ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4749ПО от 16.01.2019 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Власова И.К.

дело № 33а-4749 пост. ...

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Улан-Удэ 16 января 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Захарова Е.И.,

судей коллегии Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С.,

при секретаре Петровой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Аташевой З.С. в интересах несовершеннолетних А и К к МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» о возложении обязанности обеспечить детей местами в дошкольном образовательном учреждении по апелляционной жалобе МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 октября 2018 года, которым административный иск удовлетворен и постановлено:

Возложить на МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» обязанность предоставить А, ... года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности.

Возложить на МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» обязанность предоставить К, ... года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности с даты достижения возраста двух лет, то есть с 14.11.2018 г.

Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с апелляционной жалобой, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия

установила:

обращаясь в суд, Аташева З.С. просила возложить на МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» (далее также - Комитет по образованию) обязанность по предоставлению ее детям А, ... года рождения, и К, ... года рождения, места в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности.

Требования основаны на том, что дети административного истца в установленный срок поставлены на учет подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования - с 10 марта 2016 года на указанном учете состоит А, с 31 января 2017 года – сын К. В 2018 году Аташева З.С. обратилась в Комитет по образованию с заявлением о предоставлении ее детям мест в муниципальном дошкольном учреждении. 27 сентября 2018 года административный ответчик сообщил Аташевой З.С. об отказе в удовлетворении ее заявления со ссылкой на необходимость соблюдения соответствующего порядка учета детей и комплектования квот в детские дошкольные учреждения. Заявителю было предложено воспользоваться альтернативными формами дошкольного обучения - группами дневного пребывания, частными детскими садами и прочими. Оспариваемые действия Комитета по образованию нарушают конституционное право детей на получение доступного бесплатного дошкольного образования. Административный ответчик в соответствии со своими полномочиями не предпринимает надлежащих и достаточных мер по обеспечению детей местом в дошкольном образовательном учреждении, что необходимо пресечь в судебном порядке.

В судебном заседании Аташева З.С. требования поддержала.

Представитель административного ответчика МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» Тапхарова И.К. возражала против удовлетворения требований. Указала, что незаконного бездействия при осуществлении полномочий по обеспечению детей доступным бесплатным дошкольным образованием Комитетом не допущено. Пояснила, что в настоящее время в городе Улан-Удэ дети обеспечиваются местами в муниципальных дошкольных учреждениях в установленном порядке, с учетом льготного (внеочередного, первоочередного) и общего порядка зачисления, что само по себе прав детей заявителя не нарушает. В системе рассматриваемого правового регулирования отсутствуют требования к ведению очереди, времени нахождения в ней детей, допустимым лимитам очередности, резерву мест в детских садах.

Районным судом постановлено решение об удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе представитель МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» Нимаева А.Ц. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что в силу действующего законодательства поступление ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение возможно в порядке очередности с учетом нормативно установленных льгот. В соответствии с принятым Администрацией г.Улан-Удэ Порядком учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении осуществляется в порядке общей очередности, а при наличии льгот - в первоочередном или внеочередном порядке. Положения указанного Порядка, регулирующего спорные правоотношения, суд не применил, а также не учел положения статьи 17 Конституции РФ. Предоставление мест в детских садах детям административного истца по решению суда нарушит конституционные права других детей, поставленных в очередь ранее. Права детей заявителя на дошкольное образование могут быть реализованы в иных, вариативных формах дошкольного образования.

На заседании судебной коллегии представитель МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» Нимаева А.Ц. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Административный истец Аташева З.С. возражала против удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

В соответствии с положениями статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, а также гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9 Федерального закона № 273-ФЗ), получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, а правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (части 3 и 4 названной выше статьи).

Таким образом, в силу действующего правового регулирования муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Как следует из материалов дела, А, ... г.р., и К, ... г.р., состоят на учете в Реестре будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций г. Улан-Удэ с 10 марта 2016 года и 31 января 2017 года соответственно.

Судом установлено, что Аташева З.С. обратилась в МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» с заявлением о предоставлении ее детям мест в муниципальном дошкольном учреждении.

Из ответа МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 27 сентября 2018 года следует, что в сентябре-октябре 2018 года планируется проведение дополнительного комплектования на 1007 свободных мест в дошкольные образовательные организации, в связи с чем заявителю предложено добавить, изменить или расширить перечень МДОУ в электронной карточке ребенка с указанием тех учреждений, которые подадут заявки на дополнительный набор детей соответствующей возрастной категории. Также заявителю разъяснена возможность предоставления субсидии организациям, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по дневному присмотру и уходу за детьми.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Аташевой З.С. требований, поскольку материалы дела не содержат сведений, подтверждающих принятие Комитетом по образованию Администрации г. Улан-Удэ в порядке, установленном пунктом 4 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ, мер для решения вопроса об устройстве детей Аташевой З.С. в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

При этом суд правильно исходил из того, что поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, соответствующее заявление родителя), уполномоченный орган обязан обеспечить детей местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования. Непредоставление же детям такого места указывает о ненадлежащем исполнении уполномоченным органом возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права А и К на получение доступного и бесплатного дошкольного образования.

Судом первой инстанции по делу установлены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Доводы жалобы об очередном (первоочередном, внеочередном) порядке предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях, об отсутствии в них свободных мест, превышении предельных норм комплектования, нарушении прав других детей, осуществлением органом местного самоуправления мероприятий по расширению муниципальной сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений не могут быть приняты во внимание, так как данные обстоятельства не исключают возможности удовлетворения заявленных Аташевой З.С. требований, с учетом установления судом нарушения права несовершеннолетних А и К на получение гарантированного государством общедоступного дошкольного образования.

При решении вопросов организации предоставления дошкольного образования органы местного самоуправления должны учитывать соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, обязаны создать достаточную сеть таких учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении соответствующей услуги. Место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено в пределах доступности его посещения, что правомерно учтено судом первой инстанции.

Абзацем четвертым пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Исходя из принципа свободы выбора родителями несовершеннолетнего ребенка форм и методов его обучения, образовательного учреждения, следует сделать вывод о том, что группы кратковременного пребывания или иные вариативные формы обучения не могут выступать в качестве альтернативы групп полного дня; в любом случае выбор конкретной формы обучения согласно базовым принципам в сфере образования законом отнесен только к компетенции родителей.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке в соответствии со статьей 310 КАС РФ.

Вместе с тем в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ суд при вынесении решения суд не указал в его резолютивной части на срок устранения допущенных административным ответчиком нарушений. Судебная коллегия считает необходимым устранить данное нарушение путем указания во втором и третьем абзаце резолютивной части решения суда срока в 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» должен предоставить А и К места в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ с учетом территориальной доступности. При этом судебная коллегия учитывает, что в настоящий момент К уже достиг возраст двух лет.

Таким образом, обжалуемое решение подлежит изменению путем изложения второго и третьего абзаца резолютивной части в соответствующей редакции.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 октября 2018 года изменить.

Изложить абзацы 2 и 3 резолютивной части в следующей редакции.

Возложить на МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить А, ... года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности.

Возложить на МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить К, ... года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности.

Председательствующий: Е.И. Захаров

Судьи: Т.Б. Казанцева

П.С. Назимова