Судья: Смородинова Н.С. № 33А–4617
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 июля 2016 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Поляниной О.А.,
судей Бугаевой Е.М., Литвиновой М.В.,
при секретаре Михайловой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области к Тугушеву Х.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, по апелляционной жалобе Тугушева Х.А. на решение Кировского районного суда города Саратова от 14 апреля 2016 года, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителя административного истца Комаренко Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области (далее – Межрайонная ИФНС) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Тугушева Х.А. земельного налога в сумме 70 123 рубля, пени по земельному налогу в сумме 115 рублей 70 копеек.
В обоснование требований истец указал, что Тугушев Х.А. является налогоплательщиком по земельному налогу, ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>
После направления налогового уведомления и требования об уплате налоговых платежей, недоимка по земельному налогу за 2013 год ответчиком не оплачена. В связи с неоплатой в установленные сроки земельного налога, произведено начисление пени. Мировым судьей судебного участка № 2 Кировского района города Саратова вынесен судебный приказ о взыскании с налогоплательщика указанной задолженности. По заявлению Тугушева Х.А. 28 июля 2015 года судебный приказ мирового судьи отменен, в связи с чем налоговый орган обратился в районный суд с административным исковым заявлением.
Решением Кировского районного суда города Саратова заявленные требования удовлетворены, с Тугушева Х.А. в пользу инспекции взысканы земельный налог за 2013 годы в размере 70 123 рубля и пени в размере 115 рублей 70 копеек; в доход государства взыскана государственная пошлина – 2 307 рублей 16 копеек.
Тугушевым Х.А. на указанное решение суда подана апелляционная жалоба, в которой ее автор просит отменить судебный акт, принять по делу новое решение об отказе Межрайонной ИФНС в удовлетворении заявленных административных исковых требований. Указывает, что на момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год действовало постановление Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года № 270-П «Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области». Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с указанным постановлением составляла 1 713 100 рублей. Полагает, что суд первой инстанции, установив, что Распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области № 989-р по состоянию на 01 января 2013 года не вступило в законную силу не применил действующий нормативный акт, а именно постановление Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года № 270-П «Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области».
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)), судебная коллегия приходит к следующему.
Государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как определено статьей 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учёта налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.
В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с положениями статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Согласно положениям статьи 66 ЗК РФ, регламентирующей оценку земли, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Из материалов дела следует, что Тугушев Х.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д. 14, 15-16).
Согласно налоговому уведомлению № 1557731 Тугушеву Х.А. рассчитан земельный налог на указанный участок, исходя из кадастровой стоимости – 6 374 780 рублей и налоговой ставки – 1,1%: за 2013 год в размере 70 123 рубля со сроком уплаты до 05 ноября 2014 года (л.д. 12).
В связи с неуплатой налога по данному уведомлению в срок, установленный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование № 15985 от 11 ноября 2014 года об уплате земельного налога со сроком исполнения до 24 декабря 2014 года (л.д. 9).
Направление как налогового уведомления, так и требования подтверждается списками внутренних почтовых заказных отправлений, имеющимися в материалах дела (л.д. 10, 13). Факт получения указанных документов Тугушевым Х.А. не оспаривался.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Кировского района города Саратова от 28 июля 2015 года, в связи с поступившим заявлением налогоплательщика, отменен судебный приказ от 10 июля 2015 года о взыскании с Тугушева Х.А. земельного налога за 2013 года в сумме 70 123 рубля и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 115 рублей 70 копеек.
Согласно части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С исковым заявлением налоговая инспекция обратилась в районный суд 01 февраля 2016 года, что свидетельствует о соблюдении шестимесячного срока для обращения.
Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания налоговых платежей, земельный участок, являющийся объектом налогообложения, в спорный период принадлежал Тугушеву Х.А., судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования инспекции и взыскал с налогоплательщика задолженность по налоговым платежам.
Довод жалобы о необходимости применения кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года № 270-П, равной 1 713 100 рублей, не является состоятельным в силу следующего.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года № 270-П по состоянию на 01 января 2007 года стоимость 1 кв. метра земельного участка, предназначенного для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии в Энгельсском муниципальном районе с номером кадастрового квартала <данные изъяты> установлена в размере 6 374 рубля 78 копеек, соответственно кадастровая стоимость земельного участка площадью 1 000 кв. метров равна 6 374 780 рублей.
Поскольку спорный земельный участок, принадлежащий Тугушеву Х.А., расположен в кадастровом квартале <данные изъяты>, видом его разрешенного использования является назначение «под офис», что соответствует 7 группе видов разрешенного использования (приложение № 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года № 270-П) правильность расчета подлежащей взысканию суммы налоговых платежей, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 6 374 780 рублей, и ставок, утвержденных решением Энгельсского городского Совета от 06 ноября 2008 года № 15/02 «О земельном налоге» (в редакции решения Энгельсского городского Совета депутатов от 29 ноября 2012 года № 704/02 «О внесении изменений в решение Энгельсского городского Совета от 06 ноября 2008 года № 15/02 «О земельном налоге»), сомнений не вызывает.
В остальном доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм права, направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 14 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тугушева Х.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: