Судья Головко М.В. Дело № 33а-469/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 03 июня 2014 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Шеховцовой Э.А.
судей Строчкиной Е.А., Товчигречко М.М.
при секретаре Антонове А.В.,
с участием прокурора Левушкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июня 2014 года
дело по апелляционным жалобам председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска Владычкиной З.В., представителя ответчика Администрации г. Невинномысска по доверенности Стаценко С.А.
на решение Невинномысского городского суда от 11 марта 2014 года
по гражданскому делу по заявлению прокурора г.Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Невинномысска и Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска, о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г.Невинномысска и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска, выразившихся в непринятии мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества наружных газовых сетей, состоящих из подземного газопровода к ГРПШ в районе жилого дома № * по ул. Строительной диаметром * мм длиной *м., подземного газопровода к ГРПШ диаметром *мм длиной * м., подземного газопровода от ГРПШ до узла учета жилого доима № * по ул. Строительной диаметром* мм и * мм длиной * м., а также ГРПШ (газораспределительный шкаф) в районе жилого дома № * по ул. Строительной, о возложении обязанности в срок до 01.07.2014 г. обратиться в Невинномысский отдел Управления Росреестра по СК с заявлением о постановке чет в качестве бесхозных наружных газовых сетей, состоящих из подземного газопровода к ГРПШ в районе жилого дома № * по ул. Строительной диаметром * мм длиной * м подземного газопровода к ГРПШ диаметром * мм длиной *м, подземного газопровода от ГРПШ до узла жилого дома № * по ул. Строительной диаметром * мм и * мм длиной * м, а также ГРПШ (газораспределительный шкаф) в районе жилого дома № * по ул. Строительной в городе Невинномысске,
В обоснование требований указано, что прокуратурой города Невинномысска проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения. Проверкой установлено, что в границах муниципального образования городского округа - города Невинномысска расположены наружные газовые сети, состоящие из подземного газопровода к ГРПШ в районе жилого дома №* по ул.Строительной диаметром * мм длиной * м., подземного газопровода к ГРПШ ветром * мм длиной * м, подземного газопровода от ГРПШ до узла учета жилого дома по ул.Строительной диаметром * мм и * мм длиной * м, а также ГРПШ (газораспределительный шкаф) в районе жилого дома № * по ул. Строительной. Собственник указанных газовых сетей не известен. На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.1 ч.2 ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности городских округов может находиться имущество, предназначенное для газоснабжения в границах муниципального образования. Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на вещь. Несмотря на то, что вышеуказанные тепловые сети и сети горячего водоснабжения были выявлены еще в 2013 году, администрацией города Невинномысска и Управлением Жилищно-коммунального хозяйства администрации города, как органом администрации, уполномоченным на решение задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства, меры по постановке газопровода на учет в качестве бесхозяйного имущества не приняты. Непринятие соответствующих мер по определению владельца наружных газовых сетей создает угрозу экологической безопасности, а также угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан. Пунктом 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. №580, предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, на орган местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных сетей. Согласно данным Невинномысского отдела управления Росреестра по СК сведения о собственнике наружных газовых сетей, состоящих из подземного газопровода к ГРПТТТ в районе жилого дома №* по ул. Строительной диаметром * мм длиной * м., подземного газопровода к ГРПТТТ диаметром * мм длиной * м, подземного газопровода от ГРПТТТ до узла учета жилого дома №* по ул.Строительной диаметром * мм и * мм длиной * м, а также ГТТТТ (газораспределительный шкаф) в районе жилого дома № * по ул.Строительной, отсутствуют. В соответствии с п.п. 5 п. 12 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска, утвержденного решением Думы г Невинномысска от 25.09.2013 г. № 442-42 к функциям Комитета отнесена постановка в установленным законом порядке постановка на учет бесхозных объектов недвижимости и обеспечение регистрации права муниципальной собственности на такие объекты.
Решением Невинномысского городского суда от 11 марта 2014 года заявление прокурора г.Невинномысска удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие администрации города Невинномысска, КУМИ администрации г. Невинномысска, выразившееся в не принятии мер к постановке на учет в качестве бесхозного имущества наружных газовых сетей, состоящих из подземного газопровода ГРПШ в районе жилого дома № * по ул. Строительной диаметром * мм длиной * м., подземного газопровода к ГРПШ диаметром *мм длиной * м., подземного газопровода от ГРПШ до узла учета жилого дома № * по ул. Строительной диаметром * мм и * мм длиной * м., а также ГРПШ (газораспределительный шкаф) в районе жилого дома № * по ул. Строительной. Обязал администрацию города Невинномысска, КУМИ администрации г. Невинномысска, в срок до 01.07.2014 г. обратиться в Невинномысский отдел Управления Росреестра по СК с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозных наружных газовых сетей, состоящих из подземного газопровода к ГРПШ в районе жилого дома № * по ул. Строительной диаметром * мм длиной * м подземного газопровода к ГРПШ диаметром * мм длиной * м, подземного газопровода от ГРПШ до узла жилого дома № * по ул. Строительной диаметром * мм и * мм длиной * м, а также ГРПШ (газораспределительный ) в районе жилого дома № * по ул. Строительной в городе Невинномысске.
В апелляционной жалобе председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска Владычкина З.В. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований. Судом не правильно применены нормы материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г. Невинномысска по доверенности Стаценко С.А. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований. Судом не правильно применены нормы материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционные жалобы помощник прокурора г. Невинномысска Дудченко Е.Н. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, выслушав представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска и администрации г.Невинномысска по доверенностям Белову А.В., просившую решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, заключение прокурора Левушкиной Е.В., полагавшую, что решение суда законное и отмене не подлежит, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения постановленного по делу судебного акта не находит.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
При рассмотрении возникшего спора суд правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, а также нормами процессуального права - положениями ГПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой г. Невинномысска проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения.
В ходе проверки установлено, что в границах муниципального образования городского округа - города Невинномысска расположены наружные газовые сети, состоящие из подземного газопровода к ГРПШ в районе жилого дома №* по ул.Строительной диаметром * мм длиной * м., подземного газопровода к ГРПШ ветром * мм длиной * м, подземного газопровода от ГРПШ до узла учета жилого дома по ул.Строительной диаметром * мм и * мм длиной * м, а также ГРПШ (газораспределительный шкаф) в районе жилого дома № * по ул. Строительной.
Судом первой инстанции установлено, что данные наружные газовые сети не имеют собственника, то есть являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.
При рассмотрении возникшего спора суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими возникшие правоотношения, - положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности городских округов может находиться имущество, предназначенное для газоснабжения в границах муниципального образования.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится, в числе прочего, принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей.
Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № *.
Исходя из смысла пункта 3 статьи 225 ГК РФ и пункта 5 вышеназванного Положения орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан выполнять соответствующие обязанности.
Отсутствие права собственности на наружные газовые сети не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении угроз экологической безопасности и угроз причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
Учитывая, что спорные объекты - наружные газовые сети, состоящие из подземного газопровода к ГРПШ в районе жилого дома №* по ул.Строительной диаметром * мм длиной * м., подземного газопровода к ГРПШ ветром * мм длиной * м, подземного газопровода от ГРПШ до узла учета жилого дома по ул.Строительной диаметром *мм и * мм длиной * м, а также ГРПШ (газораспределительный шкаф) в районе жилого дома № * по ул. Строительной, не имеют собственника и не состоят в регистрирующем органе как бесхозяйное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие администрации муниципального образования городского округа - города Невинномысска (Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска) по вопросу обращения в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных объектов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из пункта 3 статьи 225 ГК РФ.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городского округа - города Невинномысска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска следует признать правильным, основанным на верном применении вышеизложенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу прямого указания закона суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (часть 1 статьи 258 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что администрация муниципального образования городского округа - города Невинномысска необоснованно уклонилась от выполнения возложенных на нее законом обязанностей по обращению в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет спорных бесхозяйных наружных газовых сетей, суд пришел к правильному выводу о возложении на орган местного самоуправления соответствующей обязанности.
Доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Доводов, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно, выводы решения им соответствуют, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 11 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий Судьи: