ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4633/2022 от 05.05.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Константинова Т.М. 33а-4633

(м-1364/2022)

(42RS0019-01-2022-002704-17)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«05» мая 2022 года судья судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда Бегунович В.Н., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу представителя администрации г.Новокузнецка на определение судьи Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 23 марта 2022 года

по административному исковому заявлению администрации г.Новокузнецка к заместителю главного государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору о признании предписания незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Новокузнецка обратилась в суд с административным исковым заявлением к заместителю главного государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору Шишаеву А.С. о признании незаконным предписания от 22.12.2021 № 865/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Определением судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка от 23.05.2022 административное исковое заявление возвращено заявителю в связи с несоблюдением административным истцом установленного Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ) обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

В частной жалобе представитель администрации г. Новокузнецка Вычужанина Л.А. просит определения судьи отменить как незаконное, указывая на то, что положения части 2 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ о досудебном порядке урегулирования споров вступают в силу только с 01.01.2023, в связи с чем административный истец не должен предоставлять доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Изучив представленный материал, рассмотрев доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.

Возвращая административное исковое заявление на основании пункта 1 части 1 статьи 129 КАС РФ, судья исходил из того, что заявителем не был соблюден установленный Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ обязательный досудебный порядок урегулирования спора о признании незаконным предписания должностного лица при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

Суд апелляционной инстанции находит выводы судьи правильными.

Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Порядок вступления названного Федерального закона в силу установлен его статьей 98, согласно части 3 которой по общему правилу норма об обязательном досудебном обжаловании вступает в силу с 01.01.2023.

Вместе с тем частью 13 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено правом определять виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 01.07.2021.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 N663, принятым в соответствии с положениями части 13 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ, утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 01.07.2021.

Пунктом 1 указанного Перечня определено, что Федеральный государственный пожарный надзор, входит в перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок с 01.07.2021.

Таким образом, с 01.07.2021 для обжалования в суде решений (действий, бездействий) контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц, принятых при осуществлении видов контроля в области пожарного надзора, от заявителя требуется соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Административным истцом оспаривается принятое 22.12.2021, то есть после 01.07.2021, предписание должностного лица при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, вследствие чего вывод судьи о необходимости соблюдения истцом в данном случае установленного федеральным законом обязательного досудебного порядка урегулирования спора является правомерным.

Из представленного материала, содержания административного искового заявления и частной жалобы следует, что администрация г. Новокузнецка к процедуре досудебного порядка урегулирования спора не обращалась.

Доводы частной жалобы сводятся к ошибочному толкованию закона и не влекут отмену обжалуемого определения судьи.

Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 23 марта 2022 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: