ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4666/17 от 04.10.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья: Кожевников Ю.А. Дело № 33а-4666/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кричкер Е.В.,

судей Бурова А.И.,

Машкиной Н.Ф.,

рассмотрев 04 октября 2017 года в порядке упрощённого (письменного) производства частную жалобу Б.Т.А.

на определение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 14 августа 2017 года, которым

оставлено без удовлетворения ходатайство Б.Т.А. об освобождении от уплаты госпошлины; административное исковое заявление Б.Т.А. оставлено без движения; Б.Т.А. предложено устранить недостатки, указанные в настоящем определении, в течение 10 дней с момента получения последнего, в противном случае административное исковое заявление будет считаться неподанным и возвратится лицу, его подавшему со всеми приложенными документами,

У С Т А Н О В И Л А:

Б.Т.А.. (далее по тексту – административный истец), отбывающий наказание в местах лишения свободы, обратился в Завьяловский районный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к федеральному казённому учреждению <данные изъяты> Управления федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее по тексту – административный ответчик, <данные изъяты>), в котором просил признать незаконными: постановления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на него взысканий, приложение к приказу от ДД.ММ.ГГГГ и приложение к приказу от ДД.ММ.ГГГГ ответ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за , бездействие в виде неознакомления с изменениями его прав и обязанностей, а также с порядком и условиями отбывания наказания; возложить на административного ответчика обязанность по устранению допущенных в отношении него нарушений. Кроме того, просил суд освободить его от уплаты государственной пошлины (далее по тексту – госпошлина), ссылаясь на отсутствие денежных средств на лицевом счёте и тяжёлое материальное положение (л.м.5, 6).

Судья постановил вышеуказанное определение.

В частной жалобе Б.Т.А. просит определение судьи отменить, освободить его от уплаты госпошлины и направить его административное исковое заявление в Завьяловский районный суд Удмуртской Республики для рассмотрения по существу. При этом ссылается на несоответствие выводов судьи обстоятельствам дела (л.м.16).

Изучив и проанализировав административный материл по административному исковому заявлению Б.Т.А.. в полном объёме на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 130 КАС РФ, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Судебная коллегия констатирует, что административным истцом заявлен спор, подлежащий рассмотрению по правилам главы 22 КАС РФ, статья 220 которой устанавливает требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями.

Согласно части 3 статьи 220 КАС РФ к административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 126 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленном порядке и размере либо право на получение льготы по уплате госпошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого.В данном случае административный истец не приложил к административному исковому заявлению документ, подтверждающий уплату госпошлины, и ходатайствовал об освобождении от её уплаты, ссылаясь на своё тяжёлое материальное положение и отсутствие денежных средств на лицевом счёте.

Оставляя без удовлетворения данное ходатайство Б.Т.А. судья руководствовался отсутствием среди приложенных к административному исковому заявлению документов справки о его имущественном положении, а также документов о том, что он отнесён к числу лиц, освобождённых от уплаты госпошлины. В связи с чем, оставил административное исковое заявление без движения, указав на необходимость уплаты последней.

Между тем, судебная коллегия по административным делам не может согласиться с данными выводами судьи.

Как следует из представленного административного материала, административный истец отбывает наказание в виде лишения свободы в <данные изъяты>

При подаче в суд административного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ в подтверждение тяжёлого материального положения и отсутствия денежных средств на лицевом счёте Б.Т.А. представил справку за подписью <данные изъяты> (л.м.20).

Данное обстоятельство подтверждается административным исковым заявлением, в числе приложений к которому административный истец указал сппавку о состоянии счёта, а также письмом судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, возвратившей без рассмотрения указанную справку направившему её в суд административному истцу (л.м.6 на обороте, 18).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 13 июня 2006 года № 272-О, федеральный законодатель, располагая достаточной свободой усмотрения при регулировании способов и процедур судебной защиты, обязан предоставить участникам судопроизводства такие гарантии права на судебную защиту, которые обеспечивали бы её полноту и своевременность, эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде и ему не должны помешать чрезмерные правовые или практические препятствия. Вместе с тем отсутствие у заинтересованного лица возможности – в силу его имущественного положения – исполнить обязанность по уплате госпошлины не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту. При этом уменьшение размера госпошлины либо отсрочка (рассрочка) её уплаты могут оказаться недостаточными для обеспечения доступа граждан к правосудию, особенно если речь идет о находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют денежных средств на лицевом счёте, или о лицах, находящихся в местах содержания под стражей.

В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу о том, что суд по ходатайству физического лица может принять решение об освобождении от уплаты госпошлины, если иное уменьшение размера госпошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) её уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию; это касается и заявителей, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют денежных средств на лицевом счёте.

Согласно представленной административным истцом справки , на ДД.ММ.ГГГГ на лицевом счёте осужденного Б.Т.А.., ДД.ММ.ГГГГ находящегося в <данные изъяты>, денежные средства составляют ноль рублей 02 копейки. В настоящее время осужденный трудоустроен (л.м.20).

При таких обстоятельствах у судьи имелись основания для удовлетворения заявленного Б.Т.А. ходатайства об освобождении его от уплаты госпошлины при подаче административного искового заявления в суд.

Следовательно, определение судьи нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене, а ходатайство административного истца об освобождении от уплаты госпошлины – удовлетворению.

Руководствуясь статьёй 316 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Определение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 14 августа 2017 года отменить,

освободить Б.Т.А. от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления об обжаловании решений и действий (бездействия) сотрудников федерального казённого учреждения <данные изъяты> Управления федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Удмуртской Республике.

Возвратить материал в Завьяловский районный суд Удмуртской Республики на стадию принятия к производству суда.

Председательствующий судья: Кричкер Е.В.

Судьи: Буров А.И.

Машкина Н.Ф.