ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4740/19 от 29.05.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Галкина О.В. Дело № 33а-4740/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 мая 2019 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Ковалюк Л.Ю., Титовой В.В.,

при секретаре Клименко А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Алейска Алтайского края на решение Алейского городского суда Алтайского края от 18 февраля 2019 года

по делу по административному исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Алейска Алтайского края об оспаривании бездействия, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Алейска Алтайского края, в котором с учетом последующего уточнения просил:

- признать незаконным бездействие муниципального образования город Алейск в лице администрации города Алейска Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по признанию бесхозяйным и постановке на учет недвижимого имущества - улично-дорожной сети военного городка <номер> г. Алейска, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером <номер>: <адрес>;

- обязать администрацию города Алейска принять меры для признания указанного имущества бесхозяйным и постановке его на учет в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- обязать администрацию города Алейска организовать мероприятия по надлежащему содержанию (ремонту) дорожного покрытия улично-дорожной сети военного городка <номер> г. Алейска.

В обоснование требований указано, что военной прокуратурой Барнаульского гарнизона проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что улично-дорожная сеть военного городка <номер> г. Алейска находится в неудовлетворительном состоянии, не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93. Улично-дорожная сеть военного городка <номер> г. Алейска расположена на территории земельного участка с кадастровым номером <номер> с видом разрешенного использования для нужд обороны, однако не относится к автомобильным дорогам необщего пользования, так как используется гражданами, в том числе для проезда к образовательным организациям. Военный городок не имеет специального пропускного режима, въезд доступен неограниченному кругу лиц. Поскольку указанная улично-дорожная сеть ни у кого на балансе не состоит, ни за кем не закреплена, в собственность муниципального образования в установленном порядке не передавалась, она подлежит постановке на учет как бесхозяйное имущество муниципальным образованием город Алейск.

Решением Алейского городского суда Алтайского края от 18 февраля 2019 года требования прокурора удовлетворены частично.

Признано незаконным бездействие муниципального образования город Алейск в лице администрации города Алейска, выразившееся в непринятии мер по признанию бесхозяйным и постановке на учет недвижимого имущества - улично-дорожной сети военного городка <номер> г. Алейска, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером <номер>: <адрес>.

На администрацию города Алейска Алтайского края возложена обязанность принять меры для признания указанного выше имущества бесхозяйным и постановке его на учет в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На администрацию города Алейска Алтайского края возложена обязанность организовать мероприятия по надлежащему содержанию (ремонту) дорожного покрытия улично-дорожной сети военного городка <номер> г. Алейска, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером <номер>: <адрес>.

В остальной части административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе администрация города Алейска просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указано, что земельный участок, на котором расположена дорожная сеть, отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для нужд обороны. Данный участок является собственностью Российской Федерации и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «СибТУИО» Министерства обороны России. Не доказано, что спорная улично-дорожная сеть относится к автомобильным дорогам местного значения города Алейска. В перечень дорог муниципального образования дороги военного городка не входят. В соответствии с публичной кадастровой картой территория военного городка не имеет межевания земельных участков, в том числе под улицы. Указанная улично-дорожная сеть относится к внутриквартальным проездам и не может классифицироваться как автомобильные дороги общего пользования, так как данные дороги обеспечивают проезды к многоквартирным домам, социальным объектам, и они не имеют непосредственного сообщения с улицами и переулками города, не имеют разметки, дорожных знаков и прочих элементов, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Судом необоснованно отказано в назначении экспертизы. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ собственник улично-дорожной сети, расположенной на территории военного городка <номер> города Алейска, не обращался в администрацию города с предложением о передаче улично-дорожной сети в муниципальную собственность.

В письменных возражениях ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, Алейский межрайонный прокурор просят об оставлении решения суда без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России Чевлытко Н.А., прокурор Никулин Н.В.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России Чевлытко Н.А., прокурора Никулина Н.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма предусмотрена п. 5 ст. 7 Устава муниципального образования город Алейск Алтайского края.

Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=31DC336C6EA0D128CF9E954752D5EE5715DB39DD69233935DC3E68E809B59EB6939BEE0C67C114D22F42K 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 1 ст. 3 того же Закона).

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Элементами обустройства автомобильных дорог являются в том числе тротуары, пешеходные дорожки (п.п. 1, 5 ст. 3 того же Федерального закона).

Судом установлено, что на территории муниципального образования город Алейск Алтайского края имеется улично-дорожная сеть военного городка <номер> г. Алейска: <адрес>.

Согласно Генеральному плану муниципального образования город Алейск Алтайского края данные участки дорог находится в границах муниципального образования город Алейск Алтайского края.

Спорные дороги не входят в перечни дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» и постановлением Администрации Алтайского края от 27 апреля 2009 года № 188 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».

Согласно ответу ФГКУ «СибиирскоеТУИО» Минобороны России от ДД.ММ.ГГ объект недвижимого имущества (дорожная сеть военного городка – автодорога), расположенный в военном городке <номер> в г. Алейске, на учете не состоит.

Согласно ответу администрации города Алейска от ДД.ММ.ГГ в собственность города Алейска вышеуказанная улично-дорожная сеть не передавалась, в реестре объектов муниципальной собственности данная сеть не значится.

Из материалов дела усматривается, что <адрес>, полностью располагающаяся внутри военного городка, была включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Алейск Алтайского края, утвержденный постановлением администрации города Алейска от 09 ноября 2012 года № 1860. Однако постановлением от 09 декабря 2016 года № 1108 данная дорога из перечня исключена.

<адрес>, проходящая как по территории военного городка, так и по другой части города Алейска, включена в указанный перечень. При этом администрация оспаривает факт ее принадлежности к муниципальному имуществу в части, относящейся к военному городку, то есть на отрезке от многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, до пересечения с <адрес>.

Оснований полагать, что спорные участки дорог являются частными, не имеется.

С учетом изложенного судом верно установлено, что указанные выше автомобильные дороги военного городка не имеют собственника (собственник неизвестен), в связи с чем у администрации города Алейска в силу требований ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации имеется обязанность принять меры для признания указанного выше имущества бесхозяйным и постановке его на учет в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, которая ею не исполняется.

Как предусмотрено ч.ч. 3, 9 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.

Согласно ч. 8 ст. 6 указанного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В ответе военного прокурора Барнаульского гарнизона от ДД.ММ.ГГ указано, что в военном городке <номер> города Алейска КПП, а также иных пунктов контроля, препятствующих и ограничивающих доступ на территорию последнего, не имеется. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года № 1779-р военный городок <номер> города Алейска исключен из числа закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Принимая во внимание, что спорная улично-дорожная сеть расположена в границах г. Алейска, предназначена для движения транспортных средств, используется неограниченным кругом лиц, не включена в перечни автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения и не является частной, суд обоснованно указал, что данная улично-дорожная сеть представляет собой автомобильную дорогу общего пользования местного значения.

Ненадлежащее состояние данной автомобильной дороги подтверждается актом визуального осмотра дорожной сети военного городка <номер> г. Алейска от ДД.ММ.ГГ, составленным комиссией в составе начальника квартирно-эксплуатационной службы в/части <номер>Горбунова И.П., государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Алейский» старшего лейтенанта полиции Коваленко ЕВ. при участии помощника военного прокурора Барнаульского гарнизона капитана юстиции Поддубного В.А., и сторонами не оспаривается.

Поскольку дорожная деятельность в отношении указанных участков дорог администрацией города Алейска не осуществляется, судом правомерно на администрацию города Алейска возложена обязанность организовать мероприятия по надлежащему содержанию (ремонту) дорожного покрытия улично-дорожной сети военного городка <номер> г. Алейска, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером <номер>: <адрес>.

Невключение указанных дорог в Перечень дорог местного значения муниципального образования город Алейск, в реестр муниципальной собственности не освобождает административного ответчика от осуществления возложенной на него в соответствии с действующим законодательством обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения.

Ссылки в жалобе на то, что земельный участок, на котором расположена дорожная сеть, имеет разрешенное использование для нужд обороны, является собственностью Российской Федерации, не принимаются, поскольку из приведенных выше норм и обстоятельств дела следует, что содержание спорной улично-дорожной сети является обязанностью администрации города Алейска как органа местного самоуправления.

Доводы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы с целью определения, являются ли спорные дороги автомобильными дорогами или внутриквартальными проездами, не могут повлечь отмену решения. Судебная экспертиза назначается в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний. В данном случае суд оценил имеющиеся в деле доказательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии необходимости проведения экспертизы, так как материалами дела подтвержден факт отнесения спорных дорог к автомобильным дорогам.

Кроме того, сводом правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. приказом Министерства регионального развития России от 28 декабря 2010 года № 820) в таблице 7 предусмотрено, что проезд, представляющий собой подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов, относится к улицам и дорогам местного значения.

Указание в жалобе на то, что в соответствии с публичной кадастровой картой территория военного городка не имеет межевания земельных участков, в том числе под улицы, не может являться основанием для освобождения администрации от исполнения возложенных на нее обязанностей по содержанию автомобильных дорог местного значения и постановке их на учет.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Алейского городского суда Алтайского края от 18 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Алейска Алтайского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>