ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4595/2016 от 14.09.2016 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Кунина А.Ю. Дело № 33а-4595/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2016 года г.Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Мухарычина В.Ю.

судей Корнюшенкова Г.В., Струковой А.А.

с участием прокурора Мяшиной З.А.

при секретаре Прокошиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 5 сентября 2016 года, которым удовлетворен административный иск ФИО2 и отменена регистрация кандидата в депутаты Гурьевского окружного совета депутатов по одномандатному избирательному округу ФИО1, зарегистрированного решением Гурьевской ТИК от 1 августа 2016 года.

Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения представителя ФИО1 – ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ФИО2 – ФИО4, полагавшей решение законным и обоснованным, заключение прокурора об отмене решения с вынесением нового решения об отказе в административном иске, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

На 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Гурьевского окружного Совета депутатов муниципального образования «Гурьевский городской округ».

Решениями Гурьевской ТИК от 18 июля 2016 года и от 1 августа 2016 года соответственно ФИО2 и ФИО1 зарегистрированы кандидаты Гурьевского окружного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу .

ФИО2 обратился в суд 30 августа 2016 года с административным иском об отмене регистрации кандидата ФИО1 по основанию, предусмотренному п.п. «б» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав…», ссылаясь на то, что в нарушение требований п. 10 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года и п.п. 1 п. 5 ст. 82 Закона Калининградской области № 231 от 18 марта 2008 года «О муниципальных выборах в Калининградской области» кандидат ФИО1 внес в свой избирательный фонд, предельный размер которого составляет 266000 руб. с учетом численности избирателей по состоянию на 1 января 2016 года – 49246 человек, более 50% собственных средств кандидата – 164600 руб. (т.е. свыше 133000 руб.) и израсходовал денежные средства в сумме 164529 руб. для осуществления предвыборной агитации, допустив таким образом превышение более чем на 5% доли собственных средств кандидата при формировании избирательного фонда и его расходовании в избирательных целях.

Судом вынесено решение, изложенное выше.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить и принять новое решение об отказе в административном иске, ссылаясь на то, что по состоянию на 1 июля 2016 года численность избирателей составляет 50379 человек, в связи с чем предельный размер избирательного фонда кандидата в депутаты составляет 532000 руб. и при внесении им в избирательный фонд собственных средств в вышеуказанном размере порядок формирования избирательного фонда не нарушен. Также обращает внимание на то, что в соответствии с п.п. «б» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года отмену регистрации кандидата влечет превышение более чем на 5% предельного размера избирательного фонда в целом, а не той его части, которая подлежит формированию за счет собственных средств кандидата.

Проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в административном иске вследствие неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.

На основании п.п. «б» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет собственных средств кандидата; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан; добровольных пожертвований юридических лиц (п. 5); законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов (п. 10).

Пунктом 8 ст. 82 Закона Калининградской области № 231 от 18 марта 2008 года определено, что предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования не может превышать 500 000 рублей.

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленная в пункте 8 статьи 82 настоящего Закона, ежегодно индексируется Избирательной комиссией Калининградской области с учетом уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (п. 6 ст. 46 Закона Калининградской области № 231 от 18 марта 2008 года).

Решением Избирательной комиссии Калининградской области от 19 января 2016 года предельная сумма расходования средств из избирательных фондов кандидатов проиндексирована с учетом уровня инфляции, установленного Федеральным законом № 359-ФЗ от 14 декабря 2015 года «О федеральном бюджете на 2016 год» в размере 6,4% и определено, что предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования не может превышать 532 000 руб.

В соответствии с п. 9 ст. 82 Закона Калининградской области № 231 от 18 марта 2008 года при проведении муниципальных выборов установленные пунктом 8 настоящей статьи предельные суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата в зависимости от числа избирателей на территории соответствующего муниципального образования применяются с коэффициентами:

для 50000 и более избирателей - 1,0;

от 10000 до 50000 избирателей - 0,5;

до 10000 избирателей - 0,05.

В силу п. 10 ст. 16 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования избирателей осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".

По состоянию на 1 января 2016 года численность избирателей в Гурьевском городском округе составляла 49246 человек, а по состоянию на 1 июля 2016 года – 50379 человек, о чем соответствующая информация размещена на официальном сайте Избирательном комиссии Калининградской области.

Принимая во внимание, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях (п. 1 ст. 5 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года), под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов (п. 19 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ), предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата должна быть единой в период избирательной кампании и подлежит установлению избирательной комиссией, организующей выборы, с учетом численности избирателей по состоянию на 1 января или на 1 июля текущего года в зависимости от даты начала избирательной кампании.

Поскольку избирательная кампания по выборам депутатов Гурьевского окружного совета депутатов началась до 1 июля 2016 года, при определении предельного размера избирательного фонда кандидата в депутаты следует учитывать численность избирателей по состоянию на 1 января 2016 года, которая не превышала 50000 человек, в связи с чем предельный размер избирательного фонда кандидата в депутаты Гурьевского окружного совета депутатов составляет 266000 руб.

В этой связи коллегия признает ошибочными утверждения ФИО1 о том, что предельный размер избирательного фонда кандидата в депутаты составляет 532000 руб. с учетом численности избирателей свыше 50000 человек.

В силу п. 10 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года и п.п. 1 п. 5 ст. 82 Закона Калининградской области № 231 от 18 марта 2008 года предельный размер перечисляемых в избирательный фонд собственных средств кандидата не может превышать 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной пунктом 8 ст. 82 названного Закона области, то есть в данном случае – 133000 руб.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кандидат ФИО1 допустил нарушение при формировании своего избирательного фонда в виде внесения в избирательный фонд собственных средств в размере 164100 руб., что более чем на 5% превышает предельный размер перечисляемых в избирательный фонд собственных средств кандидата, после чего израсходовал для ведения предвыборной агитации из средств своего избирательного фонда 164029 руб., что также более чем на 5% превышает предельный размер перечисляемых в избирательный фонд собственных средств кандидата, что, по мнению суда, влечет за собой отмену регистрации кандидата по основанию, предусмотренному п.п. «б» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года.

Такие суждения не основаны на законе.

Из приведенных норм закона следует, что отмену регистрации кандидата влечет за собой превышение более чем на 5% предельного размера расходования средств избирательного фонда, который составляет в данном случае 266000 руб.

Совершение таких действий кандидатом ФИО1 не установлено судом.

Не ссылается на наличие соответствующих обстоятельств и административный истец.

Использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании денежных средств, поступивших в избирательный фонд с нарушением законодательства о выборах, влечет за собой иную ответственность (ст. 5.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с п. 15 ст. 46 Закона Калининградской области № 231 от 18 марта 2008 года избирательные комиссии осуществляют контроль за порядком формирования средств избирательных фондов и расходованием этих средств.

По смыслу закона избирательная комиссия, организующая выборы, обязана довести до сведения всех кандидатов предельный размер избирательного фонда кандидата, определенный в твердой денежной сумме, что в период избирательной кампании депутатов Гурьевского окружного Совета депутатов не исполнено.

Так, решением Гурьевской ТИК от 15 июня 2016 года утвержден Порядок выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Гурьевского окружного Совета пятого созыва.

В этом документе содержится указание только на проиндексированную предельную сумму всех расходов из средств избирательного фонда кандидата (532000 руб.), из них – предельную сумму собственных средств кандидата (266000 руб.) со ссылкой на решение Избирательной комиссии Калининградской области от 19 января 2016 года.

Также в этом решении Гурьевской ТИК воспроизведены в полном объеме положения п. 9 ст. 82 Закона Калининградской области № 231 от 18 марта 2008 года, в частности, с перечислением всех возможных коэффициентов для исчисления предельной суммы расходов из средств избирательного фонда в зависимости от численности избирателей.

Предельный размер избирательного фонда кандидата в депутаты в твердой денежной сумме не определен.

Этот недостаток в организации работы территориальной избирательной комиссии свидетельствует об отсутствии вины кандидата в ненадлежащем определении предельного размера его избирательного фонда.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 5 сентября 2016 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении административного иска ФИО2 об отмене регистрации кандидата в депутаты Гукрьевского окружного совета депутатов по одномандатному избирательному округу ФИО1, зарегистрированного решением Гурьевской ТИК от 1 августа 2016 года, - отказать.

Председательствующий:

Судьи: