Дело № 33а-4615 судья Лазарева М.А. 2018 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2018 года г. Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Сергуненко П.А. и Сиротиной Е.С.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства
по докладу судьи Сиротиной Е.С.
частную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на определение Калининского районного суда Тверской области от 4 сентября 2018 года, которым постановлено:
«в удовлетворении заявления представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Арсеньевой М.А. о предоставлении отсрочки исполнения решения Калининского районного суда Тверской области от 29 мая 2015 года по делу № отказать».
Судебная коллегия
установила:
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обратилось в суд с заявлением об отсрочке до 1 апреля 2019 года исполнения решения Калининского районного суда Тверской области от 29 мая 2015 года, которым удовлетворены административные исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области об обязании установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Лисицкий Бор», площадью 78 га, с указанием координат с отображением указанных границ на картографических материалах, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемой природной территории регионального значения - территории памятника природы «Лисицкий бор» для постановки на государственный кадастровый учет в срок – 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Данное заявление мотивировано тем, государственной программой Тверской области «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области» на 2017 – 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 26 декабря 2016 года №, не предусмотрено финансирование комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Лисицкий Бор». Министерством заключен государственный контракт на выполнение кадастровых работ на земельных участках, отнесенных к особо охраняемым природным территориям регионального значения, с организацией - ООО «ТрансИнжПроект», которой проведены работы согласно техническому заданию к государственному контракту. Акт сдачи-приемки выполненных работ между ООО «ТрансИнжПроект» и Министерством подписан 31 июля 2017 года. Внести в единый государственный реестр недвижимости сведения о границах ООПТ не возможно без принятия соответствующего решения Правительством Тверской области. С 2016 года Министерством велась работа по совершенствованию законодательства Тверской области в сфере ООПТ - разработан и согласован законопроект «О внесении изменений в Закон Тверской области от 8 декабря 2010 года № «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области», разработан проект подзаконного нормативного правового акта правительства Тверской области «О Порядке создания, реорганизации, установления границ и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения». Данными актами предусмотрен отдельный порядок установления границ ООПТ без проведения комплексного экологического обследования, при наличии сведений о площади и описания местоположения границ ООПТ, созданных (признанных таковыми) до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Министерством планируются после принятия Законопроекта, ожидаемого в сентябре 2018 года следующие мероприятия: до конца декабря 2018 года согласовать и утвердить Проект порядка, рассмотреть проект постановления Правительства Тверской области «Об установлении границ отдельных особо охраняемых природных территорий» на комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в Тверской области, провести общественные обсуждения проекта; в январе - феврале 2019 года утвердить проект постановления Правительства Тверской области «Об установлении границ отдельных особо охраняемых природных территорий»; в течение 6 месяцев с даты утверждения постановления Правительства Тверской области «Об установлении границ отдельных особо охраняемых природных территорий» внести сведения в единый государственный реестр недвижимости.
В судебном заседании помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Александров С.О. возражал против предоставления отсрочки, ссылаясь на неэффективность ранее неоднократно предоставленных отсрочек исполнения решения суда.
Остальные лица, участвующие в процессе, извещены о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше определение.
В частной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ставится вопрос об отмене определения суда и указывается на то, что со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области отсутствует бездействие по установлению границ ООПТ, приводятся доводы, аналогичные доводам заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Правительством Тверской области представлен отзыв в поддержку доводов апелляционной жалобы с указанием на одобрение 9 октября 2018 года Правительством Тверской области проекта закона Тверской области «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области», после принятия которого Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области будет вправе исполнить решение суда без проведения комплексного экологического обследования ООПТ.
Согласно частям 2, 3 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола и без вызова лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Частью 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 104-О основания для отсрочки, рассрочки и изменения порядка исполнения должны носить исключительный характер, и их применение должно обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников, отвечать требованию справедливости и адекватности, не затрагивать существа конституционных прав участников исполнительного производства.
Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных постановлений - это право суда с учетом имущественного положения сторон, либо других обстоятельств, обуславливающих невозможность немедленного и полного исполнения решения суда.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 ОО применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Соблюдая соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для отсрочки исполнения решения суда, действительно исключительного характера, возникшие при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, отсутствуют.
Решение Калининского районного суда Тверской области от 29 мая 2015 года в настоящее время не исполнено.
Согласно материалам дела №, материала №, заявителю неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения Калининского районного суда Тверской области от 29 мая 2015 года: определением Калининского районного суда от 18 декабря 2015 года - до 1 июля 2016 года, определением Калининского районного суда Тверской области от 31 марта 2017 года - до 1 сентября 2017 года, определением Калининского районного суда Тверской области от 28 сентября 2017 года - до 1 марта 2018 года.
Доводы Правительства Тверской области об одобрении 9 октября 2018 года Правительством Тверской области проекта закона Тверской области «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области», после принятия которого Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области будет вправе исполнить решение суда без проведения комплексного экологического обследования ООПТ, не свидетельствуют об обоснованности частной жалобы и незаконности судебного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявления Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, суд первой инстанции, проверив доводы заявления, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Доказательств неустранимых обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок и объективно затрудняющих исполнение судебного постановления, суду первой инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения заявления Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что при рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения судебного акта судом первой инстанции учтены не только интересы должника, но и права неопределенного круга лиц, в интересах которых принято судебное постановление. Применение отсрочки исполнения решения суда в данном случае может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного вопроса, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Калининского районного суда Тверской области от 4 сентября 2018 года оставить без изменения, частную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи