле. Координаты свалки 57o23.638" с.ш. и 49o29.535"в.д., общая площадь - 0,12 га., кадастровый квартал: №.
Согласно картографическим и текстовым описаниям границ городского поселения, установленными Законом Кировской области от 07.12.2004г. №284-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения» указанная несанкционированная свалка расположена в границах муниципального образования Лебяжское городское поселение, что и не оспаривается сторонами.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Уставом муниципального образования «Лебяжское городское поселение» Лебяжского района Кировской области пришел к выводу, что администрация муниципального образования «Лебяжское городское поселение» Лебяжского района Кировской области как орган местного самоуправления, в границах которого находится несанкционированная свалка, обязана ликвидировать указанную свалку твердых бытовых отходов.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции и находит их обоснованными на основании следующего.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусматривает, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Решением Лебяжской поселковой Думы Лебяжского района Кировской области от 07.12.2005г. №22 принят Устав муниципального образования «Лебяжское городское поселение» Лебяжского района Кировской области, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 8 которого к вопросам местного значения относятся, в том числе и вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При таких обстоятельствах, учитывая положения приведенных выше норм, судебная коллегия, вопреки доводам жалобы, приходит к выводу, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенных на территории данного муниципального образования, относится к полномочиям администрации муниципального образования «Лебяжское городское поселение».
Достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что обязанность по принятию мер по организации сбора, вывоза бытовых отходов должна быть возложена на иное лицо (лиц), ответчиком не представлено.
Неисполнение администрацией Лебяжского городского поселения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Доводы жалобы о том, что судом не были истребованы документы, подтверждающие надлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, а также в целях выяснения существенных обстоятельств по делу в судебное заседание не были вызваны представитель администрации Лебяжского района и директор МУП «Коммунсервис», противоречат положениям статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку бремя доказывания лежит на сторонах, а суд лишь по ходатайству сторон оказывает содействие в сборе доказательств в случае, если представление необходимых доказательств затруднительно.
При этом в ходе рассмотрения дела представителем Муниципального образования Лебяжское городское поселение Лебяжского района Кировской области не заявлялось ходатайств о приобщении к материалам дела каких-либо доказательств и вызова в судебное заседание для допроса каких-либо свидетелей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы жалобы повторяют позицию, изложенную при рассмотрении дела в первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда Кировской области от 31 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального образования «Лебяжское городское поселение» Лебяжского района Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий: | Судьи: |