ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4695/2017 от 25.05.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья-докладчик Папуша А.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Папуши А.С.,

судей Каракич Л.Л., Харина Р.И.,

при секретаре судебного заседания Шкинёвой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Ангарский цементно-горный комбинат» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости

по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на решение Иркутского областного суда от 17 февраля 2017 года,

У С Т А Н О В И Л А:

В обоснование административного искового заявления указано, что акционерное общество «Ангарский цементно-горный комбинат» (далее по тексту АО «Ангарскцемент») является собственником земельного участка, расположенного <данные изъяты>, который образован в результате раздела земельного участка с кадастровым <номер изъят> на два самостоятельных земельных участка.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года кадастровая стоимость земельного участка <номер изъят> установлена в размере 40 943 000,00 рублей, соответственно, удельный показатель его кадастровой стоимости составил по состоянию на 1 января 2012 года 186,00 рублей за 1 кв.м. Эта кадастровая стоимость внесена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в сведения государственного кадастра недвижимости 1 апреля 2015 года.

Вновь образованные в результате раздела земельные участки, в том числе спорный, поставлены на кадастровый учет 15 декабря 2014 года. Однако их кадастровая стоимость определена не с учетом установленной судебным актом кадастровой стоимости земельного участка, а с применением удельного показателя в размере 1 292,87 рублей за 1 кв.м. в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп». Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> составила 267 758 548,48 рублей.

В целях устранения нарушения своих прав АО «Ангарскцемент» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, представив отчет оценщика о рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение на него. 28 января 2016 года Комиссией принято решение об определении размера кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 102 259 700,00 рублей.

В последующем административный ответчик письмом от 9 февраля 2016 года сообщил АО «Ангарскцемент» о допущенной технической ошибке при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> на дату постановки его на кадастровый учет 15 декабря 2014 года. После исправления ошибки кадастровая стоимость земельного участка составила 38 521 344,00 рублей.

3 марта 2016 года АО «Ангарскцемент» обратилось с заявлением об отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 28 января 2016 года, однако орган кадастрового учета сообщил об отсутствии процедуры отмены решения Комиссии.

При определении налогооблагаемой базы по земельному налогу будет применяться кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят>, установленная названным решением Комиссии.

Административный истец полагал, что несвоевременное исправление технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости повлекло существенное увеличение земельного налога, что незаконно возлагает на него как собственника объекта недвижимости дополнительные финансовые обязательства в виде увеличения ежегодного оплачиваемого в бюджет земельного налога, что негативно сказывается на его финансово-экономическом положении.

С учетом уточнения исковых требований АО «Ангарскцемент» просило суд определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят>, установив ее в размере 38 521 344,00 рубля, исходя из удельного показателя в размере 186,00 рублей за 1 квадратный метр с 28 января 2016 года; обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости по земельному участку с кадастровым <номер изъят> с 28 января 2016 года в части установления кадастровой стоимости в размере 38 521 344,00 рубля, исходя из удельного показателя в размере 186,00 рублей за 1 квадратный метр.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Ангарскцемент» Давыдова Н.В., действующая на основании доверенности, административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Огнева Н.Г., действующая на основании доверенности, возражала против возложения на учреждение обязанности по внесению соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости в случае установления новой кадастровой стоимости, поскольку это не входит в полномочия кадастровой палаты.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Правительство Иркутской области в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Решением суда административные исковые требования АО «Ангарскцемент» удовлетворены частично, установлена кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> в размере 38 521 344,00 рубля с 28 января 2016 года с применением удельного показателя в размере 186,00 рублей за 1 квадратный метр.

Судом отказано в удовлетворении требований о возложении обязанности на филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости по земельному участку с кадастровым <номер изъят> в части установления кадастровой стоимости в размере 38 521 344,00 рубля с 28 января 2016 года с применением удельного показателя в размере 186,00 рублей за 1 квадратный метр.

В апелляционной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены законы, не подлежащие применению, не применены законы, подлежащие применению.

Обращает внимание, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в размере рыночной стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 1 апреля 2015 года (после раздела земельного участка и образования из него земельного участка с кадастровым <номер изъят>) на основании решения Арбитражного Суда Иркутской области от 28 августа 2014 года, копия которого с отметкой о вступлении в законную силу представлена в орган кадастрового учета 30 марта 2015 года.

Полагает, что на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым <номер изъят> его кадастровая стоимость рассчитана в точном соответствии с законодательством, исходя из значения удельного показателя, унаследованного от исходного земельного участка с кадастровым <номер изъят>.

По мнению заявителя жалобы, исправление технической ошибки в сведениях о стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> по заявлению АО «Ангарскцемент» от 14 января 2016 года, не может считаться несвоевременным, поскольку сведения о стоимости исходного земельного участка изменены уже после осуществления кадастрового учета вновь образованного спорного земельного участка, то есть после осуществления кадастровой процедуры. Кроме того, государственный кадастровый учет носит заявительный характер.

Отмечает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> в размере 38 521 344,00 рубля будет применяться с момента его образования, что свидетельствует об отсутствии факта нарушения органом кадастрового учета прав собственника земельного участка. Считает, что сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, установленные решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, являются достоверными и актуальными именно на дату образования земельного участка и постановки его на кадастровый учет.

Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что решение Комиссии преодолевает силу решения Арбитражного Суда Иркутской области, принятого в отношении земельного участка с кадастровым <номер изъят>, так как оно принято конкретно в отношении нового земельного участка с кадастровым <номер изъят>.

В возражениях на апелляционную жалобу АО «Ангарскцемент» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав доклад по делу, объяснения Огневой Н.Г. – представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, просившей решение по делу отменить, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что АО «Ангарскцемент» является собственником земельного участка <данные изъяты> выделенного из земельного участка с кадастровым <номер изъят>, кадастровая стоимость которого решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года установлена в размере рыночной стоимости 40 943 000,00 рублей по состоянию на 1 января 2012 года, то есть удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка за 1 кв.м. составил 186,00 рублей.

Земельный участок с кадастровым <номер изъят> поставлен на кадастровый учет 15 декабря 2014 года, его кадастровая стоимость определена с применением удельного показателя 1 292,87 рублей в соответствии с приложением № 2 к Постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановления № 239-пп от 5 мая 2014 года) и составила 267 758 548,48 рублей.

30 марта 2015 года в орган кадастрового учета представлено вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> равной рыночной, однако кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> в соответствии с требованиями Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, не пересмотрена в связи с изменением кадастровой стоимости исходного земельного участка. Указанное подтверждается ответом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области от 9 февраля 2016 года.

25 декабря 2015 года в связи со значительным увеличением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> АО «Ангарскцемент» обратилось в установленном законом порядке в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, решением которой от 28 января 2016 года заявление АО «Ангарскцемент» об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 102 259 700,00 рублей удовлетворено.

Также судом установлено, что в связи с обращением 14 января 2016 года АО «Ангарскцемент» филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области 4 февраля 2016 года принято решение об исправлении технической ошибки, и кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 38 521 344,00 рубля.

Однако после этого, в порядке, предусмотренном статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», 9 февраля 2016 года в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области поступило указанное решение Комиссии, на основании которого сведения о кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым <номер изъят> в размере 102 259 700,00 рублей внесены в государственный кадастр недвижимости.

Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным и одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Разрешая возникший спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что разрешение Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области вопроса о пересмотре кадастровой стоимости и установлении ее равной рыночной при наличии сведений о решении Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года, которым кадастровая стоимость исходного земельного участка была уже пересмотрена и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости уже использованы органом кадастрового учета при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, по существу необоснованно преодолело вступивший в законную силу судебный акт. Несвоевременное исправление технической ошибки повлекло повторное разрешение вопроса об определении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной посредством обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, что после исправления технической ошибки привело к нарушению прав административного истца, поскольку кадастровая стоимость земельного участка в размере 38 521 344,00 рубля, определенная органом кадастрового учета при исправлении технической ошибки, оказалась ниже кадастровой стоимости, определенной решением Комиссии.

Установив указанные обстоятельства, суд частично удовлетворил административные исковые требования АО «Ангарскцемент» и установил кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты> в размере 38 521 344,00 рубля с 28 января 2016 года с применением удельного показателя в размере 186,00 рублей за 1 квадратный метр.

Отказывая в удовлетворении требований о возложении обязанности на филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости по земельному участку с кадастровым <номер изъят> в части установления кадастровой стоимости в размере 38 521 344,00 рубля с 28 января 2016 года с применением удельного показателя в размере 186,00 рублей за 1 квадратный метр, суд указал, что они не подлежат удовлетворению, поскольку орган кадастрового учета обязан внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Выводы суда, изложенные в решении, подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

В целом доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку они направлены на иное толкование закона и оценку представленных доказательств, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Сама по себе иная оценка заявителем апелляционной жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Иркутского областного суда от 17 февраля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества «Ангарский цементно-горный комбинат» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости – оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий А.С. Папуша

Судьи Л.Л. Каракич

Р.И. Харин