ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4604/19 от 05.06.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Овсянникова М.Ю. Дело № 33а-4604/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Титовой В.В., Ковалюк Л.Ю.,

при секретаре Богдан Л.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного суда города Барнаула от 21 января 2019 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Государственной инспекции Алтайского края об оспаривании бездействия по пресечению нарушения лицензионных требований.

Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Государственной инспекции Алтайского края о признании незаконным бездействия по пресечению нарушения лицензионных требований управляющей организацией ООО «Южком-Сервис», выразившегося в нарушении порядка размещения информации в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В обоснование требования указано, что административный истец является собственником квартиры <номер> по <адрес>. Многоквартирный дом управляется ООО «Южком-Сервис». ДД.ММ.ГГФИО1 обратилась в Государственную инспекцию Алтайского края с жалобой в связи с отказом управляющей компании разместить информацию об индивидуальном приборе учета электроэнергии, расположенном в квартире истца, в ГИС ЖКХ. Письмом от ДД.ММ.ГГ административный ответчик сообщил, что для внесения соответствующих сведений ФИО1 необходимо обратиться в АО «Барнаульская горэлектросеть». Со стороны административного ответчика имеет место бездействие, поскольку он не выявил и не пресек нарушение лицензионных требований со стороны управляющей компании, которая в силу действующего законодательства является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для административного истца и на которой в связи с этим лежит обязанность по внесению сведений о приборе учета в ГИС ЖКХ.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена начальник отдела административной и судебной практики, лицензирования деятельности правовой службы Государственной инспекции Алтайского края ФИО2, в качестве заинтересованного лица - АО «Барнаульская горэлектросеть».

Решением Центрального районного суда города Барнаула от 21 января 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение, принять новое об удовлетворении требования, в обоснование указывает, что суд, отказывая в административном иске, сослался на незаключение договора энергоснабжения между ООО «Южком-Сервис» и АО «Барнаульская горэлектросеть», не приняв во внимание договор энергоснабжения <номер> от ДД.ММ.ГГ. При этом в материалах дела имеется скриншот из личного кабинета ФИО1 в ГИС ЖКХ, в котором указано на наличие договора <номер>, а также на исполнителя услуги по электроснабжению ООО «Южком-Сервис». Выполняя указанный договор, ДД.ММ.ГГ управляющая организация составила акт о принятии в эксплуатацию прибора учета электроэнергии в квартире административного истца. В силу ч.2.3 ст.161 ЖК РФ с момента принятия собственниками в МКД решения о выборе способа управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в МКД.

Согласно разъяснениям, данным в п.35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг.

Обязанность управляющей организации по размещению информации об индивидуальном приборе учета в ГИС ЖКХ следует из ч.5.2 раздела 10 приказа от 29.09.2016 № 74/114/ПР «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», п.п.«а», «б» ч.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности об управлении многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110.

В возражениях АО «Барнаульская горэлектросеть» просит оставить решение без изменения, указывает на отсутствие договора энергоснабжения между ООО «Южком-Сервис» и АО «Барнаульская горэлектросеть». Поставка электроэнергии собственникам помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании договоров энергоснабжения, заключенных путем конклюдентных действий, а именно, подачи электроэнергии ресурсоснабжающей организацией и ее оплаты потребителями.

В суде апелляционной инстанции заинтересованное лицо ФИО3 доводы жалобы поддержал. Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, об отложении не просили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Исходя из положений ч.2 ст.196 ЖК РФ лицензионный контроль осуществляют органы государственного жилищного надзора.

Как следует из Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 19.02.2014 № 64, Административного регламента исполнения Государственной инспекцией Алтайского края государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утвержденного приказом Госинспекции Алтайского края от 27.06.2013 № 68/1, Государственная инспекция Алтайского края является органом государственного жилищного надзора, на нее возложена обязанность по пресечению нарушения лицензионных требований.

В соответствии с п.23 ч.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон о ГИС ЖКХ) в системе должна размещаться информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона о ГИС ЖКХ поставщиками информации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

В соответствии с ч.18 ст.7 названного Закона лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, ФИО1 является собственником квартиры <номер> в многоквартирном доме по <адрес>. В квартире установлен прибор учета электрической энергии. Ресурсоснабжающей организацией, поставляющей электроэнергию, является АО «Барнаульская горэлектросеть». Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Южком-Сервис».

ДД.ММ.ГГФИО1 обратилась в управляющую организацию с целью размещения информации об индивидуальном приборе учета в ГИС ЖКХ. ДД.ММ.ГГ ООО «Южком-Сервис» сообщило, что ее обращение направлено в АО «Барнаульская горэлектросеть».

ДД.ММ.ГГ в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 разместила обращение в Государственную инспекцию Алтайского края, в котором указала, что ДД.ММ.ГГ ею было направлено информационное сообщение о размещении в ГИС ЖКХ информации об индивидуальном приборе учета электроэнергии. К сообщению приложены документы: акт опломбировки ИПУ, паспорт ИПУ. До настоящего момента информация об ИПУ в системе не размещена.

ДД.ММ.ГГ начальником отдела административной и судебной практики, лицензирования деятельности правовой службы Государственной инспекции Алтайского края ФИО2 административному истцу дан ответ о том, что по информации ООО «Южком-Сервис» исполнителем коммунальной услуги по индивидуальному электроснабжению многоквартирного дома, в том числе квартиры <номер>, является АО «Барнаульская горэлектросеть» на основании прямых договоров, заключенных в соответствии с положениями действующего законодательства (ст.539, п.1 ст.540 ГК РФ). Таким образом, квартирный прибор учета электроснабжения должно принимать на коммерческий учет АО «Барнаульская горэлектросеть» и соответственно по результатам принятия – размещать информацию о приборе учета в ГИС ЖКХ. Поскольку ФИО1 заявка об опломбировке прибора учета в АО «Барнаульская горэлектросеть» не подавалась, данный прибор на коммерческий учет не принят, и информация о нем не размещена в ГИС ЖКХ, о чем ей сообщалось ООО «Южком-Сервис» и в письме АО «Барнаульская горэлектросеть» от ДД.ММ.ГГ, направленном через ГИС ЖКХ. Рекомендовано как собственнику помещения обратиться в АО «Барнаульская горэлектросеть» с заявлением по вопросу принятия прибора по электроснабжению на коммерческий учет.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие по пресечению нарушения лицензионных требований ООО «Южком-Сервис» со стороны Государственной инспекции Алтайского края отсутствует.

Такой вывод судебная коллегия находит правомерным, основанным на правильном применении норм материального права и соответствующим установленным по делу обстоятельствам.

Так, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ч.18 ст.7 Закона о ГИС ЖКХ определяет три категории поставщиков информации в ГИС ЖКХ.

Установив, что договор энергоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией не заключен, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для ФИО1 является АО «Барнаульская горэлектросеть».

Согласно п.п.80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Под исполнителем Правила понимают юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги.

С учетом изложенного являются обоснованными выводы суда о том, что исполнителем коммунальной услуги, обязанным вносить в ГИС ЖКХ информацию об ИПУ, используемом для учета объема поставленного ресурса, то есть введенного в эксплуатацию, является АО «Барнаульская горэлектросеть». У ООО «Южком-Сервис» отсутствует обязанность по внесению сведений о приборе учета в ГИС ЖКХ.

Доводы апелляционной жалобы о заключении договора энергоснабжения между ООО «Южком-Сервис» и АО «Барнаульская горэлектросеть» противоречат фактическим обстоятельствам, поскольку по делу установлено, что данный договор не был заключен, поскольку сторонами не были согласованы разногласия, выраженные в протоколе разногласий и протоколе согласования разногласий, который не был подписан ООО «Южком-Сервис». Кроме того, из обстоятельств дела следует, что оплата потребленной электроэнергии осуществляется в АО «Барнаульская горэлектросеть».

Ссылки в жалобе на приказ от 29.09.2016 № 74/114/ПР «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Положение о лицензировании предпринимательской деятельности об управлении многоквартирными домами, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, как основание возникновения обязанности по размещению сведений об ИПУ в ГИС ЖКХ у управляющей организации, судебной коллегией не принимаются, поскольку из обстоятельств дела следует, что прибор учета в эксплуатацию не введен, исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, на которой и лежит обязанность по внесению в ГИС ЖКХ информации о приборе учета потребления электроэнергии.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Барнаула от 21 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>