Судья: Кулакова С.А.
Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-4718/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск 10 июля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Каракич Л.Л.
судей Харина Р.И. и Гусаровой Л.В.
при секретаре Матрозе Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» в лице администрации Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» к Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства» о признании бездействия по непринятию мер по осуществлению капитального ремонта участков автомобильных дорог незаконными, возложении обязанности осуществить капитальный ремонт участков автомобильных дорог, находящихся в федеральной собственности
по апелляционной жалобе администрации Тайшетского городского поселения
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 05 марта 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 20.03.2017 ФКУ Упрдор «Прибайкалье» предъявлено исковое заявление о возложении обязанности на администрацию принять из федеральной собственности в муниципальную собственность два участка автомобильной дороги М-53 «Байкал»: подход к г. Тайшету км. 1213+700 - км. 1216+750 (протяженностью 3,050 км.) автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь»; подход к г. Тайшету км. 1207+400 - км. 1208+780 (протяженностью 1,380 км.) автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь». Поскольку в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, в связи с обращением главы Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселении» (далее по тексту - администрация) установлено неудовлетворительное состояние указанных выше участков автомобильной дороги М-53 «Байкал», по мнению административного истца, ФКУ Упрдор «Прибайкалье», осуществляющим функции собственника участков автодороги, в чьи обязанности входит обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, организация работ по капитальному ремонту таких дорог, допущено бездействие по приведению спорных участков дороги, находящихся в оперативном управлении административного ответчика, в состояние, пригодное для их использования неограниченным кругом лиц. Согласно акту комиссионного обследования участка дороги от 16.05.2017 на участке км. 1213+700 - км. 1216+750 на дорожном покрытии имеются выбоины, трещины асфальтобетонного покрытия; отсутствует искусственное освещение, тротуар, на примыканиях и пересечениях отсутствуют знаки дорожного движения 2.1 и 2.4 ПДД РФ; отсутствует организованный водоотвод (на момент осмотра кюветная часть заполнена водой по причине отсутствия либо засорения водопропускных труб, существующие разъезды с федеральной трассы не соответствуют действующим стандартам; обочины в неудовлетворительном состоянии, имеются просадки, застой воды; отсутствуют остановочные пункты (остановка «МСО» с правой стороны дороги, остановки «Агроснаб» с левой стороны дороги, остановка «Подстанция» с правой стороны дороги; на участке км. 1207+400 - км. 1208+780 отсутствует искусственное освещение проезжей части, остановочный пункт «Тайшетка» с нечетной стороны дороги, сигнальные столбики на подходах к мосту через р. Тайшетка; на примыканиях и пересечениях отсутствуют знаки дорожного движения 2.1 и 2.4 ПДД РФ; вдоль насыпи, превышающей высоту 3 м, отсутствует барьерное ограждение; состояние указанных участков автодороги не соответствует схеме организации дорожного движения (утв. ФКУ Упрдор «Прибайкалье).
Просил признать незаконным бездействие ФКУ Упрдор «Прибайкалье» по непринятию мер по осуществлению капитального ремонта участков автомобильных дорог М-53 «Байкал», находящихся в федеральной собственности, а именно: подход к г. Тайшету км. 1213+700 - км. 1216+750 (протяженностью 3,050 км.) автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь»; подход к г. Тайшету км. 1207+400 - км. 1208+780 (протяженностью 1,380 км.) автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь»; возложить обязанность на ФКУ Упрдор «Прибайкалье» осуществить капитальный ремонт участков автомобильных дорог М-53 «Байкал», находящихся в федеральной собственности, а именно: подход к г. Тайшету км. 1213+700 - км. 1216+750 (протяженностью 3,050 км.) автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь»; подхода к г. Тайшету км. 1207+400 - км. 1208+780 (протяженностью 1,380 км.) автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь», посредством: устранения на участке км. 1213+700 - км. 1216+750 на дорожном покрытии выбоин, трещин асфальтобетонного покрытия; искусственного освещения проезжей части автодороги; оборудования тротуара; установки на примыканиях и пересечениях знаков дорожного движения 2.1 и 2.4 ПДД РФ; обустройства организованного водоотвода, водопропускных труб, существующих съездов с федеральной трассы; приведения в надлежащее состояние обочин; обустройства остановочных пунктов (остановку «МСО» с правой стороны дороги, остановку «Агроснаб» с левой стороны дороги, остановку «Подстанция» с правой стороны дороги); обустройства на участке км. 1207+400 - км. 1208+780 остановочного пункта «Тайшетка» с нечетной стороны дороги; сигнальных столбиков на подходах к мосту через р. Тайшетка; на примыканиях и пересечениях знаков дорожного движения 2.1 и 2.4 ПДД РФ; вдоль насыпи, превышающей высоту 3 м, барьерного ограждения.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 05 марта 2018 года требования административного искового заявления оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель администрации Тайшетского городского поселения по доверенности К.Н., выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильном применении норм материального права.
Обращает внимание, что в ходе рассмотрения дела по существу был установлен факт осуществления ФКУ Упрдор «Прибайкалье» содержания и ремонта спорных участков автодороги после того, как данные участки утратили статус дороги общего пользования федерального значения, однако данный факт не был отражен в оспариваемом решении суда.
Указывает, что суд не дал оценку, не выяснил, на каком основании управление осуществляло содержание спорных участков после 2010 г., из каких источников производилось финансирование, учитывая заявление административного ответчика о том, что с 2010 года организация ремонта не входила в его обязанности.
Отмечает, что факт незаконного бездействия административного ответчика был установлен в ходе проведения прокурорской проверки, подтвержден имеющимся в материалах дела Актом осмотра участков дорог М-53 «Байкал» от 16.05.2017 г.
В судебном заседании прокурор Нагорная И.Н., возражала по доводам апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Исходя из ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Как разъяснено в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 5 ст. 4 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги: 1) соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации; 2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.
Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги: 1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации; 2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения; 3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации - городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.
В силу ч. 9 ст. 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В силу п.п. 2, 3 ст. 11 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся установление порядка осуществления и осуществление федерального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, в связи с обращением главы администрации Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» Тайшетским межрайонным прокурором установлено неудовлетворительное состояние двух участков автомобильной дороги М-53 «Байкал».
Согласно акту от 16.05.2017, составленному комиссией администрации Тайшетского городского поселения, осмотру подвергнуты участки автомобильной дороги М-53 «Байкал» в границах Тайшетского городского поселения - км. 1207+400 м. 1208+780 и км. 1213+700 - км. 1216+750.
Так, в ходе осмотра установлено, что на участке км. 1213+700 - км. 1216+750 на дорожном покрытии имеются выбоины, трещины асфальтобетонного покрытия; отсутствует искусственное освещение, тротуар, на примыканиях и пересечениях отсутствуют знаки дорожного движения 2.1 и 2.4 ПДД РФ; отсутствует организованный водоотвод (на момент осмотра кюветная часть заполнена водой по причине отсутствия либо засорения водопропускных труб, существующие разъезды с федеральной трассы не соответствуют действующим стандартам; обочины в неудовлетворительном состоянии, имеются просадки, застой воды; отсутствуют остановочные пункты (остановка «МСО» с правой стороны дороги, остановки «Агроснаб» с левой стороны дороги, остановка «Подстанция» с правой стороны дороги; на участке км. 1207+400 - км. 1208+780 отсутствует искусственное освещение проезжей части, остановочный пункт «Тайшетка» с нечетной стороны дороги, сигнальные столбики на подходах к мосту через р. Тайшетка; на примыканиях и пересечениях отсутствуют знаки дорожного движения 2.1 и 2.4 ПДД РФ; вдоль насыпи, превышающей высоту 3 м., отсутствует барьерное ограждение; состояние указанных участков автодороги не соответствует схеме организации дорожного движения (утв. ФКУ Упрдор «Прибайкалье).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 21.08.2017 по делу № А19-4169/2017 установлено, что в 2010 году был введен в эксплуатацию участок федеральной автомобильной дороги общего пользования Р-255 «Сибирь» (обход г. Тайшета) км. 1200+000 - 1225+300, протяженностью 25,3 км. (схема автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» на участках км. 1213+700 - км. 1216+750 и км. 1201+120 - км. 1208+780. В связи с чем ФКУ Упрдор «Прибайкалье» неоднократно обращалось в адрес администрации Тайшетского городского поселения по вопросу согласования передачи спорных участков дороги в муниципальную собственность.
Как следует из административного искового заявления, администрация Тайшетского городского поселения принятие спорных участков из федеральной собственности связывает с устранением выявленных в ходе осмотра и зафиксированных в акте от 16.05.2017 недостатков спорных участков дорог.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 21.08.2017 по делу № А19-4169/2017 удовлетворен иск ФКУ Упрдор «Прибайкалье», на администрацию Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» возложена обязанность принять из федеральной собственности в муниципальную собственность подход к г. Тайшету км. 1213+700 - км. 1216+750 (протяженность 3,050 км.) автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» и подход к г. Тайшету км. 1207+400 - км. 1208+780 (протяженность 1,380 км.) автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал».
Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от 28.02.2018 № 38/156-и издано распоряжение «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в оперативном управлении федерального казенного учреждения «Управление автомобильной дороги магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства (ОГРН 1023801032090), в муниципальную собственность Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение», которым изъята из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор «Прибайкалье» федеральное имущество: автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск протяженностью 3050 м, расположенной по адресу: Иркутская область, Федеральная автомобильная дорога М-53 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы. Подход к г. Тайшету км. 1213+700 - км. 1216+750, кадастровый номер 38:29:000000:1319, РНФИП 12400012684; автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск протяженностью 1380 м, расположенная по адресу: Иркутская область, Федеральная автомобильная дорога М-53 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск. Улан-Удэ до Читы. Подход к г. Тайшету км. 1207+400 - км. 1208+780, кадастровый номер 38:29:000000:1318, РНФИ П12400012687.
Как следует из решения арбитражного суда, в результате введения в 2010 году в эксплуатацию обхода г. Тайшета расположенный в границах муниципального образования города Тайшета участок автомобильной дороги М-53 «Байкал» км. 1213+700 - км. 1216+750 и км. 1204+120 - км. 1207+400 утратил статус участка дороги федерального значения, с момента постройки обходной дороги (2010 год) относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу раздела 3 Устава ФКУ Упрдор «Прибайкалье» (утв. приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 № 801) предметом деятельности учреждения является организация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения, закрепленных за управлением на праве оперативного управления, спорные участки автодороги в связи с введением в действие федеральной дороги общего пользования Р-255 «Сибирь» (обхода г. Тайшета) статус дороги общего пользования федерального значения утратили, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что организация капитального ремонта спорных участков дороги не входит в обязанности административного ответчика ФКУ Упрдор «Прибайкалье». В связи с чем обстоятельств, указывающих на бездействие административного ответчика по не организации работ по капитальному ремонту спорных участков дорог не установлено.
Принимая во внимание, что обстоятельств, свидетельствующих о бездействии административного ответчика, суд первой инстанции не установил, учитывая, что спорные участки дороги статус дороги общего пользования федерального значения утратили в связи со строительством обхода г. Тайшета в 2010 году, судом первой инстанции верно указано, что предусмотренных ч. 9 ст. 227 КАС РФ оснований для возложения на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем устранения выявленных в акте осмотра от 16.05.2017 недостатков дороги не имеется.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, основания для признания их неправильными отсутствуют. Нормы материального права судом применены верно, процессуальных нарушений не допущено.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 05 марта 2018 года, по административному исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» в лице администрации Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» к Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства» о признании бездействия по непринятию мер по осуществлению капитального ремонта участков автомобильных дорог незаконными, возложении обязанности осуществить капитальный ремонт участков автомобильных дорог, находящихся в федеральной собственности, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Каракич
Судьи: Р.И. Харин
Л.В. Гусарова