ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4647 от 21.11.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-4647 судья Булыгина Н.В. 2018 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 ноября 2018 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Сергуненко П.А. и Сиротиной Е.С.

при секретаре судебного заседания Безуглой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Образцовой О.А.,

дело по апелляционной жалобе Правительства Тверской области на решение Центрального районного суда г. Твери от 03 сентября 2018 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемые природные территории регионального значения, возложении обязанностей организовать работы по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, организовать предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков - удовлетворить.

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га, подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения

государственного природного заказника «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га.

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га, направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га, перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га.

Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га, с указанием координат, отображением указанных границ на картографических материалах.

Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемые природные территории регионального значения государственный природный заказник «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га, для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственный природный заказник «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га.»

Судебная коллегия

установила:

Тверским межрайонным природоохранным прокурором, действующим в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, со ссылками на положения ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предъявлено в суд административное исковое заявление к Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Заказник № 2 Польцовского лесничества» площадью 1919 га, подготовить перечень координат характерных точек границ данной особо охраняемой природной территории регионального значения; возложении на административных ответчиков обязанности после установления и описания в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного «Заказник № 2 Польцовского лесничества» площадью 1919 га, направить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ данной особо охраняемой природной территории регионального значения и перечень координат характерных точек этих границ.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что границы особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Заказник № 2 Польцовского лесничества» площадью 1919 га, не установлены. Ссылаясь на положения Земельного кодекса РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», Закона Тверской области «О Правительстве Тверской области», Закона Тверской области «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области», Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области 18 октября 2011 года , Приказа Минприроды России от 19 марта 2012 года № 69, Устава Тверской области, утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 05 ноября 1996 года № 4366, прокурор указал, что обязанности установить, описать границы данных особо охраняемых природных территорий регионального значения и предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в указанные выше особо охраняемые природные территории регионального значения, возложены на административных ответчиков.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены администрация Бежецкого района Тверской области, администрация Сукроменского сельского поселения Бежецкого района Тверской области и Министерство лесного хозяйства Тверской области.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Селезова К.В. заявленные требования уточнила и просила: обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га, подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га.; обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га, направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га, перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га; признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га, с указанием координат, отображением указанных границ на картографических материалах; признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемые природные территории регионального значения государственный природный заказник «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га, для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственный природный заказник «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика Правительства Тверской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Тверской области просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении иска прокурора в части требований к Правительству Тверской области о возложении на Правительство Тверской области обязанности совершить определенные действия, а также изменить решение суда в части возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанности установить границы особо охраняемой природной территории.

Указывает, что границы особо охраняемой природной территории установлены до вступления в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с чем исковые требования прокурора направлены не на установление границ особо охраняемых природных территорий, а на их актуализацию в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается образование особо охраняемой природной территории, подлежат государственной экспертизе только в случае создания особо охраняемых природных территорий и ее охранных зон. Поскольку границы спорной особо охраняемой природной территории уже установлены при их создании распоряжением администрации Тверской области от 21 июля 1995 года № 657-р, на административного ответчика – Министерство в соответствии с федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу по сравнению с постановлением Правительства Тверской области № 64-пп от 10 февраля 2015 года, могла была быть возложено только обязанность описать ранее установленные границы в соответствии с законодательством о кадастровой деятельности.

В административном исковом заявлении не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить действия, направленные на устранение предполагаемого бездействия и какие конкретно действия каждый из ответчиков должен совершить, в связи с чем при вынесении решения суд должен был руководствоваться документами, регламентирующими деятельность административных ответчиков в сфере защиты особо охраняемых природных территорий.

В данном случае в спорных правоотношениях отсутствуют признаки бездействия со стороны Правительства Тверской области. К полномочиям Правительства относится лишь принятие в установленном законом порядке постановления об утверждении границ и паспорта особо охраняемой природной территории.

В возражениях на апелляционную жалобу Тверской межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав выступление представителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора Матросовой А.А., возражавшей против жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Статья 22 приведенного Федерального закона определяет, что государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Этот же Федеральный закон в статье 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что государственные природные заказники могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6, 7).

Аналогичную норму содержит статья 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьями 23, 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Судом установлено, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которой было установлено, что границы особо охраняемой природной территории регионального значения - государственный природный заказник «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены и не описаны, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах природного заказника как об особо охраняемой природной территории.

Как следует из материалов дела, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Тверской области, в число которых включен государственный природный заказник «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га. Данная особо охраняемая природная территория была признана таковой на основании распоряжения администрации Тверской области от 21 июля 1995 года № 657-р «О расширении площади особо охраняемых природных территории Тверской области».

Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В силу статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий.

Статья 32 названного закона закрепляет обязанность органов государственной власти направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации; осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Согласно статье 1 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией.

В соответствии со статьёй 13 Закона Тверской области «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; наделяет организации полномочиями по осуществлению управления государственными природными заказниками регионального значения, определяет подчиненность и порядок финансирования таких организаций.

Исходя из положений приведённых норм закона, а также согласно Закону Тверской области от 08 декабря 2010 года № 108-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» и Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года , установление и описание границ особо охраняемых природных территорий, направление документов для постановки на кадастровый относится к компетенции Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.

Как следует из пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Руководствуясь указанными нормативными правовыми актами, установив, что обязанность, возложенная на упомянутые органы исполнительной власти в силу закона, не исполнена, а отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Тверским межрайонным природоохранным прокурором требования.

Ссылка на отсутствие в решении суда указаний, в какой доле каждый из ответчиков должен выполнить возложенные на них обязанности, несостоятельна, поскольку вопросы, относящиеся к компетенции каждого из ответчиков, прописаны в нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность.

Доводы жалобы об отсутствии со стороны Правительства Тверской области незаконного бездействия, т.к. никаких документов от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области об утверждении границ и паспорта особо охраняемой природной территории не поступало, признаются судебной коллегией несостоятельными ввиду того, что указанные обстоятельства не являются для Правительства Тверской области основанием для невыполнения возложенных на него законом обязанностей в сфере защиты особо охраняемых природных территорий.

Как достоверно установлено в ходе рассмотрения дела, границы особо охраняемой природной территорий регионального значения – государственный природный заказник «Заказник № 2 Польцовского лесничества», площадью 1919 га фактически не установлены и не описаны, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах особо охраняемой природной территорий – государственный природный заказник «Заказник № 2 Польцовского лесничества», что противоречит требованиям действующего законодательства и свидетельствует о незаконном бездействии административных ответчиков.

Ссылки жалобы на то, что границы установлены распоряжением администрации Тверской области от 21 июля 1995 года № 657-р «О расширении площади особо охраняемых природных территорий Тверской области», в связи с чем возложение обязанности на административных ответчиков ещё раз установить эти границы является незаконным, не могут быть приняты как не соответствующие материалам дела и требованиям действующего законодательства. В списке особо охраняемых природных территорий, являющемся приложением к распоряжению № 657-р, указано только место расположения и номера кварталов.

Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного решения, так как направлены на иное толкование норм действующего законодательства, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм процессуального и материального права судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Твери от 03 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тверской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: