№ 33а-4689/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 10 августа 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Астапенко С.А.
судей: Морозковой Е.Е. и Ночевника С.Г.
при секретаре: Тюриковой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 09 марта 2017 года, которым удовлетворен административный иск Гатчинского городского прокурора Ленинградской области об обязании администрации муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., объяснения представителя администрации муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области Кузнецовой И.Г., возражения прокурора Махмудова Э.Т., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Гатчинский городской прокурор обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с административным иском, в котором просил обязать администрацию муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обоснование указал, что в нарушение требований ч. 2 ст. 25, ст. 29 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, порядок ее деятельности не установлен. Отсутствие на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, что послужило основанием для обращения в суд в порядке ст. 39 КАС РФ.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика иск не признал, представив письменные возражения.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 09.03.2017 административный иск прокурора удовлетворен. Администрация муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области обязана в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу решения суда создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что прокурором не представлено доказательств нарушения прав граждан, не выяснено как организована деятельность по оказанию ритуальных услуг на территории муниципального образования. Судом не учтено, что федеральным законодательством не определен порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела. Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» не установлена обязанность поселения по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, не определена ее организационно-правовая форма. На день рассмотрения дела вопрос об организации ритуальных услуг на территории поселения решен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области Кузнецова И.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурором, участвующим в деле, поданы возражения относительно апелляционной жалобы, в которой прокурор решение суда полагает правильным, а доводы жалобы необоснованными.
В судебном заседании прокурор Махмудов Э.Т. решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования –без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»(далее –Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ) органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ).
Из положений ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.
В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В ст.1 Областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 №48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» вопросы местного значения, предусмотренные в том числе п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закреплены за сельскими поселениями Ленинградской области.
На территории поселения имеется одно муниципальное кладбище, расположенное в дер. Петровой Гатчинского района Ленинградской области. Ритуальные услуги в муниципальном образовании оказывает ООО «Ритуал».
Установлено, что администрацией муниципального образования разрабатываются документы для выполнения мероприятий по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также по подготовке и проведению процедур по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела. Главой администрации муниципального образования Пудостьское сельское поселение издано распоряжение от 14.06.2016 №17 «Об утверждении плана устранения нарушений антимонопольного законодательства и законодательства в сфере противодействия коррупции». Разработан проект постановления об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг по выдаче разрешений на захоронение.
Однако, на территории муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что органом местного самоуправления поселения были предприняты все необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе приняты соответствующие правовые акты, регламентирующие реализацию права граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению.
Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований. Выводы суда базируются на собранных по делу доказательствах и соответствуют приведенным федеральным нормам, положениям названного областного закона и Устава поселения.
Решение суда является правильным и мотивированным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Доводы об отсутствии экономической целесообразности по созданию специализированной службы с учетом перечисленных выше правовых норм не являются правовыми основаниями ни к отмене обжалуемого решения суда, ни к отказу в удовлетворении названных требований прокурора.
Суждение о том, что вопрос об организации ритуальных услуг на территории муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области решен иным способом не освобождает администрацию муниципального образования от исполнения публичной обязанности, предусмотренной п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.9, 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ и не является правовым основанием к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 09 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: