Судья: Родичева Т.П. № 33а-4619/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 ноября 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
судей: Бондаревой Н.А., Простомолотова О.В.,
при секретаре Пензиной О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, штрафа
по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Томска от 01 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения ФИО1, полученные путем использования систем видеоконференц-связи, настаивавшего на апелляционной жалобе, судебная коллегия
установила:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (далее – ГУ-УПФР в Томском районе Томской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просило взыскать с ответчика в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации задолженность по страховым взносам за 2012 год в размере /__/ руб., из которых /__/ руб. – взносы на страховую часть пенсии, /__/ руб. – взносы на накопительную часть пенсии, /__/ руб. – взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; а также штраф в размере /__/ руб. В обоснование требований ссылалось на то, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, прекратил деятельность 27.12.2012. Административным ответчиком с нарушением сроков, установленных пунктом 6 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», 01.06.2015 представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2012 год. Оплата данных взносов ответчиком не произведена. Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный срок влечет в силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 взыскание штрафа в размере /__/ руб.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ГУ-УПФР в Томском районе Томской области, административного ответчика ФИО1, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Обжалуемым решением административный иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный ответчик ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Указывает, что с 10.11.2011 находится в местах лишения свободы, отбывает наказание по приговору Томского районного суда Томской области. Находясь в исправительном учреждении, не работает, доходов не имеет. Прекращение предпринимательской деятельности в связи с нахождением в местах лишения свободы влечет отсутствие возможности исполнения обязанностей по предоставлению отчетности и по уплате обязательных платежей. Также ссылается на то, что требование об уплате платежей не получал.
В соответствии с частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУ-УПФР в Томском районе Томской области, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
На основании статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ для целей данного Федерального закона индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно пункту 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с частью 2 статьи 14 названного Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом общий размер страховых взносов по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Стоимость страхового года в силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» на начало 2012 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 руб. в месяц.
На основании положений статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ тариф страхового взноса в Пенсионный Фонд Российской Федерации составляет 26 процентов (пункт 1 части 2), а в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 процент (пункт 3 части 2).
Физические лица приобретают и утрачивают статус предпринимателей с момента соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) (пункт 2 статьи 11, пункт 9 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (часть 8 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Частью 4.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно (часть 6 статьи 16 приведенного Федерального закона).
Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Согласно частям 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Законом.
Из материалов дела следует, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 14.12.2009, снят с учета 27.12.2012 (л.д. 27-29).
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2012 год в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации представлен административным ответчиком 01.06.2015 (л.д. 7-10).
ГУ-УПФР в Томском районе Томской области проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов, о чем составлен акт проверки от 24.08.2015, которым установлено, что ФИО1 не уплачены страховые взносы за период с 01.01.2012 по 27.02.2012 в общей сумме /__/ руб. (на обязательное пенсионное страхование – /__/ руб., на обязательное медицинское страхование –/__/ руб.), а также установлен факт нарушения ФИО1 требований части 6 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в связи с непредставлением в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов, что в силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ влечет взыскание штрафа в размере /__/ руб. (л.д. 11-13).
По результатам рассмотрения материалов проверки начальником управления ГУ-УПФР в Томском районе Томской области принято решение от 01.10.2015 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере /__/ руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общем размере /__/ руб. (л.д. 16-17).
На основании данного решения в адрес административного ответчика направлено требование от 05.11.2015 об уплате недоимки по страховым взносам и штрафа со сроком уплаты до 27.11.2015 (л.д. 19-21).
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования о взыскании с ФИО1 недоимки за 2012 год и штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 до 27.12.2012 являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть являлся лицом, обязанным уплачивать страховые взносы в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, однако данную обязанность не выполнил, требование об уплате недоимки по страховым взносам в установленный срок добровольно не исполнено, представленные в материалы дела расчеты суммы недоимки за 2012 год и штрафа являются обоснованными.
Вместе с тем, исходя из обстоятельств настоящего дела, с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (действовавшим, в том числе в спорный период) предприниматель является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Из приобщенной в суде апелляционной инстанции справки ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области от 22.08.2016 следует, что ФИО1 отбывает уголовное наказание в названном исправительном учреждении по приговору Томского районного суда Томской области от 08.02.2012, прибыл в учреждение 05.05.2012. Начало срока 10.11.2011, конец срока 09.11.2019.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и других. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью (определения от 12.04.2005 № 164-О, от 12.05.2005 № 183-О и от 12.05.2005 № 211-О).
Вместе с тем, как также указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться лишь формальной констатацией факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
При этом предписания статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период (определение от 24.09.2012 № 1536-О).
С учетом указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при разрешении настоящего спора подлежат выяснению обстоятельства, связанные с фактом неуплаты административным ответчиком страховых взносов, в том числе обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили административному ответчику своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Из обстоятельств дела следует, что в заявленный ко взысканию недоимки по страховым взносам период с 01.01.2012 по 27.12.2012 ФИО1 находился в местах содержания под стражей и в местах лишения свободы.
То обстоятельство, что в период нахождения в местах содержания под стражей и в местах лишения свободы административный ответчик не осуществлял и не мог осуществлять никакой предпринимательской деятельности, сомнений у судебной коллегии не вызывает.
Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлен статьей 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которой государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) документа об уплате государственной пошлины.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», среди прочего, утверждена форма документа, используемого при государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - форма № Р26001 «Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя» (приложение № 15).
При этом по смыслу пунктов 1 и 1.2 статьи 9, пункта 7 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) документы для государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
Кроме того, при отправлении документов почтой подлинность подписи заявителя в заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного документа, удостоверяющего личность, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Указанные положения закона означают, что документы, необходимые для государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, заполняются по установленной форме и к их оформлению предъявляются определенные требования. К тому же лицо, подающее эти документы в регистрирующий орган, должен располагать необходимыми денежными средствами для уплаты государственной пошлины, в том числе за совершение нотариальных действий.
Из пояснений ФИО1 в суде апелляционной инстанции следует, что сбор документов для государственной регистрации прекращения им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и предоставление их в уполномоченный орган по его просьбе осуществлял его отец, доверенность на которого он оформил летом 2012 года, то есть уже по месту отбывания наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФИО1, находясь в местах содержания под стражей и в местах лишения свободы, имел ограниченные возможности в реализации своих гражданских прав. Он, не располагая необходимыми бланками документов, сведениями для их заполнения, а также денежными средствами, подлежащими уплате за совершение обязательных действий, в том числе и ввиду невозможности личной явки для подачи заявления о прекращении статуса индивидуального предпринимателя и необходимого пакета документов, выполнить надлежащим образом вышеуказанные требования статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ не мог.
Следовательно, нахождение в местах содержания под стражей и в местах лишения свободы является исключительным обстоятельством, препятствовавшим административному ответчику в реализации возможности по своевременному прекращению статуса индивидуального предпринимателя, а также своевременному представлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета. Данные действия были осуществлены в разумный срок его представителем, для оформления полномочий которого необходимо было соблюдение соответствующей процедуры.
Частью 1 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. Кроме обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 указанной статьи, судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело могут быть признаны таковыми иные обстоятельства (пункт 4 части 1 статьи 43). При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 43 названного Федерального закона, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения (часть 2 статьи 43).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии правовых оснований для освобождения административного ответчика от уплаты страховых взносов за период с 01.01.2012 по 27.12.2012, а также от ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в виде начисленного штрафа в размере /__/ руб., поскольку лицо с учетом освобождения от уплаты страховых взносов не может нести ответственность за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с пунктами 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 01 августа 2016 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2012 год в сумме /__/ рублей, штрафа в размере /__/ рублей отказать.
Председательствующий
Судьи: